В. а. жуковский, «кубок»: краткое содержание, главная мысль

«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского

Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.

Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.

Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.

В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.

Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.

Краткое содержание баллады Кубок Жуковского

На летние каникулы школьникам задают разные произведения, которые они должны прочитать и ознакомиться с сюжетом. Таким образом дети не только знакомятся с писателями и их творчеством, но еще и получают общее развитие. Однако не все горят желанием читать полные произведения и здесь на помощь приходят краткие содержания. Сегодня представляем вашему вниманию балладу Кубок Жуковского и ее краткое содержание для читательского дневника.

Василий Жуковский: Кубок

Краткое содержание произведения Жуковского под названием Кубок начинается сообщением о том, что царь со своими рыцарями пришел на высокие скалы. Они нависали над бездонным морем. Захотелось проверить своих рыцарей и латников на храбрость, поэтому и придумал царь сложное задание. Он решил бросить золотой кубок со скалы в море, а тому, кто решится достать этот кубок, достанутся почести и награда. Да никто не решился испытывать свою судьбу, уж слишком высокой была скала, да и море грозное глядело на всех. Однако нашелся смельчак. Это был паж. Он не раздумывая, снимает с себя пояс, епанчу, подходит к окраине скал. Там бушует море, но обратившись к Богу, срывается паж со скалы и его поглощает бездна. Все присутствующие были уверены, что парень погиб и не вернется. Придворные заговорили, заволновались. Кто-то сказал, что даже ради трона никогда бы не прыгнул в пучину, а значит, никто не расскажет, что хранит в себе бездна, откуда никто не возвращается живым.

Дальше вдруг послышались звуки, все зашипело, засвистело и вот показался паж. В одной руке держал он кубок, а второй пытался доплыть до берега, ведя борьбу с волнами. Наперекор судьбе ему удалось выжить, еще и отыскать кубок царя.

Когда пажу налили вино в кубок, тот стал делиться своими мыслями. Он сказал, чтобы люди радовались, что живут на земле, ведь бездна устрашающая. Там внизу его кружило, било о скалы, а он шептал молитву. Пажу повезло, и благодаря молитвам, удалось отыскать кубок, который зацепился за кораллы и не упал на дно. Однако за это время он успел увидеть все ужасы бездны с ее морскими чудовищами в виде скатов, морских гиен и других стоногих чудовищ. В конце концов ему повезло и выбросило потоком наверх.

Однако царю захотелось еще больше узнать о морской жизни и бездне, поэтому он обещает смельчаку, кроме кубка, перстень и дочь в придачу. Дочь стала защищать пажа и просить отца помиловать слугу. Просила, чтобы тот послал своего рыцаря в бездну. Но, паж вдохновившись, вновь бросается в воду. Сколько ни всматривалась царевна в бездну, не было видно там пажа. Приходила волна за другою волною, а юноша уже не появится никогда.

На этом завершается краткое содержание баллады Кубок.

Жанр, направление, размер

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского «Кубок»

  1. Что отличало рыцаря от простого латника?

Слово «рыцарь» первоначально обозна­чало «всадник». Это был тяжеловоору­женный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать опре­деленному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называ­ют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом.

Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за золотым кубком?

Царь проверял смелость своей свиты. Но он мог предложить совершить такой поступок и для проверки беспрекословной преданности и готовности подчиниться приказу не размышляя.

Прочтите рассказ пажа, вернувшегося из мор­ской бездны. Как его характеризует этот рассказ?

Паж говорит о том, что ему удалось увидеть и как чудом был спасен кубок, ко­торый случайно зацепился за ветку ко­ралла. В ужасной бездне он увидел и водя­ного млата, и уродливого ската, и нена­сытного мокоя (род акулы), и однозуба. Только порыв водомета выбросил его из бездны. Так рассказал отважный паж о своем подвиге.

Что заставило царя послать молодого пажа еще раз в море за кубком — практически на верную смерть?

Для даря казалось естественным испол­нить свою очередную прихоть и заставить молодого героя попытаться выполнить то, что было невыполнимо. Так он доказывал и себе и всем вокруг, что каждый его при­каз — даже самый нелепый — закон.

Почему даже просьба дочери не изменила ре­шение царя?

Царь привык, что любой его приказ вы­полняется беспрекословно. Он хотел, что­бы так было всегда. Если бы он выполнил просьбу дочери, то это показало бы всем, что его приказ можно отменить. Ясно, что этого царь не хотел.

Прочтите последнюю строфу баллады. Как вам кажется, какое чувство владеет ее автором? Он бунтует против несправедливой гибели юного от­важного пажа или смирился с ней?

Последняя строфа баллады передает чувство грусти, которое испытывает автор, сочувствуя герою

Но он понимает, что гибель отважного юноши неизбежна и только волны будут вечно приходить и бить в кромку печального берега. Автор не может изменить того, что уже произошло

Сколько строф в балладе? Как рифмуются строки в этих строфах? Обратите внимание на то, что рифмуются очень простые слова.

В балладе «Кубок» 27 строф. Во всех строфах рифмовка одинакова. Обратимся к одной из строф и подчеркнем в ней рифмы.

Справка. Рифма (от греческого — соразмерность) — совпадающие, созвуч­ные окончания стихотворных строк.

Над бездной утихло… в ней глухо шумит… И каждый, очей отвести Не смея от бездны, печально твердит «Красавец отважный, прости!» Все тише и тише на дне ее воет… И сердце у всех ожиданием ноет.

Мы видим, что между собой рифмуются первая и третья строки, вторая и четвер­тая, а затем пятая и шестая строки. Тот способ рифмовки, который использован в первых четырех строках, называют пере­крестной рифмой, а тот, который связы­вает между собой последние две строки, — параллельной

Можно выписать рифмую­щиеся слова, и мы убедимся, что это очень простые слова, а рифмы подчерки­вают важность того, что происходит в бал­ладе. Материал с сайта //iEssay.ru

Подумайте над рифмами первой строфы:

…………………………… простой, …………………………… вышины? …………………………… золотой: …………………………… глубины …………………………… безвредно, …………………………… победной. Четыре строки рифмуются перекрестно, две по­следние — параллельно. Найдите точные и неточ­ные рифмы.

В приведенном наборе рифм первой стро­фы баллады первые две пары можно на­звать точными рифмами, последние две — неточными.

Справка. Рифмы бывают точные, неточные, богатые, бедные и др.

В русском стихе точная рифма обра­зуется при совпадении ударного гласного и последующих звуков: беленький — ме­ленький. Неточная — когда заударные звуки не совпадают: волны — полный.

Фридрих Шиллер

Немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, которого очень любили переводить Жуковский и другие русские романтики, считается одним из величайших авторов и в Германии, и вообще в Европе. Например, его «Ода к радости», положенная на музыку Бетховена (рис. 7), в изменённом виде – гимн Европейского Союза.

Рис. 7. Людвиг Бетховен (Источник)

Одна из главных, интересных, крупных, особенностей жизни Шиллера – его дружба с немецким гением Иоганном Гёте (рис. 8). Их зачастую представляют как неразрывную пару. Гёте и Шиллер – веймарские авторы, веймарские романтики, они же классики, потому что они несколько раз в течение своей жизни меняли свои художественные вкусы.

Рис. 8. Иоганн Гёте (Источник)

Может быть, Шиллеру даже немного повредила дружба с Гёте, потому что Гёте – это немецкий Пушкин, Шекспир, то есть немецкий автор «номер один». Шиллер тоже любимый, тоже почитаемый, но находился немного в тени Гёте. Он и жил недолго, в отличие от долгожителя Гёте.

Писал Шиллер не только стихи, баллады и лирические стихотворения, но и прозу, и философские сочинения, и драмы.

В Германии особенно любили его драму «Разбойники». Главный герой этой пьесы, Карл Моор, – благородный разбойник. Он становится на путь партизанской войны с мещанством, с тиранами, с владыками мира сего. Он выступает как один из первых благородных разбойников, и Шиллер вводит эту тему в мировую литературу, в том числе в русскую (вспомните «Дубровского»). С Шиллера и пошла мода на благородных разбойников, поэтизацию мятежа, восстания. Это его вклад в мировую культуру.

Сочинение по рассказу Тургенева

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты

Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой

Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев

И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее

Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает

Оригинальные и переведённые баллады Жуковского

Баллада «Кубок» – это вольный перевод баллады Шиллера (рис. 5) (немецкого поэта). В оригинале эта баллада называется «Der Taucher» (в пер. – водолаз, ныряльщик).

Рис. 5. Фридрих Шиллер (Источник)

Вольный перевод – перевод ключевой информации без учёта формальных компонентов исходного текста.

Во времена Жуковского не было современного понятия о переводе. Сейчас мы ждём от перевода точности, соблюдения переводчиком «буквы текста», который он переводит

Тогда всё было иначе: было важно передать не «букву текста», а его дух

Зачастую переводчики того времени что-то добавляли от себя, что-то сокращали, меняли имена, названия мест, чувствовали себя очень вольно, очень свободно. Поэтому зачастую поэтические переводы того времени – это практически оригинальные произведения переводчика. Тут нет твёрдой грани, тяжело понять, где заканчивается Шиллер или Вальтер Скотт и начинается, в данном случае, Жуковский.

Зачастую баллады под именем Жуковского, особенно в детских изданиях (рис. 6), публикуют, не указывая источники.

Рис. 6. А. Кошкин. Иллюстрация к сборнику баллад В. А. Жуковского (Источник)

В этом есть какая-то своеобразная справедливость, хотя это не очень корректно с научной точки зрения. Если вы положите перед собой какую-нибудь книжку с балладами, а на обложке будет крупными буквами написано «Жуковский», прочитав ее, вы не увидите различия между текстами, которые там есть. Хотя одни – оригинальные баллады, которые Жуковский сделал из ничего, полностью сочинил, а другие – переводы, в той или иной степени вольные. Мы можем сказать, что любой текст, который Жуковский переводил, он делал своим, придавал ему какую-то свою особенную стилистику.

Стилистика – совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру автора.

Именно в переводах Жуковского ветки и цветы западной романтической поэзии отлично привились к древу русской поэзии.

Пушкин считал Жуковского отцом современной русской поэзии романтической, демократической. За Жуковским пошли многие по пути создания баллад и других произведений романтических жанров.

Сюжет баллады «Кубок» Жуковский

«Кубок» Жуковский краткое содержание произведения:

Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках.

Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях.

Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

Главная мысль:

Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.

Заключение:

В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов.

Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский — «Море» анализ стихотворения Жуковского.

Популярные сегодня пересказы

  • Царевна-лягушка — краткое содержание сказки «Царевна-лягушка» – это очень известная русская народная сказка. Жил один царь, у которого было трое сыновей. Когда они выросли, отец сказал им пойти в открытое поле, натянуть свои луки и выпустить по одной стреле.
  • Кошки — краткое содержание мюзикла Уэббера В кошачьем племени грядет великое событие. Именно сегодня должен состояться бал, на котором старейшина выберет вожака среди кошачьего племени, ему предстоит отправиться в кошачий рай и переродиться
  • Шварц Евгений Львович Шварц, известный советский драматург, родился 21 октября 1896 г. в Казани. Родители Шварца были медиками.
  • Плавунчик — краткое содержание Бианки Есть у нас необычная птичка – кулик-плавунчик. Водится она на всей территории нашей огромной страны, от Казахстана до Камчатки. Появляется птичка всегда так же неожиданно, как и исчезает.

Действующие лица

Сюжет баллады «Кубок» — сказочный, и поэтому нельзя определить точное место действия и время. По главным героям можно сделать предположение, что речь идет о средневековой Европе. Ключевые персонажи баллады:

  • паж — красивый и смелый юноша, преданный монарху;
  • царь — безжалостный правитель, который равнодушен к ценности жизни и поэтому легко жертвует людьми;
  • царевна — красивая и жалостливая девушка.

Основная мысль баллады «Кубок» — не стоит пренебрегать здравым смыслом. Отважные поступки могут обернуться гибелью, и это не принесет никакой славы. Интересно то, что произведение является пересказом баллады Шиллера «Водолаз».

Главная мысль

В «Кубке» Василия Жуковского главные герои — это царь и паж. Кубок символизирует собой совесть царя. Для него это качество не представляет особой ценности. Поэтому царь так беспечно бросает кубок в море. Он не думает о том, что поступает неправильно и неразумно, прося достать его: ведь шансов вернуться из морских глубин очень мало. Это характеризует его как неразумного правителя.

А вот его поданные, наоборот, прекрасно осознают всю опасность и ставят свои жизнь и здоровье выше всех сокровищ. Таким образом, можно сказать, что подданные — это здравый смысл, связующее звено между риском и благоразумием. Пажа можно ассоциировать с риском и отвагой, бросающей вызов самой судьбе. Также юношу можно сравнить с огнем: он горит ярко, притягивает к себе, может согреть, а царь — это вода, которая может разом затушить его.

Для царя то, что паж смог выполнить его задание, является поражением, и его самолюбие не может смириться с этим. Именно поэтому он и бросает кубок снова. До конца не ясны мотивы юноши, почему он решился еще раз броситься в бушующее море. Это могла быть вера в свою неуязвимость после чудесного спасения или тайная любовь к царевне.

Но главная мысль «Кубка» Жуковского такова: не нужно испытывать судьбу, даже если тебе повезло. Нужно уметь рассуждать логически и разумно. Ведь мудро сказала царевна, что не нужно повторно отправлять пажа, а если царь хочет еще послушать о том, что творится в морских глубинах, то пусть отправится кто-нибудь другой.

Этим баллада отличается от других произведений В. А. Жуковского. Ведь поэт был поклонником романтизма и восхищался творчеством немецких и английских поэтов. А в «Кубке» звучит призыв к тому, чтобы не поддаваться эмоциям, а стараться всегда рассуждать, прежде чем что-либо делать. Именно это делает данную балладу такой удивительной и непохожей на остальные. Сюжет заставляет задуматься о том, правильными ли чувствами руководствуются люди, когда принимают решения.

Но нельзя не отметить, что черты романтического направления в этом произведении присутствуют. Паж показан в образе пылкого, смелого и романтического юноши. Это можно понять по тому, как он описывает все то, что произошло с ним в морских глубинах. Само действие происходит во времена царей, рыцарей и прекрасных дам, что тоже является характерным для романтизма. Таким образом, баллада «Кубок» — это удивительное и прекрасное сочетание романтизма и глубокого смысла.

Анализ баллады Жуковского «Кубок»

Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок». Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», — продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один

«Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», — под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок

Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом. Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», — так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», — говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ИП тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны…И борется, спорит с волной…И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем6 «Он жив!», — повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», — что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну. Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно». Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.

Испытание царя

Как-то монарх серьезно заскучал. Тогда он решил проверить преданность своих подданных. Для этого он бросил в морскую пучину золотой кубок и предложил рыцарям достать его. Но они не торопились исполнять приказ монарха. На это было несколько причин:

  • море было коварным;
  • в этом месте уже затонуло множество кораблей;
  • высокий риск погибнуть.

Только один паж вызвался достать кубок со дна. Он сбросил одежду, помолился перед прыжком и смело ринулся вниз с обрыва. Толпа вскрикнула. Они боялись, что паж разбился. Неожиданно море забурлило, и на поверхности воды показался паж. В руке он держал кубок. Юноша вышел на берег и рассказал, что его спас случай — водный вихрь буквально вытолкнул его со дна. Он очень устал, но нашел возможность подойти к царю и вручить кубок.

Дочка монарха принесла юноше вина. Он с благодарностью принял напиток и рассказал ей о том, что он видел на дне морском. Слышал это и правитель, поэтому он велел пажу нырнуть еще раз.

Царь обещал юноше вручить золотое кольцо с драгоценным камнем. Правителю очень хотелось послушать рассказы о чудесных обитателях морского дна. Ему было безразлично то, что паж может погибнуть. Царевна принялась умолять отца сжалиться, но тот был безучастен. Он бросил в морскую пучину кубок и предложил юноше свою дочь.

Сюжет баллады «Кубок» Жуковский

«Кубок» Жуковский краткое содержание произведения:

Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках.

Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях.

Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

Главная мысль:

Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.

Заключение:

В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов.

Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский — Жуковского.

Пересказ сюжета

В центре сюжета эгоистичный царь, который ради забавы бросает золотой кубок в пучину моря и хочет, чтобы рыцарь или латник прыгнули за ним в бездну и достали кубок, тем самым доказав свою верность короне. В награду он обещает сей же золотой кубок. Но рыцари и латники стоят, потупив головы, и даже в толпе не нашлось смельчака, готового рискнуть своей жизнью ради повелителя.

На подвиг вызывается молодой паж. Он в полной тишине снимает c себя одежду и начинает молиться Богу, а после, полный решимости, бросается со скалы прямо в шумящее и волнующееся море. Толпа c ужасом замирает, а пучина клокочет все более яростно и вдали слышатся раскаты грома. Каждый уверен, что смельчак разбился об острые скалы, все вздыхают и горюют о том, как он был молод и прекрасен, и как несерьезно он поступил.

Вдруг, сквозь морскую пену мелькнула белесая рука и все увидели, как юноша яростно борется c бушующей волной не на жизнь, а на смерть. Люди были в смятении оттого, что паж гребет навстречу неукротимым волнам левой рукой, а в правой зажимает драгоценный золотой кубок. Юноша, едва держась на подкашивающихся от страха и усталости ногах, вышел на берег. Толпа возликовала, а царь приказал дочери дать герою кубок c вином.

Паж поведал историю о своих морских злоключениях. Он рассказал о том, как яростный поток подхватил его и повлек ужасным вихрем на самую глубину. Как он преподнес молитву Богу, и тот сжалился над ним, и как юноша увидел вдали торчащий утес, что есть мочи рванувшись к нему. Золотой кубок висел на ветви коралла и паж, схватив его, крепко ухватился за утес. На обратном пути в пурпурном сумраке его ждали мерзкие твари: млат водяной и уродливый скат, грозный однозуб и гиена морская. Молодой паренек рассказал о том, как на волоске от смерти спасался от стоногого морского чудовища и как чудом выжил, подхваченный приливом.

Царю рассказ показался дивным, и он жаждал узнать больше о тайнах морской пучины. Он сказал, что если юноша еще раз достанет кубок со дна бездны, то в награду он получит не только сам кубок, но и золотой перстень c алмазом. Царевна умоляла отца пощадить юношу, ведь он едва выжил в первой схватке c ужасами бездны и предложила отправить за рассказом о глубинах рыцаря. Но деспотичный правитель был неумолим, он пообещал юноше еще красавицу дочь в жены и рыцарский титул, а после вновь бросил кубок в глубины бурлящего моря. Паж посмотрел на принцессу, в ее горящие глаза и на раскрасневшиеся от недоумения щеки, и тотчас вновь ринулся в бездну. Беснующиеся волны поглотили его хрупкое тело, теперь уже навечно.

5 класс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: