Политические Конфликт и революция (1947-1955)
- Чума (1947)
- Состояние осады (1948 г.)
- Справедливые убийцы (1949 г.)
- Мятежник (1951)
- Лето (1954)
Холодная война и человеческая борьба при тоталитаризме становились все более важными в работе Камю, и он начал больше сосредотачиваться на тирании и революции, чем на немецких моральных затруднениях. Второй роман Камю, Чума , повествует о разрушительной и беспорядочно разрушительной чуме во Французском Алжире и был опубликован в 1947 году, за ним последовали его пьесы Состояние осады в 1948 и Справедливые убийцы в 1949 году.
Камю написал трактат о коммунизме Мятежник , в 1951 году
В своем тексте он писал, что Маркс неверно истолковал декламационный атеизм Ницше и Гегеля и считал идеи вечными, что перевешивает важность повседневной борьбы человека. «Для Маркса природа должна быть порабощена, чтобы подчиняться истории»
В трактате говорилось, что марксистский советский коммунизм был большим злом, чем капитализм, что противоречило точке зрения Сартра..
Сартр и Камю несколько лет не соглашались по поводу долгой исторической игры и важности личности, но их разногласия достигли критической точки с Мятежник. Когда глава из трактата была предварительно опубликована в газете Сартра Les Temps Modernes , Сартр сам не рецензировал работу, а поручил ее редактору, который попытался разобрать Мятежник
Камю написал длинное опровержение, предположив, что «теоретического личности» недостаточно, если люди продолжают сталкиваться с трудностями. Сартр ответил тем же вопросом, публично объявив о прекращении их дружбы. Камю разочаровался в парижской интеллектуальной среде и написал еще одно опровержение, но так и не опубликовал его.
Камю, стоявший в Алжире, в 50-х годах стал напряженным. Он опубликовал ностальгический сборник эссе об Алжире, Лето , в 1954 году, за несколько месяцев до того, как Алжирский революционный фронт национального освобождения (FLN) начал убивать pied-noirs протестовать против неравенства . В 1955 году французы нанесли ответный удар и без разбора убивали и пытали арабских и берберских боевиков и мирных жителей ФНО. Камю был против насильственной тактики FLN и расистских настроений французского правительства. Столкнувшись с конфликтом, он в конце концов встал на сторону французов, сказав: «Я верю в справедливость, но я буду защищать свою мать перед правосудием». Сартр встал на сторону FLN, еще больше углубив их раскол. Камю отправился в Алжир и предложил автономию Алжира в составе Французской империи в сочетании с гражданским перемирием, которое ни одна из сторон не поддержала. Конфликт длился до 1962 года, когда Алжир получил независимость, что привело к бегству pied-noirs и ознаменовало конец Алжира, запомнившегося Камю.
Не француз и не алжирец
Сегодня одни алжирцы считают его великим человеком и публицистом, другие не считают его частью алжирской культуры, поскольку он имел французские корни и не был ярым сторонником свободы государства. В своем эссе «Лето в Алжире» художник словно предвидел свое неопределенное место на родине, объясняя, что «человек рождается в этой стране, где ему все дается, только для того, чтобы потом у него все отнять».
Он не француз и не алжирец, не социалист и не радикал, не моралист и не анархист, а всего понемногу. За свои литературные достижения он был удостоен Нобелевской премии, а за свои политические взгляды попал в черный список КГБ. Это Альбер Камю.
История жизни Альбера Камю
После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.
Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром.
Памятник Камю в городе Вильблевен
В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой.
В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».
Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.
Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно».
Могила Камю на кладбище Лурмарена.
Упоминание книг автора:
- Книги об эпидемияхПодборки
- Книги об Африке и всем, что с ней связаноПодборки
- Мой маст-ридПодборки
- Коллективная подборка «Любимые книги ридлян»Подборки
- Книги, вдохновившие на музыкуПодборки
- Книжная карта мира Подборки
- Книги, которые помогут изменить жизньПодборки
- Читали ли вы книгу, изданную и ставшую бестселлером в год вашего рождения?Подборки
- Книги о смысле жизниПодборки
- Литературный стартер пак юного экзистенциалиста.Подборки
Цитаты из книг автора
Посторонний
•<p><br />Пусть в день моей казни соберётся много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти.</p>Мистер Мерсо
Посторонний
•<p>Я, конечно, очень любил маму, но это ничего не значит. Все здоровые люди желали смерти тем, кого любили.</p>Мистер Мерсо
Калигула
•<p>Сенатора можно сделать из человека за один день, а работника — лет за десять.</p>Геликон
Калигула
•<p>…в настоящей страсти обязательно должна быть капля жестокости</p>Херея
Калигула
•<p>Я могу не разделять каких-то убеждений, но это не значит, что я обязан их осквернять или отнимать у других право их иметь.</p>Сципион
•
Все рецензии
«Записные книжки»
Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.
Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.
В цитатах из «Записных книжек» Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.
В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:
По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям — отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.
Начало карьеры
В 1932–1937 годах Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. В этот период на него большое влияние оказали такие выдающиеся деятели как Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, А. Жид. В этот период Камю начал писать эссе и вести дневники.
Параллельно с учёбой Альбер Камю был вынужден работать и за несколько лет успел попробовать себя в разных профессиях, прежде чем в 1938 году стать журналистом. Эти годы были наполнены активной деятельностью во всех сферах жизни. Если кратко, Камю вступил во французскую компартию, но быстро разочаровался в идеях социализма. Он организовал передвижной «Театр труда», в котором выступал актёром и режиссёром. Глубоко заинтересованный экзистенциализмом, Камю изучал сочинения представителей этого направления философии.
После окончания обучения Камю много путешествовал по странам Европы. Результатом этой поездки стал первый опубликованный сборник эссе «Изнанка в лицо», а спустя 2 года, в 1939 году, был напечатан следующий сборник «Брачный пир».
«Чума»
В 1947 году Камю написал свой самый известный роман под названием «Чума», за который в основном и получил Нобелевскую премию по литературе спустя десять лет. В романе рассказывается о ситуации в городе Оране в Алжире, охваченном чумой. Ужасная эпидемия толкает жителей в пучину смерти и страданий.
Рассказчик — доктор Риэ, который в своей жизни привык признавать исключительно факты. Он стремится в точности изобразить происходящие события, не увлекаясь художественными особенностями. Риэ до последнего стремится выполнить свой долг врача, помогая больным даже ценой собственной жизни. Он борется с конкретной болезнью и со злом в мире вообще. Вокруг него оказывается много людей, которые воспринимают зло по-другому. Например, Тарру считает, что зло — неотделимое от человека понятие, поэтому болезнь в своем сердце носит любой, даже здоровый человек.
По Камю, добрые, честные и открытие люди в состоянии победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как некую категорию, существующую в мироздании. Из-за этого в самом финале романа, когда горожане праздную освобождение от страшной болезни, которая отступила от города, когда на это уже никто не рассчитывал, Риэ не спешит радоваться. Он убежден, что это лишь временная радость.
С такими мыслями доктор смотрит на ликующую толпу.
Французская коммунистическая партия
В эти годы Камю все больше увлекался левыми идеями и стал членом Французской коммунистической партии. Для него это был ответ на противостояние между европейцами и коренным алжирским населением.
Главную роль в партии он играл в качестве руководителя «Театра труда». В то же время Альберт работал мелким клерком и писал эссе, такие как «Ирония», «Бытие — да и нет», «Смерть в душе» и др. В свободное время он даже играл роли на театральной сцене.
Также рекомендуем
От чего умер Эдгар Аллан По?
Смерть американского поэта, писателя, редактора и литературного критика Эдгара Аллана По более…
Мэр Алжира не был впечатлен проявлениями молодого человека и запретил его пьесу «Бунт среди художников».
Здоровье Альберта снова ухудшалось. Ему не удалось подать заявку на получение докторской степени, а само правительство не помогало ему, потому что не хотело поддерживать человека с серьезными проблемами со здоровьем и левыми убеждениями.
Жизнь в Алжире
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.
В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.
В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.
На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».
В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».
После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».
После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.
Биография
Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.
Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.
В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.
В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».
В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»
В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».
В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.
4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.
Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.
Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.
Переезд во Францию
В 1940 году Камю вместе с будущей женой Франсин Фор, которая была по образованию математиком, переезжает в Париж. Здесь он дает частные уроки, работает в газете «Пари-суар». Когда Франция оказывается в оккупации, его увольняют за оппозиционные взгляды, а он возвращается в Оран, где начинает преподавать в частной школе.
Во время войны писатель все же не может оставаться в стороне от происходящих событий и вступает в Сопротивление, он становится одним из членов тайной подпольной организации под названием «Комба», издает одноименную газету.
После войны начинают активно публиковать его произведения, к нему приходит популярность. В 1947 году он разрывает с Сартром и левым движением, становится независимым журналистом.
В 1957 году Камю получает Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «за знание человеческой совести». В своей Нобелевской лекции он подробно обосновал свою жизненную позицию, эта цитата Камю сразу стала знаменитой. В частности, он заявил, что:
Возвращение в Алжир
Несмотря на славу на парижской сцене, родина тянула его, и, узнав о волнениях в Алжире, он вернулся туда, но остался разочарованным
Беспорядки продолжались, гибли невинные люди, и, несмотря на все усилия, ему не удалось в достаточной мере привлечь внимание французского общества к тому, что происходило в колонии
Также рекомендуем
Гарриет Бичер-Стоу: краткая биография, книги, фото
Практически каждый читающий ребенок, знает ее имя потому, что она автор одного из самых любимых…
Камю остался в стороне от этого конфликта и продолжал строить свою литературную карьеру. Как и Сартр, он предпринял путешествие в Америку, целью которого было продвижение своих работ и идей. Альбер даже прочитал лекцию в Колумбийском университете, в которой он объяснил настоящее Франции как «кризис человечества». В 1946 году Камю закончил работу над романом «Чума», который сразу же имел успех.
Альбер Камю
История о разрушительной и губительной чуме во французском Алжире также принесла ему премию критиков. На пике своего успеха, в начале 1950-х годов, Альберт написал эссе «Бунтующий человек», в котором он разделял идею о том, что марксизм СССР является большим злом, чем капитализм. Ответная реакция последовала незамедлительно и вызвала ожесточенные споры. Эта работа даже привела к прекращению его дружбы с Сартром.
Сочинения
Проза
Романы
- Чума (фр. La Peste) (1947)
- Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)
Повести
- Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
- Падение (фр. La Chute) (1956)
- Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)
Рассказы
- Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) (1957) Неверная жена (фр. La Femme adultère)
- Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
- Молчание (фр. Les Muets)
- Гостеприимство (фр. L’Hôte)
- Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
- Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)
Драматургия
- Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
- Калигула (фр. Caligula) (1945)
- Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
- Праведники (фр. Les Justes) (1949)
- Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
- Бесы (фр. Les Possédés) (1959)
Эссе
- Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
- Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
- Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
- Брачный пир (фр. Noces) (1939)
- Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
- Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
- Лето (фр. L’Été) (1954)
- Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
- Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером,Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
- Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)
Прочее
Автобиографии и дневники
- Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
- Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
- Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
- Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
- Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
- Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
- Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)
Переписка
- Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
- Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
- Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959) . Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2021.
Издания на русском языке
- Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. (Мастера современной прозы)
- Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
- Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.
«Посторонний»
В начале войны немало очерков и рассказов написал Альбер Камю. Кратко стоит сказать о повести «Посторонний». Это произведение довольно сложное для восприятия. Но именно в нем отражается мнение автора относительно абсурдности человеческого существования.
Повесть «Посторонний» является своеобразным манифестом, который провозгласил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Цитаты из этого произведения едва ли о чем-то могут сказать. В книге особую роль играет монолог героя, который чудовищно беспристрастен ко всему, что происходит вокруг. «Приговоренный обязан морально участвовать в казни» – эта фраза, пожалуй, является ключевой.
Герой повести – человек в некотором смысле неполноценный. Его главной особенностью является равнодушие. Он безразличен ко всему: к смерти матери, к чужому горю, к собственному нравственному падению. И только перед смертью его покидает патологическое равнодушие к окружающему миру. И именно в этот момент герой понимает, что безразличие окружающего мира ему не миновать. Он приговорен к казни за совершенное убийство. И все, о чем он мечтает в последние минуты жизни, – это не видеть равнодушия в глазах людей, которые будут наблюдать за его смертью.
Литературная карьера
Доминирующим философским вкладом работы Камю является абсурдизм. Хотя он часто ассоциируется с экзистенциализмом, он отвергает ярлык, выражая удивление, что его будут рассматривать как философского союзника Сартра. Элементы абсурдизма и экзистенциализма присутствуют в самом знаменитом произведении Камю. Миф о Сизифе (1942) разъясняет его теорию абсурда самым непосредственным образом.Главные герои «Незнакомца» (1942 г.) и «Чумы» (1947 г.) также должны противостоять абсурду социальных и культурных ортодоксов с ужасными результатами.
Будучи алжирцем, Камю принес новую, внешнюю перспективу французской литературе. периода, относящегося к столичной литературе Парижа, но отличного от него. В дополнение к романам он писал и адаптировал пьесы, а также работал в театре в 1940-х и 50-х годах. Его более поздние литературные произведения включают «Падение» (1956) и «Изгнание и королевство» (1957).