Вильгельм вундт

Содержание

Вильгельм Вундт (1832-1920) был немецким психологом, философом и физиологом, известным созданием первой лаборатории экспериментальной психологии в 1879 году в Лейпциге (Германия), известной как Институт экспериментальной психологии («Institut für Expertial Psychologie»). В настоящее время он считается отцом современной психологии.

Вундт был также предшественником теории структурной психологии, разработанной Эдвардом Брэдфордом Титченером, великим представителем этого течения. Эта теория познания пытается проанализировать опыт человека на протяжении всей его жизни, понимая это как сеть элементов.

Получив образование в университете, врач, немецкий психолог стал одной из самых значимых фигур второй половины XIX — начала XX века в области психологии.

Его важность заключается в том, что он первым начал научное исследование человеческого поведения. Для этого он пошел по стопам Эрнста Генриха Вебера (1795–1878), которого он всегда называл «отцом-основателем психологии»

Ум и образ действий индивида уже были предметом познания других философов или психоаналитиков, разница заключается в используемом методе. В то время как другие мыслители сосредоточились на абстракции мыслей или блуждании, Вундт использует научный и систематический метод для этой дисциплины.

Вильгельм Вундт сделал очень продуктивную карьеру и сделал Лейпциг мировым лидером в области психологии. За все это он получил некоторые признания, такие как Приз Pour le Merité в области наук и искусств или звание почетного доктора в университетах Лейпцига и Геттингена. Он также стал почетным членом 12 научных обществ как в Германии, так и за рубежом.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Книги (7)

Введение в философиюРаздел библиотеки: Философия

Предлагаемая читателю книга представляет собой одно из наиболее известных и основательных «Введений в философию». Вундт строит свое исследование на основании исторического подхода к предмету.

В книге рассматриваются определения философии, отношения философии к науке и религии, проблема классификации наук.

Основное содержание книги занимает очерк развития европейской философии от древней Греции до Нового времени, где излагаются основные типы решений философских вопросов в трех областях философского знания: теории познания, метафизике и этике.

Читать »

Душа и мозгРаздел библиотеки: Общая психология

Вильгельм Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Читать »

Миф и религияРаздел библиотеки: Общая психология

Вильгельм Вундт (1832-1920) — немецкий философ и психолог. Изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина. Занимал должности приват-доцента в Гейдельберге, профессора психологии в Цюрихе и Лейпциге, ректора Лейпцигского университета. Вундт оставил весьма обширное теоретическое наследие. В 1880-е г.г. разрабатывал собственную систему логики, этики и метафизики, анализировал формы мышления, методы различных наук. Особую известность Вундту принесла разработка физиологической психологии как научной отрасли, отделенной от философии.

Вундт занимался этнопсихологией — психическими характеристиками рас и народов. В этой связи он проводил сравнительный анализ традиций и обычаев, пытался дать психологическое истолкование мифа, религии, искусства, права и языка как проявлений «народного духа».

Книга «Миф и религия» выросла из этой области интересов Вильгельма Вундта. В ней речь идет о мифотворческой фантазии, психологии мифообразования, первобытных культах, развитии демонологии.

Читать »

Очерк психологииРаздел библиотеки: Общая психология

В настоящей книге автор последовательно рассматривает природу и свойства человеческого сознания; элементы, составляющие содержание сознания, и их взаимосвязь; и затем переходит к установлению и исследованию законов душевной жизни человека.

В. Вундт уделяет внимание взаимоотношениям физиологии и психологии, а также касается вопроса о сущности души. Читать »

Проблемы психологии народовРаздел библиотеки: Общая психология

Читать »

Проблемы психологии народовРаздел библиотеки: Общая психология

Автор настоящей книги Вильгельм Вундт — выдающийся немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии, — главным делом своей жизни считал создание так называемой «психологии народов», описательной и исторической психологии высших психических процессов, методом которой является анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, религии, обычаях, мифах).

Написанная им десятитомная «Психология народов» оказала огромное влияние на мировую науку. Предлагаемая книга задумывалась автором как введение в изучение данного труда, дающее возможность ориентироваться в трудных и спорных вопросах этой интереснейшей области психологии.

Читать »

Психология народовРаздел библиотеки: Социальная психология

Вильгельма Вундта по праву называют отцом экспериментальной психологии, известной также под названиями психофизики и физиологической психологии.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека. Иными словами, перед нами — прообраз знаменитой теории «вызова-и-ответа», и потому Вундта с полным основанием можно считать предшественником, если не «изобретателем», бихевиоризма.

За свою долгую научную карьеру Вундт опубликовал множество работ — от статей в научных журналах до фундаментальных трудов, примером которых может служить включенная в настоящий сборник «Система философии» — итог творческой деятельности ученого. По подсчетам исследователей, в совокупности научное наследие В.Вундта составляет 54 000 печатных страниц

Читать »

Фантазия как основа искусстваРаздел библиотеки: Творческое мышление

Предлагаемая брошюра представляет собою перевод первой главы второго тома знаменитого сочинения проф. Вундта «Völkerpsychologie».

Читать »

Интеллектуальное путешествие

В Гейдельберге

Вундт изучал медицину в Гейдельбергском и Тюбингенском университетах , а затем переехал в Берлин в 1855 году, чтобы работать там у Йоханнеса Мюллера . Именно по этому поводу он познакомился с Эмилем дю Буа-Реймоном . Хотя его привели к изучению медицины, физики и химии, его больше всего интересует физиология . Вместе с Иоганнесом Мюллером он видит возможность установления автономии экспериментальной психологии на модели экспериментальной физиологии. В 1857 году он стал физиологическим ассистентом Германа фон Гельмгольца в Гейдельберге, затем был назначен заведующим кафедрой антропологии и медицинской психологии на медицинском факультете того же города. Вместе с Гельмгольцем он преподает «Научный подход к психологии» («  Psychologie vom naturwissenschaftlichen Standpunkt  »). Он также опубликовал пять трактатов по теории восприятия, опубликованных в 1862 году под названием Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung («Вклад в теорию чувственного восприятия»), которые подготовили его теорию психофизического параллелизма . Именно в этот период его интерес к философии развился одновременно с его работой в области психологии, все еще очень близкой к физиологии. «Сенсорное восприятие», с которым он имеет дело в своей исследовательской работе, составляет от Гельмгольца до наших дней пограничный предмет между физиологией и психологией.

В 1860-х годах Вундт разработал первую программу экспериментальной психологии, которая будет конкретизирована в « Элементах физиологической психологии» , первое издание которых вышло в 1873 году. В то же время он опубликовал свой трактат по клеточной физике под названием: Über die Physik der Zelle in ihrer Beziehung zu den allgemeinen Prinzipien der Naturforschung («О физике клетки в ее отношении к общим принципам естественных наук»). Он порывает с наивно- материалистическим течением , считая, что интерпретация, которую следует дать понятию материи, не является четкой. Затем он занимает промежуточную позицию между редукционистским материализмом и дуализмом  : различие между духом и материей признается на эпистемологическом уровне, но не на онтологическом .

В лейпциге

В период с 1874 по 1875 год Вундт был профессором индуктивной философии в Цюрихе , затем в 1875 году он был назначен на кафедру философии в Лейпцигском университете , где преподавал до выхода на пенсию в 1917 году. В 1879 году он основал экспериментальный Институт психологии. который включал первую лабораторию экспериментальной психологии в Европе. Многие студенты приезжают, чтобы следовать его учению и уезжают, чтобы основать исследовательские и учебные организации, посвященные экспериментальной психологии, в частности, американцы между 1880 и 1890 годами и француз Бенджамин Бурдон , который впоследствии начал свои собственные исследования в лаборатории визуального восприятия пространства. Бенджамин Бурдон основал в 1896 году в Ренне первую университетскую лабораторию психологии и экспериментальной лингвистики по образцу лаборатории Вундта.

Наряду со своим экспериментальным и физиологическим подходом к психологии Вундт применяет философский подход к психологическим проблемам, который отмечает его работу и направляет его исследования. В 1881 году он создал журнал Philosophische Studien («Философские исследования»), в котором публиковались как научные, так и философские труды. Большинство его строго научных исследований касается ощущений, восприятий, в частности зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, а также восприятия времени

Он также изучает внимание , аффективность и развивает метод науки о реакции. Параллельно с этой работой он пишет откровенно философские работы, такие как « Логика» (1883 г.), « Этик» (1886 г.), « Система философии» (1889 г.)

Один из его основных философских источников находится у Лейбница , в учении об апперцепции , которое вдохновляет его фундаментальный тезис о «творческом синтезе» разума.

Вундт поддерживает постоянный обмен мнениями с интеллектуалами Лейпцига, такими как историк Карл Лампрехт . Он также контактировал с главными представителями «немецкого монизма», особенно с Эрнстом Геккелем и Вильгельмом Оствальдом . Среди людей, которые помогали ему в Лейпциге или сотрудничали с ним, мы находим, в частности, Бехтерева , Боаса , Эмиля Дюркгейма , Бронислава Малиновского , Г. Х. Мида или Сапира .

Он стал почетным гражданином города Лейпцига в 1902 году и города Мангейма в 1907 году. В 1914 году он был одним из интеллектуалов и ученых, подписавших Манифест 93-го года , текст, который поддерживал позиции Германии. в контексте Первой мировой войны .

Что исследовал психолог в лаборатории

За 20 лет с момента основания психологической лаборатории Вундт и его ученики провели более 100 экспериментов. В основном они рассматривали те проблемы, которые уже были поставлены другими учёными, но не были до конца изучены.
Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических аспектов слуха, зрения, обоняния, ощущения времени и других чувств

Также уделялось пристальное внимание экспериментам по изучению времени реакций. Вундт выяснил, что человеческую реакцию на раздражитель можно разделить на 3 этапа:

  1. Восприятие раздражителя.
  2. Осознание раздражителя.
  3. Проявление воли.

После воздействия раздражителя человек воспринимает его, анализирует и наконец реагирует. Реакция представляет собой движение мышц, и Вундт хотел выяснить его среднее значение. Однако сделать это у него не получилось, т.к. было трудно разграничить этапы протекания реакции.
Ещё одним объектом изучения психолога было то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Пример фокуса – восприятие страницы, которую вы сейчас перед собой видите. Пока вы читаете один абзац, другие видны не так отчётливо.
Вильгельм Максимилиан, ко всему прочему, хотел взяться за изучение детской психологии, но не стал проводить опыты, потому что дети вряд ли могли бы точно описать своё внутреннее состояние и ощущения.

Лекции

Почему студенты так любили посещать лекции Вундта? Давайте попробуем понять, в чём их магия. Для этого обратимся к воспоминаниям учеников великого профессора, попробуем перенестись на сто с лишним лет назад и окажемся сами на студенческой скамье перед автором бессмертных психологических трудов.

Итак… Распахивается дверь и входит Вундт. Он одет во всё чёрное, от обуви до галстука. Худой и немного сутулый, узкоплечий, он кажется намного выше своего реального роста. Густая шевелюра немного поредела на макушке, её прикрывают локоны, поднятые с боков.

Громко шагая, Вундт идёт к длинному столу, должно быть, для экспериментов. На столе стоит небольшая переносная полка для книг. Профессор несколько секунд выбирает подходящий кусочек мела, затем поворачивается к аудитории, опирается на полку и начинает лекцию.

Он говорит негромко, но в аудитории уже через минуту воцаряется мёртвая тишина. Голос Вундта не самый приятный на слух: густой баритон иногда переходит в нечто, похожее на лай, однако пламенность и выразительность речи не позволяли ни одному слову быть неуслышанным.

Лекция проходит на одном дыхании. Вундт не пользуется никакими записями, взгляд лишь изредка падает на руки, которые, кстати, ни секунды не лежат спокойно: они то перебирают бумаги, то совершают какие-то волнообразные движения, то помогают аудитории понять суть материала, иллюстрируя речь профессора.

Вундт завершает лекцию точно в срок. Так же сутулясь и громко топая, он покидает аудиторию. Завораживает, правда?

Комментарии

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд

австрийский психолог и психиатр, основатель школы психоанализа

Карл Густав Юнг

швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

Эрик Эриксон

был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Чарлз Роберт Дарвин

педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens

Карен Хорни

американский психолог норвежско-датского происхождения

Анна Фрейд

британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда

Паулу Фрейре

бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики

Эдвард Брэдфорд Титченер

англо-американский психолог-экспериментатор

Основные работы

  • Untersuchungen über das Verhalten der Nerven in entzündeten und degeneriern Organen («Исследование реакции нервов в воспаленных и дегенерированных органах: вступительная диссертация»), Гейдельберг, 1856 г.
  • Die Lehre von der Muskelbewegung («Исследование движения мышц»), Брауншвейг (Brunswick), 1858.
  • Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung («Вклад в теорию сенсорного восприятия»), Лейпциг / Гейдельберг, 1862.
  • Vorlesungen über die Menschen- und Thierseele («Уроки души людей и животных»), Лейпциг, 1863/1864, 2 тома.
  • Lehrbuch der Physiologie des Menschen («Руководство по физиологии человека»), Эрланген, 1865.
  • Die Physikalischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip: ein Kapitel aus einer Philosophie der Naturwissenschaften («Физические аксиомы и их отношение к причинному принципу: глава философии естественных наук»), Erlangen, 1866.
  • Handbuch der medicinischen Physik («Руководство по медицинской физике»), Эрланген, 1867 г.
  • Untersuchungen zur Mechanik der Nerven und Nervencentren («Исследование механики нервов и нервных центров»), Erlangen, 1876.
  • Uber den Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften («О влиянии философии на экспериментальные науки», выступление в начале учебного года20 ноября 1875 г.), Лейпциг, 1876 г.
  • Логик. Eine Untersuchung der Principien der Erkenntniss und der Methoden («Логика. Исследование принципов познания и методов научного исследования»), Штутгарт, 1880–1883 ​​гг., 3 тома.
  • Очерки , Лейпциг, 1885 г.
  • Этик. Eine Untersuchung der Thatsachen und Gesetze des sittlichen Lebens («Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни»), Штутгарт, 1886.
  • System der Philosophie , Лейпциг, 1889 г.
  • Grundriß der Psychologie («Краткое изложение психологии»), Лейпциг, 1896 г.
  • Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte («Психология народов: поиск законов развития языка, мифов и нравов»), Лейпциг, 1900–1909, 10 томов.
  • Kleine Schriften («Краткие сочинения»), 1910–1911, Лейпциг, 2 тт.
  • Einführung in die Psychologie , («Посвящение в психологию»), Лейпциг, 1911.
  • Probleme der Völkerpsychologie , («Проблемы психологии народов»), Лейпциг, 1911 г.
  • Elemente der Völkerpsychologie: Grundlinien einer mentalischen Eintwicklungsgeschichte der Menschheit («Элементы психологии: принципы психологической истории человеческого развития»), Лейпциг, 1912.
  • Reden und Aufsätze («Речи и эссе»), Лейпциг, 1913 г.
  • Sinnliche und übersinnliche Welt («Разумный мир и сверхчувственный мир»), Лейпциг, 1914 г.
  • Über den wahrhaftigen Krieg («О настоящей войне», речь, произнесенная на10 сентября 1914 г. в Альбертхалле), Лейпциг, 1914 г.
  • Die Nationen und ihre Philosophie («Народы и их философия»), Лейпциг, 1915.
  • Erlebtes und Erkanntes («Вещи пережиты, вещи известны»), Штутгарт, 1920.

Экспериментальная психология

Вундт считается отцом современной психологии, и даже некоторыми, отцом психологии в целом. Он был первым, кто отделил психологию как свою научную дисциплину, помимо других дисциплин, таких как философия или физиология..

Немецкий психолог оставляет спекуляции в стороне и формализует психологию как науку с экспериментальным методом, адаптированным к его потребностям. Это то, что называется экспериментальной психологией.

Как установил Вильгельм Вундт в «Принципах физиологической психологии», экспериментальную психологию следует называть «психологией, которая получает помощь от физиологии в разработке экспериментальных методов»..

Он понимает, что жизнь в широком смысле «должна охватывать как процессы физического организма, так и процессы сознания». Следовательно, так же, как физиология изучает внешние проявления тела и психосоматические симптомы с помощью экстрасенса, для психологии может быть полезно знать физиологические реакции..

Для Вундта единственным объектом изучения являются внутренние переживания, ощущаемые человеком. В отличие от предмета изучения физиологии, необходимо дополнить научный метод чистыми характеристиками психологической дисциплины..

Научный метод дополняется процедурой внутреннего наблюдения, которая, в отличие от других древних мыслителей, основана не на предположениях, а на экспериментальной науке..

Метод экспериментальной психологии

По словам Курта Данзингера в его статье История самоанализа пересмотрена, опубликовано в Журнал истории поведенческих наук, Существуют определенные неясности с методом Вильгельма Вундта, которые могут привести к путанице.

В этом разделе я попытаюсь объяснить предложение Вильгельма Вундта и то, как оно отличается от других интроспективных процессов сознания, таких как те, которые были предложены философами, такими как Платон и Аристотель..

Вундт при объяснении своего метода различал наблюдение за «я» (Selbstbeobachtung) и внутренним восприятием (innere Wahrnehmung). Это различие было утеряно при переводе с немецкого на английский трудов немецкого психолога.

Обычно его называют экспериментальным психологом, который Вундт предлагает для интроспекции, что вызывает путаницу, поскольку философ и психолог очень критично относились к такому способу познания ума..

Основной критикой, которую Вундт сделал в отношении этого метода внутреннего наблюдения за индивидом, была небольшая объективность наблюдателя из-за недостаточной дистанции в отношении анализируемых переживаний..

Поэтому Вильгельм Вундт фокусируется на измеримых аспектах или регулярном поведении, которое дается при анализе внутреннего опыта. В некотором смысле, это систематизирует это внутреннее восприятие. Можно сказать, что, в некотором смысле, это натуралистический метод, поскольку он копирует аспекты способа познания естественных наук. Конечно, всегда с учетом аспектов психологической дисциплины.

По этой причине наблюдатели или люди, которые испытывают это внутреннее восприятие, должны быть предварительно обучены. Таким образом, вы избегаете попадания в субъективности.

Кроме того, этот вид самоанализа, так что он напоминает метод познания внешних наук, должен затем сочетаться с наблюдением и повествованием этих «оригинальных» переживаний, чтобы избежать процесса отражения совести, который может исказить те представления, которые были получены в первую очередь и считаются объективными.

Наконец, Вундт добавляет другие элементы, которые придают объективность этому методу, такие как время реакции и ассоциация слов.

Для разработки этой методологии на Вундта оказал сильное влияние Гюстав Фечнер.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия

(1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных

в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии»

. Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных

,Эссе ,Этика: исследование фактов и законов моральной жизни ,Гипнотизм и внушение (1892) иВведение в психологию .

Рождение и ранние годы

Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 года в районе Неккарау, расположенном на окраине промышленного города Мангейм (Германия). Однако большую часть детства Вильгельм провел в городке под названием Хайдельсхайм, расположенном в городе Брухзаль. Он был четвертым ребенком в браке протестантского пастора Максимилиана Вундта (1787-1846) и Марии Фридрерике, урожденной Арнольд (1797-1868).

Как по материнской, так и по отцовской линии у Вильгельма Вундта были интеллектуальные родственники, врачи, учителя, психологи и т. Д. Его отец, с другой стороны, не был очень успешным человеком, как утверждает Рибер (2001).

Вундт был единственным ребенком в семье, так как два его старших брата умерли еще до его рождения, а единственный живой был отправлен учиться к своей тете в гимназию Гейдельберга, когда Вильгельм был еще очень молод.

Его детство было довольно спокойным. У него никогда не было много друзей его возраста, он предпочитал компанию взрослых или посвятил себя чтению и учебе. Он действительно установил большую дружбу с пастором, которого приобрел его отец Фридрих Мюллер, который стал его наставником.

Ее страстью было чтение, которому способствовала библиотека ее отца. Проучившись несколько лет в школе Хайдельсхайма, он поступил в гимназию Брухзаля, где у него были действительно плохие времена, поскольку он впервые был вдали от своей семьи.

Пропустив этот учебный год, он присоединился к своему старшему брату в доме своей тети, чтобы учиться в гимназии Гейдеберга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: