Мишель де монтень, французский философ и писатель эпохи возрождения

Взгляды Монтеня на процесс познания

Обращаясь к процессу познания, Монтень говорит, что всякое знание начинается с ощущений, с показаний органов чувств, но это лишь предпосылка знания. При этом мы не всегда можем установить точность этих показаний: они могут противоречить друг другу, зависеть от физического состояния, сна или бодрствования, здоровья или болезни; кроме того, постоянно изменчив и объект познания. Философ отмечает: «Поэтому нельзя установить ничего достоверного ни в одном предмете на основании другого, поскольку и оценивающий, и то, что оценивается, находятся в непрерывном изменении и движении».

Монтень задается вопросом «Что я знаю?» и приходит к выводу, что не может быть совершенного, абсолютного, полного знания, оно в каждый данный момент относительно. Но это вовсе не должно вести к религиозному смирению или отказу от познания мира. Тем самым философ подчеркивает существование трудностей в процессе познания и необходимость приложения усилий в достижении знания.

Говоря об относительности знания, в качестве примеров Монтень приводит представления о геоцентрической системе мира, которые перевернуты открытием Коперника, и эволюцию представлений о Земле в связи с великими географическими открытиями. Исходя из этого, Монтень убежден, «что то, чего не удалось достичь одному, удастся другому, что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем».

Таким образом, по мнению Монтеня, познание представляет собой не готовый результат, а непрерывный процесс, и истина всегда носит относительный характер.

Мишель Монтень краткая биография и интересные факты

Мишель Монтень биография кратко и интересные факты из жизни французского писателя и философа изложены в этой статье.

Мишель Монтень биография кратко

Будущий гуманист Мишель Монтень появился на свет в 1533 году около Бодо в замке Монтень в семье дворян. Его родители вели род от гасконских буржуа. Ему дали прекрасное образование. В возрасте 21 года он окончил Тулузский университет и стал работать судьей. В период 1580 – 1588 годов пишет фундаментальный труд в трех книгах — «Опыты». Последняя из них носила автобиографический характер. Его сочинения написаны в литературно-философском жанре, в них автор размышляет над разными историческими фактами настоящего и прошлого, наблюдениями над нравами и бытом людей всех состояний и возрастов.

Мишель Монтень в молодости интересовался политикой и хотел связать с ней свою жизнь. Поэтому его отец купил для него должность советника в Бордоском парламенте, и его дважды выбирали мэром города.

В 1565 году он женился, и солидное приданое жены укрепило материальное положение Монтеня. Через 3 года умер его отец, и Мишель унаследовал семейный замок. В 1571 году мыслитель продает свою судейскую должность, уйдя в отставку

Но он не намеревался отдыхать и просто наслаждаться жизнью, философ пишет эссе, уделяя внимание вопросам управления государства, поведению человека, путешествиям и войнам

В 1588 году Монтень повстречал молоденькую девушку по имени Мари де Гурне, его страстную поклонницу. Она скрасила его жизнь, став приемной дочерью. В последние годы здоровье Мишеля Монтеня все больше беспокоило. Философ ощущал себя стариком, несмотря на то, что вел активный образ жизни. 13 сентября 1592 года он умер в своем фамильном имении. После его смерти приемная дочь Мари де Гурне опубликовала его издание «Опыты» посмертно.

Мишель Монтень интересные факты

Мишель воспитывался без запретов. Домашние воспитателем Мишеля был медик из Германии по имени Горстанус, который учил его гуманитарным дисциплинам и разговаривал с ним исключительно на латыни, которая в то время была обязательным вторым языком всех образованных европейских элит. Правило разговаривать с Мишелем латыни было незыблемым и обязательным как для родителей, так и для прислуги.

Монтень имел репутацию ученого, образованного человека и большое количество государственных деятелей, мыслителей того времени водили с ним дружбу.

Его лучшим другом был Этьен де ла Боэси, философ и автор «Рассуждений о добровольном рабстве».

Любил путешествовать. Посетил Швейцарию, Германию, Австрию и Италию. Все свои впечатления отразил в своем дневнике, который был опубликован в 1774 году.

Король Генрих Наваррский, был благосклонен к Мишелю Монтеню.

Он принадлежал к последнему поколению гуманистов.

Мыслитель оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Мериме и Ренана, Гете и Ницше, Байрона и Эмерсона.

Он первым использовал слово «эссе» для описания своих сочинений. Сегодня можно сказать, что Монтень был первым блоггером. Его блестяще написанные эссе восхищаются за их легкое сочетание серьезных интеллектуальных мыслей и юмористических анекдотов.

Против своей воли и под давлением своей семьи Монтень женился на Франсуазе де ла Кассан. У них было шесть детей, но выжила только одна девочка.

http://kratkoe.com/mishel-monten-kratkaya-biografiya-i-interesnyie-faktyi/http://stuki-druki.com/authors/Montaigne.phphttp://smtp01.brieffacts.org/mishel-monten-kratkaya-biografiya-i-interesnyie-faktyi_default.htm

голоса

Рейтинг статьи

Развивающее обучение[ | ]

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами XVII—XVIII веков. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет:

Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.

В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Этика Монтеня

Рассматривая этику как учение о разумной, добродетельной жизни, Монтень предлагает новый гуманистический нравственный идеал, противопоставляя его религиозному, схоластическому, основанному на обычаях и традициях. Целью всякой истинной философии является, по его мнению, добродетель, и она должна быть «прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету».

В своем учении о нравственности Монтень исходит из единства души и тела, физической и духовной природы человека, что означает счастье человека как целого. Считая, «что бессмертие души обещают нам только бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом», философ убежден, что человек не должен уповать на загробную жизнь, а проявлять свою нравственность, разумное поведение в отведенное человеку короткое время в земной жизни. Человек должен принимать жизнь во всей ее сложности, достойно переносить страдания духа и тела, мужественно исполнять свое земное предназначение, и образцом такого нравственного поведения для него служит жизнь крестьян. Эта позиция Монтеня особенно восхищала Льва Толстого, и «Опыты» были одной из его любимых книг.

Таким образом, главное в этике Монтеня – признание самодостаточности человеческой жизни, прожитой достойно, соединяющей в себе интересы самой личности и других людей, а ее цель и смысл – в самой жизни.

Причина № 4: опирался не на авторитеты, а на свое мнение

Возрождение было так называемой эпохой готового слова. Это значит, что в литературе ценилось не высказывание новых мыслей и создание новой формы, а искусное использование уже существующих. Монтень же в своем способе размышления куда ближе к современным людям, которые создают тексты для выражения собственной индивидуальности.

Целая глава «Опытов» Монтеня — «О педантизме» — посвящена ответу на вопрос, почему надо самому приходить к выводам, а не следовать за авторитетами. В ней он замечает, говоря об образованных людях:

Монтень не отрицает образование как таковое, но критикует людей, которые замещают отсутствие собственного мнения цитированием чужих. Такое использование знаний, по его мнению, не имеет никакой пользы и гордиться им нельзя.

Мишель Монтень

Монтень Мишель де (1533/1592) — французский писатель, философ. Его
художественный труд «Опыты» оказал большое влияние не только на последующих
философов и мыслителей, но и на многих писателей и поэтов. Содержание
размышлений Монтеня не сводится к одной какой-либо проблеме и представляет
собой огромную сферу интересов — от размышлений над различными философскими
категориями, понятиями до психологических, нравственных оценок и т.п.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 178.

Другие биографические материалы:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
Философ-гуманист (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).

Баландин Р.К. И даже на самом высоком из земных
престолов сидим мы на своем заду (Баландин Р.К. Сто великих гениев /
Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Грицанов А.А., Бобр А.М. Мыслитель, юрист, политик
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Представитель возрожденческого скептицизма
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Стрельцова Г.Я. Писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения
(Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
II, Е – М).

Фролов И.Т. Отвергал религиозное учение о бессмертии
души (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Богуславский В.М. Идеализировал первобытное общество
(Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966).

Произведения Монтеня было включено Ватиканом в 1676
году в индекс запрещённых книг (Философский энциклопедический словарь. —
М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Воспитание должно способствовать развитию личности
(Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд.
перераб. М., 1981).

Происходил из среды «дворянства мантии» (Всемирная
история. Том IV. М., 1958).

Далее читайте:

Монтень. Опыты. Глава XXVI. О
воспитании детей. Госпоже Диане де Фуа, графине де Гюрсон.

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица Франции
(биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres complètes, ѵ. 1–6. P., 1924–27;

Essais, v. 1–3. P., 1992;

в рус. пер.: Опыты в трех книгах. М. – Л., 1954–60; 2-е изд., М., 1979–80.

Литература:

Богуславский В.М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964;

Он же. Скептицизм в философии. М., 1990;

Рыкова Н.Я. Писатели Франции. М., 1964;

Michel P. Continuité de la sagesse française (Rabelais, Montaigne, La
Fontaine). P., 1965;

Glauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972;

Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975;

Montaigne (1580–1980). Actes du Colloque international (USA– France-1980).
P., 1983;

Screech M.A. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the «Essais». L., 1983;

Konstantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989;

Tortel J. Montaigne. P., 1990;

Montaigne et la révolution philosophique de XVIII siècle. Brux., 1992.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон — они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Комментарии читателей

Даля
/ 18.05.2017
Мудрый старик Монтень… спасибо!

Ю.Р.
/ 19.11.2015
Если Вы читаете книги, прочтите и эту; если не читаете — прочтите хотя бы эту.

валер
/ 14.05.2013
в конце 80х покупал какую-то книжку, Монтеня всунули в нагрузку я ещё тогда возмущался.Десять лет простояла на полке все три тома один раз от скуки начал читать и уже добрый десяток лет это моя настольная книга, дествительно как будто ты его слушаешь, сам делаешь вывод, учишся наблюдать замечать жизнь и что происходит в жизни. Теперь дочка сама начала читать, носит книгу и тетрадь для конспектов, я просто оч доволен, пусть будет польза всякому кто объшяется с Мишелем.

Гость
/ 21.05.2012
Спасибо большое!
Удачи и процветания!

Нико
/ 31.03.2012
Главное — не чувствуешь, что написано 500 лет назад. Раньше, до прочтения, подозревал в себе несоответствующие коллективности взгляды, как недостаток. Мишель прав — мусора всегда больше!

Олег
/ 15.07.2011
Купил в букинистическом 3 тома за 3 доллара =_). Интересно, что можно читать абсолютно с любого места, главы особо не связаны между собой. Что для меня, то чтение развивает разносторроний взгляд на самого себя и на то, что происходит вокруг.

Проходящий мимо
/ 4.03.2011
Замечательная книга!Такое ощущение,как будто он с тобой разговаривает(автор) воочию!

Александра
/ 7.12.2010
Великий человек,великий разум,открывающий нам бескрайние просторы своей души и предоставление в довольно простой форме своих мыслей. Читайте.!!! Прошу прочтите!

Гость
/ 12.12.2009
Хорошая книга. Я прочитала только пол первой книги и меня заинтересовало, я на многие вещи стала смотреть по другому.

Главная » Английский алфавит » Мишель монтень философия кратко. Мишель Монтень биография кратко

Книги (3)

Опыты. Книга 1

Книга I. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

Опыты. Книга 2

Книга II. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Опыты. Книга 3

Кника III. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Причина № 5: давал советы

В «Опытах» содержатся советы о самых разных сторонах жизни: дружбе, долге, страхе, воспитании детей, устройстве государства. Человек может прочитать главу о том, что его волнует сейчас, и позаимствовать опыт Монтеня, как при чтении поста блогера.

Изначально Мишель Монтень создавал «Опыты» не для широкого круга читателей. Поэтому он выбирает доверительный тон и наполняет текст советами, которые призваны помочь близким. В предисловии он пишет:

Но писатель решил, что книга должна быть опубликована, а не лежать в семейном архиве, и поделился своими знаниями о жизни со многими поколениями читателей.

Советы Монтеня — не далекие от жизни рассуждения философов. Его волнует не абстрактная истина, а решение человеческих проблем:

И чтобы помочь читателю овладеть этой наукой, он озвучивает определенные законы, которые могут пригодиться каждому человеку.

Познай самого себя

Каждый человек — частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.

Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна. Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай. Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое — в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», — повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека — изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Проблемы познания в философии Монтеня

В теории познания Монтень отводит центральное место принципу скептицизма и сомнения, возрождая философскую традицию рассмотрения сомнения как одной из предпосылок достижения истинного знания. Подвергнув критике схоластику и теологию за забвение этого принципа, Монтень считает, что «новая философия» должна быть основана на скептицизме – то есть на стремлении все проверить, все подвергнуть самостоятельной оценке разума, не доверяясь никаким догмам и общепринятым положениям. И чем более традиционны эти положения, тем больше они нуждаются в проверке, так как раньше в них никто не сомневался.

Обоснованию скептицизма у Монтеня посвящена специальная XII глава 2-ой книги «Опытов», которая называется «Апология Раймонда Себона». Этот испанский теолог XV века пытался обосновать истины католической веры естественным, рациональным путем, а не доводами Священного писания. Монтень приходит к выводу, что своей цели он не мог достигнуть, так как разум не может дать нам убедительные и неоспоримые доказательства истин веры, но иного пути познания, кроме деятельности разума, у нас нет. Философ утверждает, что не существует также сверхразумных или внеразумных (интуиция, сон, религиозный, мистический экстаз) доказательств божественных истин, так как и они в конечном счете связаны с человеческим разумом. А иного орудия познания у человека нет.

Монтень задается вопросом, как же разум, признанный непригодным в качестве орудия познания бога, окажется состоятельным в процессе познания мира? Пытаясь ответить на него, автор «Опытов» предлагает использовать скептицизм для проверки всех человеческих знаний, и утверждает, что разум должен подвергнуть анализу сам себя. В этом суть знаменитого сомнения Монтеня, направленного на достижение достоверности наших знаний о мире.

Сомнению подвергается прежде всего знание существующее, наличное, именно оно подлежит контролю разума. Это связано с тем, что общепринятое знание никогда не проверяют, «никогда не добираются до основания, где коренится ошибка или слабое место», а «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности».

Сомнение в изначальной достоверности знания есть изначальное «незнание», которое устанавливает ограниченность знаний о мире до тех пор, пока они не прошли строгой критической проверки разума. Это говорит о том, что в наших повседневных знаниях существует много предрассудков и непроверенных положений, к которым и необходимо относиться с сомнением. Незнание есть, таким образом, не отказ от разумного познания, а его предпосылка: только признав свое незнание, мы можем что-то познать, отбросив предвзятые и принятые на веру представления.

В то же время незнание у Монтеня есть также итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Он пишет: «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание». Констатируя ограниченность, несовершенство нашего знания на каждом конкретном этапе познания, Монтень приходит к выводу, что познание – это процесс, а процесс познания бесконечен.

Значение философии Монтеня:

Продолжая традицию античности, рассматривает ряд теоретико-познавательных проблем и подчеркивает важность принципа гносеологического скептицизма и сомнения;

Подчеркивает значимость проблем нравственности, утверждая, что человек должен стремиться к счастью и прожить достойно земную жизнь;

Акцентирует внимание на анализе внутреннего мира личности, подчеркивая его природное, а не божественное происхождение;

Утверждает, что процесс познания должен служить как достижению достоверного знания, так и формированию нравственности человека.

Мишель Монтень — французский писатель, философ. Родился 28 февраля 1533 в Бордо в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, в раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца его наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. С 6 лет учится в коллеже Бордо.

Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского – самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода.

Причина № 7: был инфлюенсером для современников и потомков

Ученые признают, что Монтень сильно повлиял на мировую литературу. В первую очередь — созданием жанра эссе, который подразумевает размышления на философские темы в свободной форме и выражение нескольких точек зрения по тому или иному вопросу. Жанр эссе у Монтеня позаимствовал Фрэнсис Бэкон для книги «Эccе, или Поучения, гражданские и моральные», а затем он стал появляться и у других авторов.

Кроме того, многие писатели вдохновлялись Монтенем и использовали его идеи в своих произведениях. Например, филолог Дж. С. Тэйлор установил, что у Шекспира встречается 750 прямых заимствований из «Опытов», а идея Монтеня о том, что «самая добровольная смерть наиболее прекрасна», повлияла на восприятие смерти в трагедиях драматурга — вспомним хотя бы окончание «Ромео и Джульетты».

Писатель повлиял и на русских авторов: например, Пушкин читал его еще в юности, а затем много раз перечитывал. В одном из писем к жене поэт просит: «Пришли мне Essais de Montaigne четыре синих книги на длинных моих полках».

Память[ | ]

  • Имя Мишеля Монтеня носит улица в VIII округе Парижа.
  • Имя Мишеля Монтеня носит с 1990 года Университет Бордо III.
  • Во французской элитарной Национальной школе администрации по традиции каждому выпуску присваивается имя выдающегося деятеля прошлого. Выпуску 1988 года было присвоено имя Мишеля Монтеня.
  • В честь Мишеля Монтеня неоднократно выпускались почтовые марки: во Франции в 1943 году, в Монако в 1980 (к 400-летию «Опытов») и 1996 годах.
  • В 2012 году Парижский монетный двор выпустил памятную монету номиналом 10 евро в серии «Евро регионов», посвящённую Аквитании и несущую изображение и цитату из Мишеля Монтеня («Mon métier et mon art, c’est vivre» — «Жизнь — вот моё занятие и моё искусство»).
  • Труд Мишеля Монтеня «Опыты» включён в том 25 издаваемой с 1952 года в США серии «Великие книги западной цивилизации».

Семья и дети

Монтень был женат на Франсуазе де ла Кассе, дочери состоятельного торговца из Тулузы и коллеги Монтеня по службе в Парламенте Бордо. У пары родилось 6 дочерей, но только вторая, Леонора, пережила младенческий возраст. Монтень мало писал о супруге, но Леоноре посвятил множество страниц.

Единственная дочь в детстве не знала наказаний, воспитывалась в любви, наслаждаясь нежным отношением к себе родителей. Леонора дважды выходила замуж: за Франсуа де ла Тур, шевалье, в 1590 г. Через 4 года овдовела и стала женой Шарля де Гамаш. В каждом браке родилось по дочери.

Своей «названной дочерью» Монтень считал Мари де Гурнон. После смерти писателя она стала его литературным душеприказчиком: Мари занималась изданием и комментированием его книг.

Мари де Гурнон

Воспитание человека

Взгляды Монтеня на воспитание кардинально отличались от средневековых, где главными принципами были повиновение, страх наказания и бездумное послушание. Как же философ предлагал воспитывать людей Нового времени? В первую очередь необходимо обеспечить детям всестороннее развитие, они должны изучать разные науки, искусства, ремесла, тренировать тело упражнениями

Самое важное, чтобы человек стал личностью, научился понимать самого себя, получать удовольствие от жизни и преодолевать неприятности, не теряя присутствия духа

Многие педагогические принципы Монтень взял из собственного детства. Его отец, высокообразованный человек, долгое время бывший мэром Бордо, воспитывал сына по новаторской системе. Его учителя говорили с ним только на латыни, он изучал античных авторов, его не наказывали и ни к чему не принуждали, а старались пробудить интерес. Такое воспитание дало свои плоды, Мишель Монтень стал выдающимся человеком.

Развивающее воспитание невозможно без гуманного отношения к ребенку, считал Монтень. Любое насилие должно быть исключено, дети сами должны выбирать, что им интересно, а что нет. Многое, конечно, зависит от умения педагога заинтересовать своих подопечных, показать им увлекательность наук. «Пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов», — призывал он.

Поделиться ссылкой

Книги (7)

Опыты. Книга 1Раздел библиотеки: Философия

Книга I. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Читать »

Опыты. Книга 2Раздел библиотеки: Философия

Книга II. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Читать »

Опыты. Книга 3Раздел библиотеки: Философия

Кника III. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Читать »

Об искусстве жить достойно. Философские очеркиРаздел библиотеки: Философия

Книга состоит из двух частей.

Первая часть — рассказ о французском философе и просветителе XVI века Мишеле Монтене, его времени, его взглядах. Вторая часть — отрывки из «Опытов» Монтеня.

Мишель Монтень — крупнейший французский писатель и философ — гуманист позднего Возрождения, оказавший большое влияние на мировую литературу. «Опыты» — основное произведение писателя, которое пережило свое время и продолжает вызывать интерес в наши дни. Это те самые вопросы бытия, над которыми задумывается каждое поколение.

Читать »

Путевой дневник. Путешествие Мишеля де Монтеня в Германию и ИталиюРаздел библиотеки: Биографии

«Путевой дневник» Монтеня до настоящего времени был практически неизвестен в России. Рукопись, случайно найденную через 178 лет после смерти ее автора, впервые опубликовали во Франции в 1774 году. Настала пора предъявить «Дневник» и русскому читателю.

«Опыты» Монтеня читают и любят во всем мире, однако мало кому известно, что после своего путешествия по Германии, Швейцарии и Франции Монтень внес в два уже вышедших тома «Опытов» более шестисот добавлений и написал третий том, значительную часть которого составляют наблюдения, взятые им из своих путевых заметок

Внимательный читатель непременно обратит внимание на эту перекличку между «Дневником» и «Опытами» — книги взаимно дополняют друг друга, углубляя и расширяя понимание тех или иных фрагментов

Читать »

Скептицизм. Оружие разумаРаздел библиотеки: Философия

Мишель Монтень (1533-1592) — французский философ. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, который является, с одной стороны, результатом горького житейского опыта и разочарования в людях, и, с другой стороны, основан на убеждении в недостоверности человеческого познания. Свои мысли Монтень излагает в яркой художественной манере, его стиль отличается остроумием и живостью.

Франсуа Ларошфуко (1613-1680) — французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Главный объект его исследований — природа людей и человеческих отношений, которые оцениваются Ларошфуко также весьма скептически. В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Общий тон его сочинений — крайне ядовитый, порой доходящий до цинизма.

В книге представлены работы Монтеня и Ларошфуко, дающие представление о творчестве этих философов.

Читать »

«Опыты» мудрецаРаздел библиотеки: Разное

Мишель Монтень — французский писатель и философ эпохи Возрождения. Его книга «Опыты» стала не только главным цитатником на следующие столетия, но и источником поистине народной мудрости.

Афоризмы и крылатые фразы Монтеня — это испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, долг, власть над собственной судьбой — все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется яркими цитатами, каждая из которых свидетельствует о чем-то личном, сокровенном, затрагивает тончайшие струны души…

Читать »

Причина № 2: сделал себя объектом размышлений

Единственное, чем объединены главы «Опытов», — личность автора

Самое важное в этом тексте — характер и взгляды Монтеня и то, как они проявляются с разных сторон в процессе осмысления разнообразных вещей

Сделать себя главным объектом произведения было неожиданным решением для писателя в XVI веке. Образ автора тогда не был так важен. Художественный мир в произведениях Франсуа Рабле или Эразма Роттердамского никак не отражает их индивидуальные черты. Даже публицистика мыслителей Возрождения (например, «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы) посвящена размышлениям об абстрактном человеке и не включает личный опыт автора.

Сравнить Монтеня можно только с Данте, который за двести лет до этого создал «Божественную комедию» и сделал себя главным героем этой поэмы. Однако это было художественное произведение: вместо реальной биографии в нем появилась мифологизация отдельных событий жизни поэта. Кроме того, что Беатриче умерла, а Данте проходил тяжелый период жизни («очутился в сумрачном лесу») о том, что происходило в действительности, в поэме не говорится.

В предшествующей литературной традиции «Опыты» Монтеня находят параллели с «Исповедью» Блаженного Августина. Он тоже опирался на собственную биографию, чтобы доказать правильность своих воззрений, но в центре произведения для Августина был не он сам, а его общение с Богом. И только Монтень решил говорить в первую очередь о самом себе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: