«мертвые души»

Гоголь, Анализ произведения Мертвые души, План

Сегодня на уроке мы познакомились с Гоголем и его Мертвыми душами. Оказывается Н.В. Гоголь Мертвые души писал целых семнадцать лет, мало того книга Гоголя Мертвые души должна была быть трехтомной, а удается автору издать в полноценном формате только первый том. Второй том был написан, но по своим причинам Гоголь сжег второй том Мертвых душ, а третий том и вовсе не успел написать, так как жизнь писателя оборвалась.

Гоголь Мертвые души

Небольшой анализ поэмы Гоголя Мертвые души подойдет для читательского дневника, где можно сделать небольшую аннотацию произведения.

Мертвые души Николая Васильевича Гоголя — это поэма, где за основу сюжета взята афера главного героя Чичикова, который задумал скупить все мертвые души за малые деньги, а затем заложить эти души в опекунском совете, но за большие деньги. Что же это за мертвые души? В России каждые десять лет проводилась перепись крепостных людей, однако, люди имеют свойство умирать, и если человек умер между проводимой переписью населения, то помещику все равно приходилось платить налоги, так как данный человек по документам считался живым. Вот Чичиков и надеялся выкупить всех умерших, считая, что помещикам такая сделка будет на руку.

Как раз с поездкой Чичикова в город Н и начинается наше знакомство с разными помещиками и чиновниками, которые были олицетворением всех багатеев, что жили во времена крепостного права. Среди них были расточители, такие как Манилов и Ноздрев, были и накопители, такие как Коробочка и Собакевич, а был и такой себе Плюшкин, который настолько был скуп, что сам ходил голодный и в лохмотьях, его люди умирали с голоду, в то время как продукты гнили в кладовых.

Когда знакомишься с произведением Гоголя, то понимаешь, под мертвыми душами автор имеет ввиду не только умерших крестьян. Здесь понятие намного шире, ведь мы видим, насколько деградировали помещики, насколько они опустошены и бездуховны. Кого бы мы ни взяли, Чичикова с его аферой, Плюшкина, что утратил человеческий облик, Ноздрева, у которого дети как те собаки, зато собаки живут на широкую ногу(лапу), или Собакевича, где нет ни благородства да никакой порядочности. У всех мертвые души.

Гоголь в Мертвых душах раскрывает чиновничество того времени, где показывает насколько оно продажное и где сплошное воровство и жульничество.

Гоголь Мертвые души главные герои

Гоголь в произведении Мертвые души создал своего главного героя Чичикова проходимцем в чьем образе можно уловить черты других героев произведения. Чичиков хороший психолог, поэтому его торг с помещиками ведется на высшем уровне. Он хитер, от предприимчив, жаден.

Кроме того в каждой из глав перед нами предстают и другие герои, так мы знакомимся с Маниловым — безхозяйственным помещиком, с Коробочкой — вдовой, которая было мелочной, хитрой и расчетливой. Знакомимся с Ноздревым — прожигателем жизни, с Собакевичем, который был прижимистым и упрямым хозяином. Также есть Плюшкин, который был таким скрягой, что довел свое хозяйство до разорения.

План:

1. Чичиков в городе и узнает информацию о помещиках2. Чичиков и удачная даровая сделка с Маниловым3. Чичиков заблудился и попал в имение к Коробочке4. Чичиков у Ноздрева с попыткой выкупить у него мертвые души. Чичиков уехал от Ноздрева с пустыми руками5. В деревне у Собакевича. Тот продает мертвые души, нахваливая каждого умершего крестьянина6. Чичиков у Плюшкина и сделка с ним7. Чичиков идет в суд, чтобы заверить сделку8. Чичикова пригласили к губернатору на прием9. Все обсуждают Чичиковаи вопрос с мертвыми душами. Чичикова больше не приглашают на балы. Чичиков болеет10. Все продолжают гадать, кто такой Чичиков. Вспомнилась история с капитаном Копейкиным. Ноздрев у Чичикова и рассказывает о происходящем на улицах города11. Здесь мы узнаем о Чичикове, о его родителях и его жизни. Чичиков бежит из города

Глава 11: Бегство Чичикова

Чичиков задержался и выехал только к вечеру, так как нужно было подковать лошадей. По дороге он наткнулся на похороны прокурора. Пропустив процессию, он покинул город.

Автор рассуждает о Руси: хоть и не может она похвастать ярким одеянием, прекрасными городами, довольством и богатством, есть в ней особенная красота пустых и огромных полей, бесцветных и диких лесов. Потом он любовно описывает дорогу, которая не раз помогала ему забыться от тревог. Красота ее ночи, ее одиночества и бесконечной вереницы сменяющихся пейзажей радует глаз. Потом он заговорил о своем герое. Чичиков не понравится дамам, уверен автор. Он же толст и вовсе не идеален, а герою публика этого не прощает. Но он обещает изобразить таких безупречно красивых славян, мужчину и женщину, что они возбудят в читателе гордость за народ, но это будет потом. А пока надо описать подлеца, заключил писатель. Он описывает нам детство своего героя.

Чичиков был родом из небогатой дворянской семьи. Родился ни на кого не похожим.

Мать умерла рано. Больной и строгий отец воспитывал неохотно, драл за уши. Отправляя ребенка в училище, он велел ему слушаться вышестоящих, во всем стараться угождать будущим начальникам, бережливо относиться к деньгам и не заводить друзей. Копейка – единственный друг человека.

Чичиков уже в учебные годы умел находить способы получения денег: не он угощал, а его угощали, а он припрятывал лакомства и продавал. Также он торговал пирожками, выступал с дрессированной мышью, мастерил фигурки из воска. Способностей в науках не имел, зато так угождал учителям, что учился хорошо. Школу окончил блестяще, ведь его наставник ценил не ум, а благонравие. Но потом он раскаялся в своем отношении к Павлу: когда преподаватель обеднел и оказался в нищете, бывшие ученики собрали ему денег. И один лишь Павел дал очень мало, еле-еле дав себя уговорить.

После школы ему удается попасть в казённую палату. Отец, отправившись в мир иной, оставил ему совсем немного денег. Для продвижения по карьерной лестнице Чичиков часто обманывал других людей. Хитростью герой пытался достичь своих целей. Например, лестью и ужимками добился протекции начальника, а потом забыл дорогу в его дом и желание жениться на его некрасивой дочери. За взятки на новом месте его все же поймали, но он не сдался и попал в таможню. Там он затеял новую аферу, связанную с контрабандой, но подельник написал на него донос, не поделив с ним женщины. Лишившись почти всего награбленного, он опять не унывал. Герой отправился служить, и на новом месте ему пришла идея заложить несуществующих крестьян в опекунский совет, где за каждую дадут по 200 рублей. По ревизии они все считались живыми, а после он уже рассчитывал уехать с деньгами. Там Павел Иванович и оказался в городе.

Автор говорит, что его герой даже не подлец, а «приобретатель», и в этом коренится его недостаток. Однако причина непривлекательности Чичикова в том, что автор показал его таким. Если бы читатель лично познакомился с ним, то у него сложилось бы другое мнение, и Павел Иванович показался бы замечательным человеком. Писатель же боится теперь, что критики будут к нему несправедливы, особенно опасается патриотов, которые обычно живут, думая лишь о своей выгоде, но поднимают крик, когда слышат, что что-то не так вокруг. Автор упрекнул читателя, что он начнет искать признаки Чичикова в других, но не в себе, что он лишь посмеется над книгой, но в себе ничего не изменит.

Последние строки посвящены быстрой езде: любит ее удалой русский человек. Автор сравнивает тройку, сделанную нашим мастером, с Русью, любовно описывает ее движение. Именно ее пропускают вперед другие страны.

Краткая характеристика и образы героев

Всё повествование в поэме построено на подробном разборе образов чиновников на Руси и непростой жизни крестьянства. Из характеристик главных персонажей произведения складывается образ России XIX века.

  • Образ главного героя,  Павла Ивановича Чичикова,  поэмы можно смело назвать представителем зарождающегося на Руси класса предпринимателей. Образ его многогранен, он качественно выделяется на фоне других персонажей своей деятельностью и активностью. Для всех он загадка — даже внешность Чичикова о нём мало говорит. И не красив и не уродлив, и не стар и не слишком молод… Нелегко понять и внутренний мир героя Гоголя. Он многолик, подстраивается под любого собеседника, что позволяет ему без особых усилий втереться в доверие к местным чиновникам и помещикам и моментально занять нужное ему положение в незнакомом обществе. Ещё с юных лет Чичиков научился получать выгоду с тех людей, которые побогаче его самого. Отец объяснил герою, что к деньгам нужно относиться очень бережно и ценить каждую копейку — эта вещь надёжнее всего. Чичиков с ранних лет уяснил, что именно деньги прокладывают путь ко всему желанному и необходимому в жизни. Всю свою карьеру герой зарабатывал денежные средства не честными путями. Активно пользуясь своими качествами: очаровательным обманом, возможностью при исполнении брать взятки и откаты, способностью умом продумывать всевозможные махинации. Любыми способами герой шёл к личному обогащению, игнорируя нормы морали и нравственности.
  •  Образом господина Манилова  Гоголь охарактеризовал целый класс «сентиментальных» помещиков, которым свойственны мечтательность и отсутствие деятельности. Такого рода помещики не следят за хозяйством и ничем полезным не заняты. Манилов обходителен, добр и в общении достаточно приятный человек. Но он глуп, пуст и бездарен.
  •  Настасья Петровна Коробочка  разительно отличается от Манилова. Она замечательная хозяйка и в её поместье царит идеальный порядок. Но на этом «хорошее» в помещице заканчивается. Коробочка не развита духовно и не стремится к этому. Всё, что ей волнует — быт и двор, на которых свет сошёлся клином. Гоголь с помощью характеристики этой героини раскрывает читателю целый «вид» ограниченных и бесперспективных людей.
  • Гоголь причисляет  Ноздрёва  к помещикам, в которых нет серьёзности. Этот герой отличается энергичностью, но его энергия направлена на сиюминутные удовольствия, а не на развитие хозяйства. Ноздрёв игрок и пьяница, легкомысленный балагур с праздным отношением к жизни.
  •  Образ Михаила Семёновича Собакевича  Гоголь ассоциирует с русским медведем. Он степенен, неповоротлив и силён. В нём видится что-то от дикого зверя. Он ценит не эстетику окружающего мира, а его надёжность. За этой грубой силой — суровый характер, ум и хитрость. Собакевич изворотливый помещик, который готов грядущим на Руси переменам и реформам.
  •  Плюшкин  представляет в поэме самый необычный и интересный тип помещика. Это скупой старик, жадность которого распространяется не только на крепостных, но и на себя самого. Чрезмерная экономия сделала из помещика бедняка. Скупость и зацикленность на сохранении несуществующего добра не позволяют ему обрести главное в жизни — семью.

Глава 10: Следствие

Собравшись у «благодетеля города», жители пытаются отгадать, что из себя представляет Чичиков. Все боялись, что это ревизор, и перспектива проверки заставила господ похудеть. Все упрекали друг друга в нечестности и в том, что им легче живется. В итоге возникла версия, что Чичиков – капитан Копейкин.

В этой главе представлена повесть о капитане Копейкине. Это история о бедном честном военном, который стал жертвой несправедливости. Он вернулся с боев инвалидом, и Капитану Копейкину не хватало денег ни на жильё, ни на еду. Он решил обратиться за помощью к властям. После долгих безрезультатных попыток поговорить с генералом, он напрямую прошёл к нему в приёмному. Копейкину пообещали исправить ситуацию, но когда царь приедет. Он отказался уходить, его вывели насильно. После этого его никто не видел, но в лесах появилась шайка разбойников под его руководством. Но вот незадача: у героя ни руки, ни ноги, а Чичиков целый.

Потом подумали, что гость смахивает на Наполеона, каждый про себя подумал, что это, может, и правда. В те времена люди считали, что Бонапарт – воплощение чудовища заморского, настоящий Антихрист. Но и эта версия не прижилась. Тогда пошли к Ноздреву. Автор удивляется, что все знают, что он лгун, но при первом же случае пошли к нему. Он сравнивает чиновников города с человеком, который всю жизнь избегал и боялся докторов, зато охотно лечился у знахарки, которая лечит плевками да криками.

Сам Ноздрев 4 дня не выходил из дома и избрал затворничество, чтобы выбрать удачную карту, на которую будет впредь полагаться в играх. Он планировал так сидеть 2 недели, но согласился на приглашение в ожидании хорошей партии.

Помещик еще больше запутал сограждан. Он сочинил небылицу, что Чичиков учился с ним в одной школе, что он – фальшивомонетчик, что ему и вправду нужно украсть дочку губернатора

Он признался, что помогал ему, и даже назвал точные подробности несуществующей авантюры из простого желания привлечь всеобщее внимание. Убедившись, что он врет, обитателю города еще больше запутались

Прокурор даже умер от натуги.

Все это время Чичиков болел флюсом и страдал от боли в горле. Как только он вылечился, он, удивленный, что его никто не навестил, пошел к приятелям, но его либо не принимали, либо принимали так странно, что он начал опасаться за их психическое здоровье.

Приехал к нему Ноздрев и рассказал, что все в городе считают его фальшивомонетчиком, и только сам помещик выгораживал друга. Потом он упрекнул его в затее о похищении дочки губернатора, предложил помощь за то, что тот даст ему в долг 3.000 рублей. Чичиков испугался, выпроводил гостя и решил наутро уехать.

Глава 6

Чичиков, размышляя о прозвищах, которые дали мужики Плюшкину, подъезжает к его деревне. Большое село встретило гостя бревенчатой мостовой. Бревна поднимались как клавиши фортепиано. Редкий ездок мог проехать без шишки ли синяка. Все строения были ветхими и старыми. Чичиков рассматривает село с признаками нищеты: прохудившиеся дома, застарелые скирды хлеба, ребра крыш, заткнутые тряпьем окна. Дом хозяина выглядел еще более странным: длинный замок напоминал инвалида. Окна кроме двух были закрыты или заставлены. Открытые окна не выглядели привычно. Исправлял странный вид сад, расположившийся позади господского замка. Чичиков подъехал к дому и заметил фигуру, у которой было сложно определить пол. Павел Иванович решил, что это ключница. Он поинтересовался, дома ли барин. Ответ был отрицательный. Ключница предложила зайти в дом. В доме было также жутко, как и снаружи. Это была свалка мебели, куч бумажек, ломаные предметы, тряпки. Чичиков увидел зубочистку, которая пожелтела так, как будто пролежала здесь не один век. На стенах висели картины, с потолка свисала люстра в мешке. Было похоже на большой кокон из пыли с червяком внутри. В углу комнаты лежала куча, понять, что было в ней собрано, вряд ли бы удалось. Чичиков понял, что ошибался в определении пола человека. Вернее это был ключник. У мужчины была странная борода, как скребница из железной проволоки. Гость, долго прождав в молчании, решил спросить, где барин. Ключник ответил, что это он. Чичиков опешил. Внешность Плюшкина его поразила, одежда изумила. Он был похож на нищего, стоявшего у дверей церкви. С помещиком не было ничего общего. Плюшкин имел больше тысячи душ, полные кладовые и амбары зерна, муки. В доме множество изделий из дерева, посуды. Всего, что было накоплено Плюшкиным, хватило бы не на одну деревню. Но помещик выходил на улицу и тащил в дом все, что находил: старую подошву, тряпку, гвоздь, битый кусок посуды. Найденные предметы складывал в кучу, которая располагалась в комнате. Он прибирал к рукам то, что оставляли бабы. Правда, если его в этом уличили, не спорил, возвращал. Он был просто бережливым, а стал скупым. Характер менялся, сначала проклял дочь, сбежавшую с военным, затем сына, проигравшегося в картах. Доход пополнялся, но расходы Плюшкин все время сокращал, лишая даже себя мелких радостей. Помещика проведывала дочь, но он подержал внуков на коленях, а денег дал.

На Руси таких помещиков немного. Большинство больше желают жить красиво и широко, а съеживаться, как Плюшкин, могут единицы.

Чичиков долго не мог начать разговор, в голове не находились слова, объясняющие его визит. В конце концов, Чичиков заговорил об экономии, которую он хотел посмотреть лично.

Плюшкин не угощает Павла Ивановича, объясняя, что у него прескверная кухня. Начинается разговор о душах. У Плюшкина больше сотни мертвых душ. Люди умирают с голоду, от болезней, некоторые просто сбегают подальше. К удивлению скупого хозяина Чичиков предлагает сделку. Плюшкин неописуемо рад, он считает гостя глупым волочилой за актрисами. Сделку оформили быстро. Обмыть сделку Плюшкин предложил ликером. Но когда он описал, что в вине были козявки и букашки, гость отказался. Переписав на куске бумаги мертвых, помещик поинтересовался, не нужны ли кому беглые. Чичиков обрадовался и купил у него после небольшой торговли 78 беглых душ. Довольный приобретением 200 с лишком душ, Павел Иванович вернулся в город.

Анализ произведения

История создания

Годы написания «Мёртвых душ»: 1835–1842. Год публикации первого тома — 1842. Принято считать, что сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин.

Проблематика

  1. Препятствие развитию России
  • взяточничество и казнокрадство чиновников;
  • паразитизм, инфантильность дворянства;
  • рабское положение крестьян.
  1. Безнравственность многих представителей высшего сословия (помещиков, служилого дворянство, занимающего посты крупных чиновников).
  2. Жестокость, закрепившаяся в сознании большинства обыденностью: людей продают, проигрывают в карты.

Идея

Идея произведения первоначальная — показать Русь в целом. В ходе работы Гоголь идею сузил до обличения общественных нравов, пошлости и бездуховности помещичьего сословия. Цель Гоголя — не просто обличить пороки, но заставить людей посмотреть на себя со стороны, помочь им увидеть, как они грубы, мелочны, неинтересны и безнравственны.

Композиция

Композиуия первого тома кольцевая, так как в начале и в конце повествования Чичиков едет в бричке. В начале он въезжает в город NN, в конце — срочно выезжает из него после всего случившегося.

В композиции выделяется три звена:

  1. портретные главы (2–6), в них даны типы помещиков;
  2. город и чиновники (1,7–10 главы), описываются хлопоты с оформлением купчих, слухи в городе о Чичикове;
  3. предыстория главного героя (11 глава).

Жанр

Жанр, по определению автора, — поэма в прозе. Большинство литературоведов склонны считать «Мёртвые души» романом.

Поначалу Гоголь замыслил написать «Мёртвые души» в жанре авантюрно-плутовского романа. Желание придать произведению историческую правдивость побудило автора задуматься о реалистическом методе. Юмор, ирония и сатира на страницах «Мёртвых душ» дают право назвать роман комедией. Множество лирических отступлений, богатство русского языка придают редкую поэтичность прозаическому тексту. Автор справедливо назвал своё произведение поэмой.

Главная мысль поэмы

В седьмой главе Чичиков задумывается, какими были умершие люди, им купленные. Он мысленно оживляет их, даёт волю фантазии. В этом вопросе приоткрылась душа Чичикова. Автор предполагает её очищение. Значит, каждый может воскреснуть душой. Возможность нравственного возрождения мёртвой души — главная мысль поэмы.

Более масштабно — Гоголь верил в Россию, её будущее связывал с нравственным воскресением народа. Писатель отмечает духовную силу крестьянского характера, отдаёт дань уважения человеку труда, несмотря на то, что произведение посвящено афере Чичикова, его близости к порочному чиновничеству. Описание негативных сторон жизни и нравов преследует цель высмеивания и осуждения мёртвых душ, что поможет читателю подняться выше, а с ним и всей стране.

Как возник замысел произведения, история публикации

Идея сюжета была подсказана Пушкиным. Поэт рассказал Гоголю реальную историю, которую услышал во время пребывания в кишиневской ссылке. В городе Бендеры в течение нескольких лет не было зафиксировано ни одной смерти крестьян. Когда власти стали расследовать этот инцидент, оказалось, что беглые крепостные из центральных регионов Российской империи оседали в этом месте, заимствуя имена мертвых крестьян. Гоголь творчески переосмыслил этот рассказ и положил в основу авантюрной линии романа.

Согласно наиболее распространенной версии, первоначально писатель задумал написать поэму в трех частях.

  1. Первый том — описание похождений Чичикова.
  2. Второй том — главного героя настигает кара за совершенные им деяния.
  3. Третий том — нравственная трансформация основных персонажей.

Примечание

В данной структуре исследователи видят аналогию с «Божественной комедией» Данте, состоящую из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Первый том создавался Гоголем в период с 1835 г. по 1841 г. Помимо России местом написания романа были страны:

  • Италия;
  • Германия;
  • Франция;
  • Швейцария.

Отдельные главы читались Николаем Васильевичем в кругу его близких знакомых задолго до окончания всего произведения. Среди первых слушателей были братья Аксаковы, В. Жуковский, В. Одоевский и другие известные литераторы.

В январе 1842 г. Гоголь передал поэму друзьям, попросив содействия в прохождении цензуры. В марте рукопись была допущена к печати цензором А.В. Никитенко, но без вставки «Повести о капитане Копейкине». В мае 1842 г. первый том «Мертвых душ» был опубликован.

Оценка романа была самой разнообразной: от хвалебных отзывов до разгромных рецензий. Критики упрекали поэму в отсутствии положительных образов и преувеличении человеческих пороков. Ценители — восторгались узнаваемостью персонажей и правдоподобием описания российской действительности.

В течение последующих 10 лет, до своей смерти в 1852 г., Гоголь работал над 2-й и 3-й частью «Мертвых душ». Согласно общепринятой версии, 2-й том автор сжег по собственному желанию, а к 3-й части Гоголь успел сделать только некоторые наброски.

Подлинные причины уничтожения второго тома «Мертвых душ» — неизвестны. Есть несколько возможных объяснений этому.

  1. Недовольство качеством работы. Согласно этой версии, вторая часть показалась автору гораздо слабее первой, и поэтому он сжег ее.
  2. Указание духовника. Писатель был верующим человеком, а его духовный отец Матфей Константиновский не одобрил рукопись после прочтения.
  3. Душевная болезнь. Последние дни своей жизни Гоголь пребывал в тяжелом состоянии. Он практически перестал принимать пищу, строго соблюдая Великий пост. Граф А. Толстой вспоминал, как Гоголь признался ему, что сжег рукопись «по велению злого духа».
  4. Случайность. Некоторые исследователи полагают, что чистовик 2-го тома был уничтожен случайно вместо черновых листов.

Особенности характера

Основными чертами характера Коробочки являются:

  • узколобость, упертость, зацикленность на своих решениях;
  • бережное отношение к окружающим предметам;
  • чистоплотность и аккуратность;
  • глупость и необразованность, которые проявлялись в отрицании всего современного и нового;
  • прямолинейность.

Характер Коробочки сложен и противоречив. С одной стороны, она грамотно ведет хозяйство и проявляет заботу о своих крестьянах. Это положительные черты, которые делают ее привлекательной. С другой стороны, автор показывает героиню, как бережливую, очень любящую деньги, жадную помещицу. Она копит деньги, не имея никакой определенной цели,. Наследников, которым она могла бы завещать свои сбережения, у нее нет.

В поступках людей Настасья Петровна выискивает что-то плохое, после чего она уже не способна увидеть в них хорошего. Ее упрямство становится главным препятствием, чтобы принять своевременно правильное решение

Мнение других лиц во внимание не принимается.

Вариант 2

Особенно любопытным я считаю истинный смысл названия произведения «Мертвые души». На первый взгляд все очевидно: сам главный герой называет мертвыми душами крестьян, которые на самом деле уже умерли, но на бумагах помещиков числятся живыми. Эта неопрятность в бухгалтерии дает возможность махинаторам, таким как Чичиков, проводить свои аферы, о которых помещики даже не догадываются. Они продают уже умерших крестьян Чичикову, который собирался под их залог получить деньги у Опекунского совета. На протяжении основной части первого тома Чичиков является то к одному, то к другому помещику для того, чтобы заключить выгодную сделку.

Но чем больше мы узнаем героев произведения, тем больше нам кажется, что мертвы здесь скорее они, а не честно трудившиеся крестьяне. Все помещики, с которыми встречается Чичиков – это жадные люди, которые готовы на все ради собственной наживы. Кто-то из них более глупый, кто-то грубоват, а кто-то легкомысленный, но именно продажность объединяет всех этих героев. И именно их имел в виду Гоголь, называя свое произведение «Мертвые души»: мертвы как раз те, кто не сумел сохранить в себе ничего человеческого.

Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.

Помещики в поэме Мертвые души

Мертвые души — это поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем во второй половине 19-го века, жанр же своего произведения писатель определил сам. Сегодня же мы рассмотрим героев этого произведения.

Манилов

Это обаятельный, притягательный человек, но очень ленивый, с которым довольно скучно общаться. В его распоряжении две сотни изб с крестьянами, но занимается он поместьем с недавнего времени. Крестьяне такие же ленивые, как и их хозяин, выполняют свою работу нехотя и медленно. Обычный он сидит у себя и мечтательно курит трубку. Этот герой не лишен романтики, чувствительный, мягок в общении, уступчив.

Коробочка

Коробочка — это старая женщина, потерявшая мужа, она отличается своей бережливостью, отлично ведет хозяйство, следит за поместьем. В поместье у нее порядок. Однако из минусов можно выделить подозрительность и глуповатость. В ее распоряжении всего лишь 80 крестьян. Они трудятся довольно хорошо, возводят относительно крепкие постройки, а также производят товары, чем впоследствии торгует сама хозяйка.

Ноздрев

Этому герою 35 лет и он вдовец. Ноздрев отличается весёлым нравом, он громкий и немного задиристый. Не может усидеть на месте, предпочитает всё время развлекаться и выпивать, слоняясь тут и там. На поместье же, практически, не тратит своего времени и не смотрит за крестьянами, также не обращает много внимания на собственных чад. Ему более по душе собаки, коих у него целая стая.

Собакевич

Собакевичу примерно 45 лет, он женат. Внешне он чем-то похож на огромного медведя, не уступает тому в здоровье и силе

Говорит прямо в лоб то, что думает, часто грубит, а также отличается своей неуклюжестью и неосторожностью. Снабдил своих подопечных хорошо построенными, крепкими домами, но бывает строг с ними

Этот герой любит вкусно поесть и считается зажиточным человеком. Любит свою семью и заботится о ней.

Плюшкин

Это разбогатевший человек, у которого насчитывается примерно 1000 крестьян. Однако, не все они «настоящие»: часть из них составляют мертвые души или души беглых крестьян. Он ужасно жадный, скупой человек, даже на себя и свои собственные нужды, никогда не потратит лишнюю копейку на что бы то ни было. Из одежды у него только обноски и старье, ест он черствый хлеб. Этот помещик никогда ничего не выбрасывает на помойку. Также и его крестьяне страдают от его скупости: их дома старые и вот-вот развалятся. Написать оказывается продавать свой товар, от чего всё его «богатство» только портится в кладовых и «пропадает».

Глава 2: Манилов

Автор описывает слуг главного героя. Петрушка носил сюртук с барского плеча, имел крупные черты лица. Он был молчалив, много и без разбору читал, не разбираясь в прочитанном. Он спал, не раздеваясь, и имел неповторимый запах, который повсюду носил в собою. Кучер был его противоположностью, но автор прерывает себя и рассуждает о том, что иной раз для русского человека шапочное знакомство с высшим по званию дороже дружбы.

В этой главе Чичиков совершает первый визит помещику «с сахарными глазами» — Манилову. По дороге видит то же, что и везде: ветхие деревни, жиденький лес, скотинку. Но неслучайно он по ошибке ищет «деревню Заманиловку». И место, и сам хозяин напоминает нечто безжизненное, тягучее. Каменный двухэтажный дом открыт всем ветрам, парк на английский манер не ухожен. Скромная беседка носит гордое название «Храм уединённого размышления». Близ дома 200 серых изб. Даже погода в тот день была под стать имению и помещику – ни то, ни се, ни мрачная, ни светлая.

Манилов, голубоглазый блондин средних лет с приятными чертами лица, представляет собой «ни то, ни сё». Автор жалуется, что сложно описать этот мелкий характер. С ним хорошо говорить первые 5 минут, а потом скука берет смертельная от его лести и сладости. Он ничем не отягощен, его ничто не заботит, даже настоящих интересов у него нет. Зато он всегда о чем-то фантазировал. К примеру, хотел провести через дом подземный ход, построить каменный мост над рекой, а на нем поставить купеческие лавки.

В доме его вечно чего-нибудь не хватало (несколько лет он не мог обтянуть два кресла нужной материей, 8 лет нужная комната стоит без мебели), своим хозяйством герой давно не занимался, и весь дом стоял на плечах приказчика. Слуги воровали и пили, амбар был пуст. Никто за ними не следил, ведь жена была под стать мужу: праздная и «сахарная» женщина без интересов и воли. В своем пансионе она научилась трем вещам: французскому языку, рукоделию и игре на фортепьяно. Она была миловидна и со вкусом одета.

Манилов может показаться приятным человеком на первый взгляд, однако потом проявляется его излишняя «сахарность» (например, они с Чичиковым несколько минут спорили, кто первый пройдет в дверях). За столом он обсуждал всех жителей города, и каждого вычурно хвалил. Персонаж пытался казаться грамотным и образованным (но на столе у него уже два года лежит пыльная книга с закладкой на одной и той же 14 странице), жаловался на отсутствие столь же деликатных и умных соседей. Потом хвалил гостя, описывал духовное наслаждение от беседы с ним. Представил сыновей: детям он дал имена, образованные сразу от двух языков (Фемистоклюс и Алклид). Желая быть приятным, гость хвалил заурядные ответы мальчиков на глупые вопросы.

В конце обеда Чичиков отправляется в приятный голубоватый кабинет хозяина. Он спросил о крестьянах, и Манилов позвал желтолицего пышнотелого приказчика лет 40. Тот обязался составить список умерших крестьян. Гость рассказывает о своём намерении – он хочет купить у помещика мёртвые души. Сначала Манилов испугался, спросил о законности предприятия, но потом он любезно согласился на сделку, так как собеседник сказал много умных слов, чем совершенно запутал помещика. После этого Чичиков растрогался и даже пустил слезу, жалуясь на несправедливые гонения на службе и благодаря хозяина дома. Затем Павел Иванович простился, узнав дорогу к Собакевичу.

Манилов до ужина мечтал о сердечной дружбе с Чичиковым, грезил об их роскошных выездах и знакомстве с государем, но никак не мог взять в толк, зачем гостю нужны были мертвые души, которые он подарил ему, не взяв денег?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: