Иван Малиновский
На момент поступления в Царскосельский университет Ивану Малиновскому было уже 15 лет, хотя в учебное заведение брали детей от 11 до 14. Василий Фёдорович, первый директор и отец Малиновского, уговорил министра графа Разумовского записать в документах 1798 год рождения (то есть 13 лет).
Малиновский часто упоминается в сочинениях, посвященных ранней биографии Пушкина. Юноша отличался вздорным характером и подвигал сверстников на разные проделки. Из-за этого получил от них прозвище Казак.
Иван Васильевич считается одним из лучших друзей Пушкина, но некоторые исследователи сомневаются, что он попадает в их список. Они полагают, что взаимоотношения будущего поэта и Малиновского основывались лишь на любви к шалостям. Это можно опровергнуть последними словами Пушкина после дуэли. Тогда он сожалел, что рядом нет Пущина и Малиновского.
До лицея Иван прилежно учился в первом классе, изучал арифметику и иностранные языки. Он очень рано стал сиротой: в 1812 году умерла мать, а в 1814 — отец. Юношу стала воспитывать тётка, которая жила в доме Малиновских.
После завершения учёбы в лицее Иван становится военным и отправляется прапорщиком в Финляндию. Окончил службу полковником в 1825 году. Отошёл от столичной суеты и поселился в Изюмском уезде Харьковской губернии. Там долгое время оставался предводителем местного дворянства, стараясь улучшить положение простых людей, защищая их от чиновничьего произвола.
Интересен факт, что в личной жизни Малиновского не отпускал Царскосельский лицей. Первый раз он вступил в брак с сестрой И. Пущина Марией Ивановной. У этой пары родились две девочки. В 1844 году супруга скончалась, после чего Малиновский женился на племяннице В. Вольховского, другого близкого однокашника. В браке на свет появились мальчик и две девочки. В 1873 году Малиновский умер, подхватив воспаление лёгких.
Близкие друзья Пушкина в лицейские годы обладали яркими характерами. Они повлияли на жизненный и творческий путь великого поэта. Может быть, именно крепкая дружба и весёлые дни юности сформировали в Александре Сергеевиче качества, необходимые для будущих литературных свершений. С помощью этих данных школьники могут составить доклад или краткое сообщение о пушкинском окружении.
Вильгельм Кюхельбекер
Помимо дружбы с Пушкиным Кюхельбекер известен своей общественной деятельностью и либеральными воззрениями. Участник движения декабристов.
Родился в 1797 году в семье обрусевших немцев. Когда Вильгельму исполнилось 12 лет, от чахотки скончался отец. Несмотря на тяжёлое материальное положение, мать приложила все усилия, чтобы Вильгельм получил достойное образование. Сначала мальчик учился в пансионе имени Брикмана. Там он демонстрировал высокий уровень интеллекта и быстро осваивал иностранные языки.
Наряду с другими родовитыми юнцами в 1811 году Кюхельбекера приняли в Царскосельский лицей. Вступительные экзамены молодой человек выдержал превосходно. Первое время в учебном заведении Вильгельм казался всем каким-то несуразным — высокий рост, эмоциональная несдержанность, внешняя нескладность. Всё это могло запросто стать почвой для насмешек и издевательств, но юноша вскоре добился признания авторитета среди сверстников.
Он проявлял эрудицию, не кичился своим происхождением и всегда был готов протянуть руку помощи. Так он сдружился с Пушкиным, Дельвигом и Пущиным. Молодые люди любили разговаривать о литературе, театре, философии, организовывали вечера поэзии.
После выпуска в 1817 году Кюхельбекер вместе с Пушкиным был определён в коллегию иностранных дел. Но там он проработал совсем недолго. С 1820 года Вильгельм Карлович находился в Париже с директором императорских театров Нарышкиным. В столице Франции читал лекции о русской литературе в очень свободной манере. Был выслан обратно в Россию и отправлен в статусе чиновника к генералу Ермолову на Кавказ. Там познакомился и сдружился с выдающимся русским писателем А. С. Грибоедовым.
Участие в восстании
Восстание декабристов закончилось для Кюхельбекера крайне неудачно. Он прибыл в Петербург за две недели до случившегося и был принят в «Северное общество», которое боролось против самодержавия. В разгар событий на Сенатской площади друг Пушкина попытался убить выстрелом брата императора. После поражения восставших Кюхельбекер хотел бежать из России вместе со слугой, но их схватили и арестовали.
Сначала был приговорён к каторге, но потом наказание смягчили до ссылки в Сибирь. Перед тем как попасть в пункт назначения, Кюхельбекер побывал во многих крепостях и даже повидался с Пушкиным. С 1835 года, будучи ссыльным, находился в городе Баргузин, где преподавал в местной школе, писал очерки, отправлял письма семье и, конечно, Александру Сергеевичу. Побывал во время ссылки в таких местах:
- Акшинская крепость;
- Курган;
- Тобольск.
Жена и дети
Личная жизнь Вильгельма Карловича не была счастливой. Только находясь в Сибири, он женился на дочери почтового чиновника, которая была младше его на 20 лет. В браке родилось четверо детей, но двое умерли ещё в младенчестве. Последние годы он провёл нищим и почти слепым, умер от чахотки в 1846 году. Детям восстановили дворянский статус после амнистии в 1856.
Иван Иванович Пущин
Прозвища: «Жан», «Жанно», «Большой Жанно» на французский манер за излишнюю романтичность и «Иван Великий» — в честь одноименной московской колокольни, так как Пущин был высокого роста.
Пущин стал самым первым и «бесценным» лицейским другом Пушкина. Они познакомились в Петербурге еще во время поступления. Почти сразу они стали близкими друзьями, так как их взгляды во многом совпадали.
По характеру Пущин был медлителен и упорен, в беседе был неуемным и мог долго говорить.
Учителя характеризовали его как умного, прилежного, способного и благородного. Он был дружен со всеми сокурсниками.
После лицея Иван войдет в круги декабристов, из-за чего его отправят на каторгу на 20 лет.
Пушкин посвятит ему следующие строки:
«Мой первый друг, мой друг бесценный!..»
«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья, Печали, радости, мечты души твоей, Размолвки дружества и сладость примиренья,..»
«…Ты не забудешь дружбы нашей, О Пущин, ветреный мудрец!..»
Дружба Пушкина и Пущина сохранилась до конца их дней.
Друзья и современники А.С.Пушкина
Иван Иванович Пущин | ||
(1798–1859) | ||
Пущин Иван Иванович. Художник Ф.Берне, 1817 г. | ||
Иван Иванович Пущин – (1798, Москва –1859, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии (сейчас Раменский район Московской области), похоронен в Бронницах, около городского собора) – декабрист, коллежский асессор. Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг. |
||
|
||
Эта встреча друзей была последней. Через год, когда Пущин уже был заключен в крепость, поэт вновь вспоминает об этом последнем свидании в стихотворении «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Умирая, Пушкин вспомнил о далеком друге, говорил, что ему было бы легче, если бы рядом был Пущин. Пущин оставил воспоминания о своих встречах с великим поэтом – «Записки о Пушкине». |
||
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! |
||
* При жизни Пушкина это стихотворение не печаталось. Написано 13 декабря 1826, во Пскове. Стихотворение было переслано Пущину в Сибирь на каторгу вместе с посланием декабристам «Во глубине сибирских руд». Для первой строфы этого стихотворения Пушкин взял без изменений 5 первых стихов неоконченного послания Пущину, написанного еще в 1825 г. |
||
|
||
Сочинения
В Царскосельском лицее поэт учился, здесь он обрел лучших друзей, осознал силу своего духа и таланта. Лицейские годы были насыщены событиями и знакомствами с интересными людьми, которые оказали сильное влияние формирование личности Пушкина.
Детство и лицейские годы Пушкина кратко
В семье Пушкиных дети были предоставлены сами себе и их воспитанием занимались только иностранцы-гувернеры. Саша с детства писал в основном на французском языке, ведь его воспитывал учитель-иностранец.
Вместе с дядей в июне 1811 г. Александр отправился в Петербург, 12 августа он стал одним из 30 счастливчиков, поступивших в лицей.
Открытие лицея в Царском Селе состоялось 19 октября того же года. Учеников обучали словесным, нравственным, историческим наукам, изящным искусствам и гимнастике. Учителя преподавали лицеистам физику и математику.
Отсутствие физических наказаний для учеников было закреплено в Уставе заведения. Каждый ученик жил в отдельной комнате.
Кратко описать лицейские годы Александра Пушкина можно так: подъем в 6 утра, после уроки, которые продолжались до обеда и занимали около 7 часов в день. Отдыхали гимназисты, занимаясь спортом или читая.
Александр не был отличником. Преподаватели лицея отмечали литературный талант Пушкина, гибкость его ума и при этом абсолютное отсутствие прилежания к обучению.
Друзья Пушкина в лицейские годы
Вместе с поэтом учились: сын директора Лицея Иван Малиновский, музыкант Николай Корсаков, будущий министр Александр Горчаков. Но самыми близкими друзьями в лицейские годы у Пушкина были Дельвиг, Пущин и Кюхельбекер.
С 13-летним Дельвигом Пушкин сдавал вступительный экзамен в Лицей. Антона одноклассники называли смешным прозвищем «Тося». Именно А. Дельвиг создал альманах, ставший стартовой ступенькой в литературную жизнь для многих талантливых писателей и поэтов ‒ «Северные цветы».
Дружен был поэт с Вильгельмом Кюхельбекером. Острая эпиграмма Пушкина послужила тому, что в лицейские годы друзья устраивали между собой дуэль. Биография Вильгельма повествует о том, что «Кюхля» стал декабристом и после подавления восстания был приговорен к вечной ссылке.
Иван Пущин жил в соседней с Пушкиным комнате. С поэтом они были особенно дружны и переговаривались вечерами через перегородку, разделяющую их комнаты. После восстания на Сенатской площади в 1825 г. Пущина арестовали и приговорили к 31 году тюремного заключения.
Пушкин близко общался с директором лицея Малиновским, с Чаадаевым, Жуковским.
Стихи Пушкина в лицейские годы
Первое стихотворение «К другу-стихотворцу» 15-летний Пушкин издал в «Вестнике Европы».
С 1811 по 1817 годы Пушкин создал больше сотни стихов и поэтических произведений. Посвящал поэтические строки лицейским товарищам и известным литераторам.
Лицейские годы Пушкина: интересные факты
На одном из занятий преподаватель Кошанский попросил своих учеников «пробовать перья» и описать «розу стихами». Остальные лицеисты не могли связать и двух слов, а Пушкин сразу прочитал 2 четверостишия, которые восхитили и профессора и учеников.
Интересные факты сообщает биография поэта, в лицейские годы одноклассники его звали «Французом» или «Егозой».
Ученики 6 класса школы на уроке пишут сочинение и выступают с сообщением о лицейских годах и детстве Пушкина.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Сочинение Тема дружбы в творчестве великого поэта Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин-великий поэт.
Сомневаюсь, что есть в нашей стране человек, не знающий «дивного гения»(как написала после его смерти не менее талантливый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворение «Смерть поэта»). Воистину гениальный поэт, жизнь и смерть, которого вызывают интерес у историков и литераторов по сей день. Но сейчас хотелось бы порассуждать о друзьях Александра Сергеевича и об их влиянии на его творчество.
Друзья для Пушкина часто были «светом в окошке», и этот свет проникал в его сердце, которые творчески передавала все пережитые эмоции листу бумаги.
Как доказательство, хочется напомнить о стихотворении, адресованном Ивану Ивановичу Пущину «мой первый друг мой друг бесценный». Пушкин пишет: «Твой колокольчик огласил». Тот колокольчик был как свет в окошке. Свет, давший надежду на спасение от одиночества.
Так же можно сказать, что в поэме «Руслан и Людмила» была создана благодаря дружбе с Жуковским, ведь именно с Жуковским они поспорили о том чья поэма будет гениальнее, и появилась эта чудесная поэма(Жуковский признал победу оппонента).
Ну а дружба с Чаадаевым, подарила нам прекрасное стихотворение, которое так и называется «К Чаадаеву». Дружба с человеком, объявленным государством сумасшедшим, дала Пушкину определённое политическое и общественное мировоззрение, и вдохновила на написание чудесного стихотворения. Ну и нельзя не вспомнить о дружбе с Петром Андреевичем Вяземским, и стихотворными посланиями Пушкина. Вяземским поддерживал Пушкина в трудные времена, в ссылке Пушкину часто приходили письма от Вяземского. Дмитрий Петрович Мирский писал «их переписка – сокровищница остроумия».
Данный список можно продолжать ещё очень долго, но к сожалению объём сочинения не позволяет мне этого сделать. Поэтому хочется уже подытожить цитатой из стихотворения Александра Сергеевича:
«Я дружбой пламенею, Я дружбе верен стал. Мне дружба заменяет Умершую любовь!»
Друзья для любого человека являются поддержкой опорой. А друзья творческих гениев являются вдохновителями, идеи и поступки друзей являются основой вдохновения, а гений складывает идеи и поступки в произведения искусства.
Пушкин-лицеист
Александр Сергеевич Пушкин(1799- 1837) – это великий русский поэт. Он не прожил даже и сорока лет, а написал очень много известнейших произведений и малоизвестных стихов. Свои юношеские годы он провёл в Царскосельском лицее, который открылся 19 октября 1811 года. Пушкин поступил туда в то же время.
Итак, в лицее Александр Сергеевич провёл 4 запомнившихся ему на всю жизнь года.
Там поэт получил новые знания, начал писать стихи. Но самое главное – это то, что в лицее он нашёл наиболее верных своих друзей, которые были рядом с Пушкиным на протяжении всей жизни и выручали в сложных ситуациях. Друзья из лицея оставались с поэтом в горести и в счастье.
Одним из наиболее близких друзей-лицеистов Пушкина был И. И. Пущин. Он оказывал Александру помощь в любых обстоятельствах, всячески поддерживал своего друга.
Вторым близким другом-лицеистом Пушкина стал А. А. Дельвиг, ну а третьим – Кюхельбекер. Трое друзей состояли в декабристском обществе. За это их жестоко наказали. Но каждый из них помогал другу как мог в эти тяжёлые времена. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Все, кто учился вместе с Александром Сергеевичем в лицее, стали его товарищами, и это стало самым ценным, а также прекрасным в лицейских годах для Пушкина.
Пушкин посвятил очень большое количество своих произведений лицейским годам, а также товарищам-лицеистам. В них он, в том числе, выражал своё отношение к учебному заведению. С одной стороны, Пушкин относится к данным годам с сожалением, с недоброжелательной их оценкой. Это выражается в стихотворении-послании «К сестре». У читателя сразу же возникает ассоциация этого места с тюрьмой или монастырём. Те же чувства поэта выражены в послании «К товарищам». С другой стороны, у Александра Сергеевича есть и другое мнение, в котором Царский лицей Пушкин сравнивает со своим отечеством. Это хорошо отражено в стихотворении «19 октября».
Я считаю, что те лицейские годы сыграли очень весомую роль в жизни поэта. Во-первых, он приобрёл там много друзей. Во-вторых, получил новые знания. Ну а для читателей это тоже важная пора. Не будь её, не было бы такого множества лицейских трепетных стихов великого поэта!
Полезный материал по теме:
- Пушкин — психолог
- Мой Пушкин
- Мой А.С. Пушкин
- Пушкин для меня
- Мой любимый Пушкин
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И. И. Пущину.История создания – Стихотворение написано в 1826 году и посвящено Ивану Пущину, близкому другу поэта.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрёстной и парной рифмой.
Метафоры – «лучом лицейских…дней».
Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».
Олицетворение – «колокольчик огласил».
Анафора – «Да голос.… Да озарит…».
Друзья
- Среди друзей лицеистов Пушкина были А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, И.Пущин. Вспыльчивый по натуре, поэт часто на пустом месте затевал ссоры, после чего глубоко и искренне раскаивался. Неуместные остроты задевали друзей. После одной из оскорбительных эпиграмм в адрес В.Кюхельбекера состоялась первая дуэль, в результате которой соперник выстрелил в сторону, а Пушкин бросил пистолет в сугроб. Друзья обнялись и помирились. Дуэли – это очень плохо, христианской церковцю смерть на дуэле приравнивается к самоубийству.
- Однажды в рукописном журнале «Лицейский мудрец» появилась короткая заметка «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее». Кюхельбекер очень обиделся. Позже в том же журнале разместили карикатуру, центром которой был торчащий из пруда длинный нос Кюхельбекера.
- Для Пушкина годы учебы прочно были связаны с друзьями. Ежегодно, до конца своей жизни, на годовщину лицея он писал стихи, ключевой темой которого была именно дружба.
Тема дружбы в лирике, в творчестве, поэзии Пушкина
В большом литературном наследии Александра Сергеевича Пушкина важное место занимает тема дружбы. Соответственно львиную долю произведений великого классика «золотого века» составляют тексты на эту тему
Александр Сергеевич считал, что дружба сродни «живой воде», так как она способна спасти человека от напасти, она является мощным объединяющим началом для всего человечества.
Годы учебы поэта в Царскосельском лицее наложили на него неизгладимый отпечаток. Время учебы – это время, когда Александр Сергеевич приобретал новых друзей, связь с которыми он пронес через всю свою, пусть недолгую, но яркую жизнь.
Александр Сергеевич после женитьбы на первой красавице Петербурга был вынужден посещать различные светские рауты, но они тяготили поэта. Светским вечеринкам Александр Сергеевич предпочитал общение со своими друзьями. ОР такого рода общении он писал следующие строки: «… в мыслях волен я, … спорю вслух, … мы все – прекрасные друзья…».
Друзья Пушкина лицейской поры – это удивительные люди, которые свободно мыслят, неподдельно и искренне любят искусство. По этой причине общение с ними поэта породило живые стихи, которые полны любви и дружественности.
Если анализировать тему дружбы в лирике Пушкина, то можно отметить следующие особенности.
Во-первых, ранняя лирика рассматривает дружбу, как пиршество в узком дружеском кругу. Дружеское сообщество Александра Сергеевича составляют Горчаков, Галич, Дельвиг, Илличевский, Пущин, Малиновский, Кюхельбекер. Им всем посвящено стихотворение, датированное 1814 годом, «К студентам».
Анализируя вышеназванное произведение стоит отметить положительные эмоции, наполняющие и пронизывающие текст. Из него так и плещет жизнеутверждение и радость.
Если обратиться к стихотворению «Элегия», относящемуся примерно к этому же периоду творчества, то нетрудно заметить, как наряду с темой дружбы появляются мотивы печали и одиночества. Это свойственно романтизму.
Во-вторых, лирика среднего периода творчества посвящена близким друзьям. Лучшим, по праву, можно назвать всем известный со школьной скамьи текст «К Чаадаеву». Почему именно Петру Чаадаеву Пушкин посвящает текст? Ответ прост – Петр был его лучшим другом и имел на поэта огромное влияние.
В-Третьих, говоря о дружеской теме нельзя не упомянуть цикл стихотворений с одноименным названием «19 октября». Это важная веха в жизни поэта – лицейская годовщина.
Лучшим с позиции темы дружбы можно считать стихотворение «19 октября», написанное в 1925 году. Именно в нем Пушкин вспоминает поименно обо всех своих товарищах и рассказывает о судьбе каждого. Вывод – это слова, которые известны каждому: «Все те же мы: нам целый мир чужбина; отечество нам Царское село».
Подводя итог можно сказать, что тема дружбы в лирике поэта занимает ключевые позиции. Она основана как на романтических традициях творчества поэта, так и имеет под собой реальное историческое обоснование.
Дружба с великими
Лицейский период в жизни Пушкина неразрвно связан с появлением в жизни поэта настоящих учителей, которые определили его дальнейшую стезю. Александра приняли в кружок передовых литераторов «Арзамас». Это были сторонники нового направления в литературе, «карамзинского». Оно предполагало борьбу с устаревшими писательскими правилами и традициями.
Пушкин завязывает творческие и дружеские отношения с выдающимися поэтами того времени Василием Жуковским и Петром Вяземским. И сам же учится у них.
Интересовался он, также, стихами Константина Батюшкова – популярного мастера «легкой поэзии». Когда тот на время оставил свое писание, юный поэт не постеснялся отправить мэтру послание. Оно носило название «К Батюшкову». Да так здорово, что тот, прочтя, приехал в Лицей познакомиться с автором. Но после беседы, на замечания по поводу стихов самого молодого поэта, Пушкин ответил очередным посланием: «Бреду своим путем. Будь всякий при своем».
Популярные темы сообщений
- Романтизм Романтизм — это прежде всего культурное направления. Он отразился в нескольких направлениях искусства, таких как литература и живопись. Первым его пристанищем смело можно назвать Европу, так как романтизм впервые появился именно там.
- Слюда — полезное ископаемое Слюда – это минерал, отличительной особенностью которого является слоистая структура. Это довольно распространенное полезное ископаемое. Слюду можно разделить на очень тонкие пластины, они являются достаточно гибкими и прочными.
- Коала Коала относится к представителю австралийской фауны. Многие люди, когда смотрят на них, представляют перед собой мягких плюшевых медведей, которые так любят и взрослые и дети. Многие думают, что они схожи с медведем, а вот по-настоящему коалы относятся
Строгостью и не пахло
Однако, никакой особой строгости в Лицее не было. Даже телесные наказания в лицейский период Пушкина были отменены, в отличие от других учебных заведений. В целом атмосфера была либеральная, демократическая.
Учение Сверчку давалось легко. Педагоги нелюбимых Пушкиным предметов особых требований к нему не предъявляли. Так, учитель математик, зная отношение Саши к этой науке, только журил его.
А вот российскую и зарубежную словесность Пушкин обожал. И как всегда много читал беллетристики, исторических книг.
Друзья-лицеисты создали свой литературный кружок. Выпускали рукописные журналы, играли в игры по мотивам произведений классиков того времени.
Благодаря этому Пушкин, другое прозвище которого было Француз (поскольку он блистал знаниями этого языка), влюбился в родную речь. Да так, что впоследствии создал современный русский стиль письма.
Стихи Пушкина лицейского периода – это остроумные, меткие эпиграммы, сценки, лирика. Он даже начал поэму «Руслан и Людмила». Но закончил лишь через три года после выхода из Лицея — в 1820.
Антон Дельвиг
Некоторых может удивить, что Антон Дельвиг и Александр Пушкин так подружились в лицее, потому что слишком уж они не были похожи друг на друга. Пушкин часто ленился во время учёбы: в таблице успеваемости юный Александр Сергеевич был на 26 месте из 29. Будущее «солнце русской поэзии» любило повеселиться после уроков. Дельвиг, напротив, далеко не всегда был разговорчив. Он производил на лицеистов впечатление неловкого и медлительного юноши в очках «с тупой памятью», как Александр Сергеевич выразился. Тучный, неуклюжий, вечно роняющий своё пенсне, утром его не добудиться. В учёбе он не блистал, языков долго не мог выучить, и был, по воспоминаниям учителей, «барон с весьма посредственными данными». Хотя барон — это громко сказано. Отец Дельвига служил в Кремле помощником коменданта, и денег в его семье было мало. А после смерти отца Дельвиг окончательно обеднел.
Антон Антонович Дельвиг, гравюра Бореля с рисунка конца 1820-х. (wikipedia.org)
Женился друг Пушкина не очень выгодно. О невесте — Софье Салтыковой — родителям написал прямо: наследство за ней небольшое, зато она человек хороший. Однако семейное счастье прошло быстро: сначала Софья умилялась Антону Антоновичу («Что мне нравится, — так это то, что он носит очки»), но вскоре начались измены. Дельвиг деликатно молчал. В женщинах он разочаровался, ещё едва окончив лицей, и в шутку объяснял это так: «В Лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался в них после выпуска». Жене он посвятил всего 1 стихотворение.
«Его жизнь была богата не романтическими приключениями», — вспоминал Пушкин о Дельвиге. Главной страстью Дельвига была литература. Работая библиотекарем у Ивана Крылова, Антон Антонович целыми днями читал книжки. Дельвиг мог часами рассказывать о ещё не написанных произведениях, на ходу развивал сюжетные линии. У Антона Антоновича было отличное воображение. Он любил сочинять небылицы, изображая себя главным героем невероятных приключений, и посмеиваться над доверчивыми слушателями. Именно эта любовь к литературе и сблизила Пушкина с Дельвигом. Потомкам два выпускника Царскосельского лицея оставили трогательную переписку. «Милый Пушкин!», — писал Дельвиг. «Любезный Дельвиг!», — отвечал Пушкин.
Дельвиг скончался в возрасте 32 лет от тифа. «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига…», — писал Пушкин Плетнёву.
История дружбы И. И. Пущина и А. С. Пушкина.
Слайд 1
«Мой первый друг, мой друг бесценный !» Работу выполнила учащаяся 7 «А» класса ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404 Телух Дарья История дружбы И. И. Пущина и А. С. Пушкина.
Слайд 2
Иван Иванович Пущин .
Слайд 3
Родился 4 мая 1798 года. В 1811 году поступил в Царскосельский лицей одновременно с Пушкиным. После окончания Лицея Пущин был зачислен прапорщиком в лейб-гвардии конную артиллерию, состоял в тайных обществах. После разгрома декабристов был признан «виновным в участии в умысле на цареубийство…» Казнь была заменена на ссылку в Сибирь «вечно на каторжные работы». Оказывает всевозможное содействие товарищам по каторге и с ссылки, активно участвует в организации помощи нуждающимся. В 1856 г. после амнистии возвращается в Россию. Умер 3 апреля 1859 г. Краткая биография.
Слайд 4
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою.
Слайд 5
Первая встреча.
Слайд 6
Иван Иванович Пущин , автор «Записок о Пушкине», в первый раз встретился с Пушкиным при поступлении в Лицей, на приемном экзамене, 12 августа 1811 года. Оба уже при первом знакомстве почувствовали друг к другу какую-то безотчетную симпатию. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилась за время совместного пребывания в Лицее и сохранилась навсегда. Иван Иванович Пущин — » Жанно «, как его называли товарищи,- был на год старше Пушкина. Главным его свойством была рассудительность. Среди товарищей Пущин пользовался общей любовью. Лицеист граф Корф, впоследствии сановник, приближенный Николая I, писал о нем: «Иван Иванович Пущин , со светлым умом, с чистою душою, с самыми благородными намерениями, был в Лицее любимцем всех товарищей». Если так отзывался о Пущине холодный вельможа граф Корф, то можно представить себе, как привязался к нему юный Пушкин, с его пылкой, любящей душой. Прямой и открытый характер Пущина, его спокойная рассудительность и твердые моральные правила внушали его другу-поэту не только любовь, но и глубокое уважение. Дружба лицеистов.
Слайд 7
«С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на Рождество в Петербург, я предположил съездить в Псков… Кони несут среди сугробов. Не было сил остановить лошадей у крыльца… Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, водной рубашке, с поднятыми вверх руками… Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату…» Последние слова: «Прощай, друг!» Пушкин долго стоял со свечой в руках. А потом – вечная разлука. Больше друзья так и не увиделись. Но встреча эта стала для обоих незабываемой. Встреча со старым другом.
Слайд 8
Пущин у Пушкина.
Слайд 9
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Послание от друга.
Тема жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога»
Существует две версии истории написания стихотворения «Зимняя дорога», напечатанного в журнале «Московский вестник» в 1828 г. По одной, оно было написано зимой 1826 г., через год после восстания на Сенатской площади. Пушкин дружил со многими декабристами. Пятеро декабристов были приговорены к казни через повешение, более двухсот к ссылке в Сибирь. Судьба друзей тревожила Пушкина, у него самого не так давно закончилась многолетняя ссылка.
По второй версии, поводом для написания стихотворения послужила любовная драма. Осенью 1826 г. Пушкин познакомился со своей дальней родственницей Софьей Пушкиной и был ею увлечен. Поэт посватался к Софье и получил решительный отказ. Девушке Пушкин был небезразличен, но беспечность, расточительный образ жизни и безденежье поэта тревожили ее семью. Так или иначе, в жизни Пушкина тогда было сложное время.
Ноты тоски в стихотворении связаны с личными переживаниями поэта.Само название «Зимняя дорога» является метафорой, отображающей жизненный путь героя. Безрадостна средь печальных полей дорога, освещенная печальной луной, путника ничто не радует, звон колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная его мрачному настроению сердечная тоска. Несмотря на грустные мотивы стихотворения, в нем нет чувства обреченности. Минуя «версты полосаты», т.е. поставленные каждую версту придорожные столбы, раскрашенные косыми полосами, герой понимает, что судьба переменчива. Прообразом таинственной Нины, к которой обращается лирический герой, возможно, была его избранница Софья. Влюбленный поэт не теряет надежды, что жизнь наладится. Он мечтает возвратиться к милой, посидеть с ней у камина.
Стихотворение относится к жанру элегии. В тексте кольцевая композиция: в первых двух четверостишиях описывается унылый зимний пейзаж, в последних строках седьмого четверостишия завершается целостность грустной картины. Но, несмотря на замкнутый круг в настоящем, теплится надежда на счастье в будущем.
Становление поэтической личности
За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.
После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.
В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.