Софья палеолог

Приданое

По описаниям летописцев София привезла с собой огромное приданое:

  1. Библиотеку, в которую входили эксклюзивные древние манускрипты и пергаменты, поэмы и сочинения Платона, Гомера и Аристотеля. Также в нее входили книги Александрийской библиотеки, которые сохранились до того времени.
  2. Подарок супругу — трон. Его основа была деревянная, а обит он был выделанными пластинами из костей слона и моржей. Каждая пластина имела рисунки библейской тематики.
  3. Православные иконы. Летописцы склоняются, что среди них была самая редкая — образ Божьей Матери «Благодатное Небо».
  4. Несколько портретов Византийских императоров. Их разместили на сценах московского дворца. Среди них было изображение императора Византии Михаила 3, который был родоначальником династии Палеолог.
  5. Символ Византийской правящей семьи – двуглавый орел. Его в скором времени добавили в изображение печати князя, а также его добавили в герб.

Брак

Как только Софья подросла, венецианские подданные стали подыскивать ей знатного супруга.

  • В жены ее пророчили киприотскому королю Жаку II де Лузиньяну. Брак не состоялся во избежание ссор с империей оттоманов.
  • Через несколько месяцев кардинал Виссарион пригласил свататься за византийскую принцессу князя Караччиоло из Италии. Молодые обручились. Однако Софья бросила все усилия на то, чтобы не обручаться с иноверцем (она продолжала придерживаться православия).
  • По стечению обстоятельств в 1467-ом в Москве скончалась жена великого князя Московского Ивана Третьего. От брака остался один сын. И папа Павел II с целью насаждения католической веры на Русь, предложил вдовцу на трон княгини всея Руси посадить греческую принцессу-католичку.

Переговоры с русским князем длились три года. Иван Третий, получив одобрения матери, церковников и своих бояр, решился жениться. К слову, во время переговоров о случившимся в Риме переходе принцессы в католицизм посланники от папы римского особо не распространялись. А даже наоборот, они сообщили лукаво, что невеста государя — истинная православная христианка. Удивительно, что они и предположить не могли, что это истинная правда.

В июне 1472 года молодожены в Риме обручились заочно. Затем в сопровождении кардинала Виссариона княгиня Московская отбыла из Рима в Москву.

Заметки

Византийская царевна Софья (Зоя) была племянницей последнего императора Византии Константина XI, который погиб в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, мелкий провинциальный правитель, бежал от турок в Италию вместе с семьей; здесь они пользовалась папским покровительством.

Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году папой римским Павлом II в надежде на усиление влияния католицизма в Московии и на сближение католической и православных церквей (реставрация флорентийского проекта, так сказать). Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом: род невестны восходил к византийским императорам. Словом, недавно овдовевший монарх согласился на брак с греческой принцессой.

Папский двор, устроивший этот брак, пытался воздействовать на Ивана III через Софью, дабы убедить его в необходимости признать унию. Эта линия провалилась, но Иван III немало потворствовал ересям и еретикам, многим покровительствовал, защищая их от гнева церкви. Позднее, жестко принуждаемый отцами святыми, он вынужден был карать своих бывших фаворитов. Заговорам и интригам искусно способствовала царица Софья, стремившаяся посадить на трон своего сына.

Софья была второй женой Ивана III. Он овдовел в 1467 году, а первая жена Мария, княжна Тверская, оставила ему единственного сына – Ивана. А от брака с Софьей у Ивана III был сын Василий, которому в конце концов и достался престол – исключительно благодаря энергии и интригам Софьи.

Сын Дмитрий у Ивана Молодого и Елены родился в 1483 году. После 1485-го Иван III и Иван Молодой оба именуются «самодержцами Русской земли»

Наследник пользовался громкой славой отважного воеводы; он отличился при взятиях непокорных княжеств и уделов, которые постепенно приводились “под руку Москвы”.

Счастливый брак продлился около 7 лет. В 1490 году наследник престола заболел «камчюгою в ногах» (подагрой; по другим данным, это была проказа). Софья выписала из Венеции лекаря, который обещал Ивану III вылечить его сына, но тот скончался. Врача казнили, а по Москве пошли слухи об отравлении наследника; спустя сто лет это было выдано за подлинный факт в записках Андрея Курбского.

Даже если Софья действительно отравила Ивана-царевича, то на этом этапе она ничего не добилась, кроме вреда для себя. Обвиненная в попытке отравить и сына Елены Дмитрия, она попала за решетку вместе с Василием. Правда, позже их освободили, сняв обвинение.
Но великий князь назначил своим наследником именно Дмитрия – сына Елены и своего внука. И даже венчал его как наследника по полному ритуалу. Это возбудило новые интриги: Софья толковала передачу трона внуку при наличии сына как нарушение династических канонов. Тем более, что византийской линии предпочли отпрыска малоизвестной Молдавии…

После смерти Фомы папа взял его детей на свое попечение. В июне 1466 г. Зоя, принявшая католичество и получившая имя Софья, ещё девочкой вышла замуж за римского аристократа из дома Караччоло, но довольно скоро овдовела. В 1472 г. папа Сикст IV добился, как ему казалось, большого дипломатического успеха, устроив её брак с русским князем Иваном III. Однако, прибыв в Россию Софья снова приняла православие. Дочь Софьи, польская королева Елена умерла бездетной, но род сына Софьи, Великого князя Василия III пресекся лишь сто лет спустя.

Детство и юность

Зоя Палеолог появилась на свет (предположительно) в 1455 в Мистре. Дочь деспота Морейского Фомы Палеолога родилась в трагическое и переломное время – время падения Византийской империи.

После взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом II и гибели императора Константина, Фома Палеолог вместе с женой Екатериной Ахайской и детьми сбежал на Корфу. Оттуда он перебрался в Рим, где был вынужден перейти в католицизм. В мае 1465 года Фома умер. Его смерть случилась вскоре после кончины супруги в том же году. Дети, Зоя и её братья – 5-летний Мануил и 7-летний Андрей, переехали в Рим уже после смерти родителей.

Фома Палеолог, отец Софьи Палеолог

Воспитанием сирот занялся греческий учёный, униат Виссарион Никейский, служивший кардиналом при папе Сиксте IV (это он стал заказчиком знаменитой Сикстинской капеллы). В Риме греческую принцессу Зою Палеолог и её братьев воспитывали в католической вере. Кардинал позаботился о содержании детей и их образовании.

Известно, что Виссарион Никейский с позволения папы оплачивал скромный двор юных Палеологов, в который входили прислуга, врач, двое профессоров латинского и греческого языков, переводчики и священники. Софья Палеолог получила довольно солидное по тем временам образование.

Свадьба и переезд в Москву

Переговоры о свадьбе длились 3 года. В 1469 году грек Юрий приехал в Москву с предложением князю взять в жены Софью. При этом было указано, что она является православной христианкой, хотя на самом деле девушка принадлежала на тот момент к католической вере. Иван III посовещался с матерью, боярами и митрополитом и принял положительное решение.

В том же году в Рим для сватовства был отправлен Иван Фрязин (выходец из Италии Джан Батиста делла Вольпе). Папа хорошо принял его, но просил прислать за Софьей бояр. Как гласит летопись города Софии, русскому жениху прислали портрет невесты, что изрядно удивило двор.

Внешность Софьи Палеолог была приятной, хоть она и была полной по итальянским меркам красоты: невысокого роста (160 см) девушка обладала красивыми глазами, белой кожей и типичными чертами жительницы Средиземноморья. Позднее сходство черт лица Софьи и Ивана Грозного станет доказательством их родства.

Второй раз Иван Фрязин поехал в 1472 году за 17-летней Софьей. Через несколько дней после его прибытия состоялось заочное обручение молодых в базилике святых апостолов Петра и Павла. Менее чем через месяц процессия собралась обратно. Среди приданого невесты значились книги, которые впоследствии станут основой библиотеки Ивана IV. Также девушка привезла некоторые мощи святых, для которых в России создали драгоценные мощевики.

Участие Софьи в конфликте с Ордой

Историк В.Н. Татищев в своих трудах приводит свидетельство о том, что под воздействием жены Иван III пошёл на конфликт с золотоордынским ханом Ахматом, отказавшись платить ему дань, так как Софью очень угнетало зависимое положение государства русского. Если это верно, то Софья действовала под влиянием европейских политиков. События складывались так: в 1472 году татарский набег был отбит, но в 1480-м Ахмат пошёл на Москву, заключив союз с королём Литвы и Польши Казимиром. Иван III совсем не был уверен в исходе битвы и отослал жену с казной на Белоозеро. В одной из летописей даже отмечается, что великий князь запаниковал: «Ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро».

Венецианская республика активно искала союзника, который помог бы остановить продвижение турецкого султана Мехмеда II. Посредником в переговорах выступал авантюрист и купец Жан-Баттиста делла Вольпе, который имел поместья в Москве и был известен у нас как Иван Фрязин, именно он был послом и главой свадебного кортежа Софьи Палеолог. По русским источникам, Софья любезно принимала членов венецианского посольства. Из всего вышесказанного вытекает, что венецианцы вели двойную игру и сделали попытку посредством великой княгини ввергнуть Русь в тяжёлый конфликт со скверной перспективой.

Однако московская дипломатия тоже не теряла времени: Крымское ханство Гиреев согласилось на взаимодействие с русскими. Поход Ахмата закончился «Стоянием на Угре», в результате которого хан отступил без генерального сражения. Ахмат не получил от Казимира обещанной помощи из-за нападения на его земли союзного Ивану III Менгли Гирея.

Влияние на политику и культуру

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III, наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»

Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Брак Ивана III и Софии Палеолог несомненно усилил Московское государство, способствуя его обращению в великий Третий Рим.

В декабре в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии С.А.Никитиным был восстановлен ее скульптурный портрет.

Венчание Ивана III и Софьи Палеолог

Принцесса прибыла в Россию, совершив долгий путь из Рима в Московию – дорога заняла время с июня по ноябрь 1472 года. 12 ноября Иван и Софья повенчались. Есть разногласия, связанные с моментом венчания. Считали, что в Риме Софья была католичкой, но когда она прибыла в Россию, то сказала папскому легату, который ее сопровождал, что теперь вернется в православие.

Другие данные говорят, что Софья Палеолог была униаткой. В любом случае, в разных архивных бумагах указывались два священника, совершавших обряд венчания. По официальной версии это был отец Филипп. Но как мы помним, он был вообще против брака Софьи и Ивана, и венчание осуществлял протопоп Осия из Коломны. Эти сведения есть в Львовской и Софийской летописи. Однако, что там произошло на самом деле, сейчас установить уже невозможно.

Софья Фоминична, вопреки ожиданию Папы, не принесла Риму выгод в борьбе с турками и не сделала Русь католической. «Католичка» и православный прожили в браке 30 лет и родили 12 детей. С этой женщины началась череда правления русских царей, она сама именовала себя «русской царевной», и именно при Софье в гербе князей Московских появился двуглавый орел.

Кадр из сериала «София»

Тяжёлое детство

Будущая жена Ивана III Зоя Палеолог родилась в Греции примерно в 1455-м. Её отцом был Фома Палеолог, деспот Мореи, брат последнего византийского императора Константина. К славной родословной Палеолог можно добавить родство с итальянскими князьями. Но на момент рождения девочки положение её родственников было незавидным. В 1453 году император Константин погиб при взятии Константинополя. Вскоре отец Зои был вынужден бежать на Корфу, а оттуда — в Рим. Через несколько лет греческая принцесса вместе с братьями отправилась вслед за уже погибшим отцом.


Софья Палеолог, реконструкция по черепу. (wikipedia.org)

В Риме Зоя попала под опеку папы. Девочке пришлось принять католичество и имя Софья. Дети не бедствовали, но и не купались в роскоши: на их содержание выделялось 3,6 тыс. экю в год. На эти деньги им также нанимали врача, профессоров латинского и греческого, переводчика и священников.

Семья будущей царицы

Греческий вариант имени Софьи Фоминичны Палеолог — Зоя Палеологиня. Она родилась примерно в 1455 году в династии Палеологов — византийских императоров. Ее семья была достаточно знатной для того времени:

  1. Отец Фома был младшим сыном византийского императора и деспотом (управляющим) провинции Мореи (полуострова Пелопоннес — автономного греческого образования в составе Византии) в 1428—1460 годах. Являлся законным наследником старшего брата и мог занять византийский трон.
  2. Брат отца (дядя Софьи) Константин XI был старшим сыном императора и правил Византией в 1449—1453 годах. Он умер во время захвата Константинополя турецкими войнами. Его племяннице было тогда около 8 лет.
  3. Матерью была Екатерина Цаккариа — дочь последнего царя Ахайи.
  4. Отцом матери (дедом Софьи) был Чентурионе II Цаккариа, принадлежавший известному купеческому роду. Престол Ахайи перешел к нему от отца, которого туда определил неаполитанский король. В 1430 году княжество Ахайю захватил Фома Палеолог. Чентурионе вынужден был заключить с врагом мирный договор, условия которого вынуждали его дочь Екатерину выйти за Фому замуж. После смерти Чентурионе его земли перешли Фоме.

Сватовство и замужество

В 1469-м вдовствующий Иван III посватал Софью. Назвать её завидной невестой было трудно. Слава византийской принцессы вряд ли могла помочь её будущему мужу улучшить отношения с османами.

До московского князя Софью сватали дважды. Сперва её руку предложили королю Кипра де Лузиньяну, но тот отказался. Тогда папа Павел II попытался выдать девушку за князя Караччоло, но тот умер. В 1469 папа предложил Ивану III жениться на Палеолог, умолчав при этом про католическую веру Софьи. Павел II надеялся укрепить позиции католичества на Руси. Московский князь, вероятнее всего, польстился громким именем невесты.

«Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере», 1883 г. Ф. А. Бронников. (wikipedia.org)

Три года велись переговоры, и в итоге в 1472-м Софью вместе с приданым отправили в Московию. По дороге в разных городах в её честь устраивали праздники. Во главе обоза шествовал представитель папы с большим католическим крестом. Понтифик надеялся, что греческая принцесса привезёт с собой на Русь католичество.

Но планам папства не суждено было сбыться: весть об этом вызвала в Москве настоящий скандал. Митрополит Филипп заявил, что немедленно уедет из города, если католический крест привезут в столицу. Иван III во избежание конфликтов отправил своего посла встретить обоз за 15 вёрст до Москвы. Тот, недолго думая, силой отнял крест у папского священника. Заморская невеста прибыла в город, приняла православную веру, и 22 ноября венчание состоялось в Успенском соборе.

Семейная жизнь

Брак Ивана 3 и Софьи Палеолог сложился удачно: родились 5 сыновей и 6 дочерей. В младенчестве умерли только две старшие девочки. Старший сын царицы, наследник Василий Иванович, впоследствии станет известен как московский князь Василий III. На тот момент у Ивана III уже был наследник — Иван Молодой, сын от первого брака.

Для молодой супруги князь построил хоромы, которые, впрочем, сгорели в 1493 году. В 1480 году перед нашествием ордынского хана Ахмата Софья с детьми переехала в Дмитров, затем на Белоозеро. Если Ахмат возьмет Москву, царица должна была бежать дальше на север. Семья вернулась в Москву зимой того же года.

С именем Софьи Палеолог, жены на тот момент князя, связано две легенды:

  1. Царица присутствовала на совете мужа с боярами относительно требования дани хана. Услышав совет многих бояр согласиться и заплатить, Софья заплакала и уговорила супруга покончить с татарским игом.
  2. Вторая легенда связана с рождением сына Василия III: во время богослужения в Троице-Сергиевой Лавре Софье явился Сергий Радонежский, который предсказал, что она родит сына.

Но все же при дворе княгиню не любили, считали хитрой и гордой, даже обвиняли в колдовстве. Некоторые бояре были убеждены, что Софья отравила наследника Ивана и была причастна к заключению многих приближенных лиц.

Роль Софьи в развитии русского искусства

На Руси Софья столкнулась с проблемой отсутствия достаточно опытных архитекторов крупных зданий. Были хорошие псковские мастера, но у них имелся опыт строительства преимущественно на известняковом основании, а Москва стоит на непрочных глинах, песке и торфяниках. Так, в 1474 году рухнул почти достроенный Успенский собор московского Кремля.

Софья Палеолог знала, кто из итальянских специалистов способен решить эту задачу. Одним из первых приглашённых ею был Аристотель Фьораванти — талантливый инженер и архитектор из Болоньи. Кроме множества зданий в Италии, он также конструировал мосты через Дунай при дворе венгерского короля Матьяша Корвина.

Может быть, Фьораванти и не согласился бы приехать, но незадолго до этого его ложно обвинили в сбыте фальшивых денег, к тому же при Сиксте IV начала набирать обороты инквизиция, и архитектор счёл за благо уехать на Русь, забрав с собой сына.

Для строительства Успенского собора Фьораванти поставил кирпичный завод и определил как пригодные залежи белого камня в Мячково, откуда брали строительный материал за сто лет до этого для первого каменного Кремля. Храм внешне похож на древний Успенский собор Владимира, но внутри не разделён на небольшие помещения, а представляет собой один большой зал.

В 1478 году Фьораванти в качестве начальника артиллерии ходил с Иваном III в поход на Новгород и навёл понтонный мост через реку Волхов. Позже Фьораванти участвовал в походах на Казань и на Тверь.

Итальянские архитекторы перестроили Кремль, придав ему современный вид, возвели десятки храмов и монастырей. Они учитывали русские традиции, гармонично комбинируя их со своими новинками. В 1505-1508 годах под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового был возведен кремлёвский собор Михаила Архангела, при сооружении которого архитектор сделал закомары не гладкими, как раньше, а в виде ракушек. Эта идея так всем понравилась, что впоследствии использовалась повсеместно.

Жизнь при дворе

Жизнь Софьи при дворе была несладкой. Греческой царевне не доверяли, бояре обвиняли её во всех неприятных им нововведениях. Великая княгиня и правда пользовалась сильным влиянием на князя. В летописях указано, что она слёзно умоляла Ивана III сбросить оковы ига.

Она же уговорила великого князя выписать из Италии зодчих, которые приняли участие в строительстве Успенского собора, Архангельского собора, Грановитой палаты и Казённого двора в Кремле. Она же, по мнению некоторых историков, привезла с собой и двуглавого орла, размещённого впоследствии на гербе Московии. Софья дорожила памятью о своём прошлом. В Троице-Сергиевой лавре можно найти пелену, вышитую рукой великой княгини. В подписи на пелене Софья величает себя «царевною царегородской».

Пелена Софьи Палеолог. (wikipedia.org)

Личность, внешность и характер Софьи Палеолог

Бояре, князья и знать всех городов, которые посещала Софья на своем пути, направляясь в Москву, описывали будущую жену государя в своих заметках. В них указывалось, что византийская принцесса обладала нежной кожей, с легкой матовостью. Несмотря на немолодой возраст, девушка привлекательная с выразительным взглядом.

Перед тем, как князь согласился на свадьбу – ему привезли портрет Софьи. Один из русских летописцев назвал девушку с портрета иконой.

По приезду в Москву она очаровала окружающих своим умом и статью. По характеру Софья была сильной представительницей Византийского престола. На ее фоне женщины Древней Руси выглядели слабыми и безвольными.

Великая княгиня Московская

Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.

Софья Палеолог

Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.

В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Ивана III Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын Иван Молодой. Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.

Царь Иван III

После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.

В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог

Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.

Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты Платона и Аристотеля, неизвестные поэмы Гомера.

Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере

В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.

Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.

Краткая биография

В 1467 году овдовел московский князь Иван. Для папы он стал весьма подходящей кандидатурой в качестве жениха для Софьи. С ее помощью Рим надеялся укрепить католицизм среди русского народа. 11 февраля 1469 года в Москву прибыл посол от папы для переговоров относительно свадьбы.

  1. 1 июня 1472 года в базилике св. Петра и Павла, наконец, прошла церемония заочного обручения Софьи Палеолог и московского князя Ивана III.
  2. Так долго свадьба откладывалась потому, что московский митрополит Филипп возражал против этого брака, справедливо опасаясь распространения католичества на Руси.
  3. 24 июня 1472 года Софья вместе с кардиналом Виссарионом Никейским, на которого была возложена миссия по укреплению позиций католической церкви на Руси, выехала в Москву. После долгого путешествия в ноябре они прибыли на место.
  4. Стоит упомянуть, что София привезла в Москву много книг, рукописей, картин, православных икон. Летописцы говорят, что все ее приданное было размещено более чем на 70 подводах.
  5. Тут выяснилось, что Софья Палеолог опять приняла православие. Это было неприятным сюрпризом для сопровождавших ее католических священников.
  6. 22 ноября 1472 года состоялось венчание Софьи и Ивана III в Успенском соборе. Софья Палеолог теперь стала великой княгиней московской.
  7. 1474. Тот собор, в котором венчались Софья и Иван III через некоторое время рухнул. Он был построен русскими мастерами, у которых не было никакого опыта строительства таких больших сооружений. Софья пригласила лучших зодчих и художников из Европы, архитекторы и оружейники начали работать на Руси, создавая новые дворцы и неприступные крепости.
  8. 25 марта 1479 года Софья родила мальчика, которого назвали Василием. Это был будущий великий князь, отец Ивана IV Грозного. Но пока он был вторым в очереди на престол после Иоанна Молодого, сына великого князя от первого брака. Но Софья решила во что бы то ни стало обеспечить своему сыну великокняжеский титул.
  9. В это время Софья Палеолог уже пытается оказывать некоторое влияние на своего мужа, вмешиваясь во внешнеполитические дела князя. В частности, когда ордынский хан Ахмат опять задумал пойти войной на Русь и потребовал дань, она приложила все усилия, чтобы склонить князя к военному решению проблемы. Иоанн III прислушался к советам жены, и Ахмат убрался восвояси.
  10. Январь 1483 года. Иоанн Молодой вступает в брак с Еленой Волошанкой и в октябре этого года у них рождается сын Дмитрий – еще один претендент на престол. Иван III решает отдать сыну Тверское княжество и тот стал править там, оставаясь все же главным соискателем на московскую корону.
  11. 1490. Иоанн Молодой сильно заболел, и Софья вызвала из Рима хорошего врача, который, тем не менее, не смог его вылечить. Князь умер, но в народе пошли слухи, что его отравили. Так это было или нет, сейчас сказать трудно. Положение Софьи стало еще сложнее.
  12. 1498. Совершена коронация на великокняжеский престол внука Иоанна III Дмитрия, на которую Софью Палеолог и ее сына даже не пригласили. После этого она перешла к активным действиям.
  13. В результате ее интриг и давления на мужа к 1502 году Елена Волошанка вместе с сыном оказались в опале у Ивана III. Впоследствии они были заключены в тюрьму, где и скончались: Елена в 1505 году, а ее сын Дмитрий – в 1509 году.
  14. Иван III и сам не был безвольным правителем, но Софья имела на него влияние. Например, один из его приближенных Иван Берсень-Беклемишев был казнен из-за того, что высказывал критические замечания по поводу новшеств, вводимых Софьей Палеолог в русском обществе.
  15. Тем не менее Софья вместе с мужем правила на Руси до 1503 года. 7 апреля она скончалась. Похоронили ее в Вознесенском соборе Кремля.

«Видение Сергия Радонежского великой московской княгине Софьи Палеолог» (1866)

Внешность и характер

Современники вспоминали о Софье как об умной и хитрой женщине. С помощью методик судебно-медицинской экспертизы по останкам великой княгини удалось восстановить её облик. Она была невысокого роста, полной и с волевыми чертами лица. Присутствовавший при заочном бракосочетании итальянский поэт Луиджи Пульчи с насмешкой описывал греческую принцессу: «Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у неё были две огромные турецкие жемчужины, подбородок двойной, щёки толстые, всё лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз такие гряды жира и мяса, словно высокие дамбы на По. Ноги тоже далеко не худенькие, таковы же и все прочие части тела — я никогда не видел такой смешной и отвратительной особы, как эта ярмарочная шутиха. На ней узкое и дурное платье, хотя платье это было из богатого шёлка и скроено по меньшей мере из шести кусков материи, так что ими можно было накрыть купол Санта-Мария Ротонда». Болонские летописцы, любовавшиеся Софьей по пути в Московию, отмечали её прекрасные глаза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: