Скабичевский а. м.: пушкин. его жизнь и литературная деятельность глава ii. лицейские годы а. с. пушкина. 1811-1817

Прощание с поэтом

Ранение Пушкина оказалось смертельным – пуля перебила шейку бедра, проникла в живот, разворотила кишечник и раздробила крестец. Выздоровление при таких повреждениях было невозможным, и доктор Арендт не скрывал от своего пациента истинного положения дел.

Умирал Александр Сергеевич на протяжении двух дней. Все это время он находился в сознании. Кратковременное облегчение сменялось такими мучительными болями, что в какой-то момент поэт решил застрелиться, но бдительный Данзас отобрал у него пистолеты. Все это время в квартире Пушкиных дежурили друзья семьи: В. А. Жуковский, супруги Вяземские, князь П. И. Мещерский, В. Даль, Е. Загряжская. Приводя в порядок свои дела, поэт пригласил священника и причастился, несколько раз подолгу разговаривал с женой, а также обменивался записками с императором.

29 января (10 февраля по н. с.) 1837 г. все было кончено. В 14.45 Александр Сергеевич Пушкин скончался от перитонита. Наталья Николаевна настояла, чтобы в гроб покойного положили не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. В ночь с 30 на 31 января тело Пушкина отвезли в Придворно-Конюшенною церковь. 1 февраля состоялась панихида. На похороны собралась огромная толпа, поэтому во избежание давки, в церковь пускали по пригласительным билетам.

Александр Сергеевич желал быть похороненным рядом с матерью в Святогорском монастыре Псковской губернии. Его воля была исполнена. К месту погребения гроб с телом покойного сопровождал А. И. Тургенев. В августе 1841 г. по распоряжению вдовы на могиле Пушкина было установлено надгробие работы петербургского мастера А. Пермагорова.

«В садах Лицея являться Муза стала мне»

Лицейский период Пушкина длился шесть лет, с 1811 по 1817 годы. Писать серьезно он начал в 13 лет. И также рано попал в печатные издания. В июльском номере «Вестника Европы» впервые появился опус 15-летнего поэта под названием «К другу-стихотворцу». Правда, он поставил псевдоним «Александр Н.к.ш.п.». Современные филологи расшифровали его: это были согласные буквы его фамилии, но в обратном порядке. Таким манером подписывал отдельные свои стишки его дядя — Василий Львович Пушкин. Он только просто выбрасывал все гласные буквы — П.ш.к.н.


Стихотворения Пушкина лицейского периода, по мнению большого знатока его творчества, Бориса Томашевского, показывают, что он вполне овладел техникой поэзии. А написанное им в 13 лет явилось целой вехой, поворотом в судьбе.

После ссылки

В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I, коронованный 22 августа.

8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к императору для личной аудиенции. Беседа Николая с Пушкиным происходила с глазу на глаз. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.

Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». В рамках одного поэтического произведения («Полтава») поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию Пушкина, его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы». Опубликованная в 1829 году, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков.

К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти.

В то же время после его поэмы «Полтава» отношение к нему в критике и среди части читательской публики стало более холодным или критичным.

В 1827 году началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» (написанного ещё в Михайловском в 1825), в котором был усмотрен отклик на события 14 декабря 1825, а в 1828правительству стала известна кишинёвская поэма «Гавриилиада». Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина, но за поэтом был учреждён негласный полицейский надзор.

В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей, 16-летней Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. В конце апреля 1829 года через Фёдора Толстого-Американца Пушкин сделал предложение Гончаровой. Неопределённый ответ матери девушки (причиной была названа молодость Натальи), по словам Пушкина, «свёл его с ума». Он уехал в армию Паскевича, на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. Свою поездку он описал в «Путешествии в Арзрум». По настоянию Паскевича, не желавшего брать на себя ответственность за жизнь Пушкина, оставил действующую армию, жил некоторое время в Тифлисе. Возвратившись в Москву, он встретил у Гончаровых холодный приём. Возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, его бедности и страсти к игре.

В конце 1829 года у Пушкина возникает желание отправиться в путешествие за границу, отразившееся в стихотворении «Поедем, я готов; куда бы вы, друзья.». Пушкин обращается с просьбой разрешить поездку за границу к Бенкендорфу, но 17 января 1830 года получает отказ Николая I в поездке, переданный Бенкендорфом.

Антон Антонович Дельвиг

Прозвище: Тося, Тосенька (уменьшительно-ласкательное от имени Антон).

Дельвиг славился своей ленью.

На лекциях он открыто спал, уроками в отведенное время не занимался, постоянно откладывая их на потом и предаваясь лености.

Естественно за это его часто наказывали преподаватели, и успеваемость от этого тоже страдала.

Несмотря на это друзья любили его. Он никому не делал зла, никогда ни с кем не спорил — ему было проще согласиться с оппонентом. Тося был прекрасным слушателем. Он писал стихи.

Именно Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.

Александр посвятил ему следующие строки:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен,..»

После выпуска из лицея Антон Дельвиг поступил на государственную службу в Министерство финансов. Он посещал Пушкина в ссылке.

Иван Пущин

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

Стихотворения Пушкина о дружбе

Дружеское послание «И.И. Пущину»

Иван Иванович Пущин был дружен с поэтом с лицейских лет. Они познакомились перед вступительными экзаменами и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Пущин после Лицея выбрал службу в полевой артиллерии. В армии он близко сошелся с участниками тайного политического общества. Пущин не побоялся в январе 1825 г. проведать в Михайловском опального Пушкина, чтобы поддержать его моральный дух. Одиночество Пушкина в глуши Псковской губернии разделяла только няня Арина Родионовна. Эта встреча оказалась для друзей последней. После декабрьского восстания 1825 г. Иван Пущин за участие в антиправительственном заговоре был лишен дворянства и состояния, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой.

Пушкин, помня встречу с другом, желая поддержать его на каторге, написал в 1826 г. стихотворение «И.И. Пущину».Главной мыслью стихотворения стало прославление настоящей дружбы, для которой не существует преград и расстояний. Кроме этого дружеского послания поэт написал Пущину еще несколько стихотворений. Строки, посвященные лучшему другу, есть и в стихотворении «19 октября», которое Пушкин, не имея возможности покинуть Михайловское, написал осенью 1825 г. и передал на встречу лицеистов. Он выражает благодарность Пущину, который первым посетил изгнанника, превратил день встречи в «день лицея».

Иван Пущин в своих воспоминаниях писал, что после заточения в одиночной камере Шлиссельбургской крепости его в январе 1828 г. отправили на каторгу. В первый день приезда в Читу его позвала к частоколу острога жена ссыльного декабриста А.Г. Муравьева и просунула в щель листок бумаги со стихотворением Пушкина. Пущин был растроган, что «Пушкин первый встретил его в Сибири задушевным словом».

На каторге в Забайкалье Пущин получил известие о дуэли и смерти Пушкина, воспринял это как личную трагедию и огромную общественную утрату. В своих воспоминаниях он написал, что если бы был секундантом друга, то роковую пулю встретила бы его грудь, ибо он постарался бы сохранить поэта-товарища и поэтическое достояние России. Только в 1856 г., спустя почти 30 лет, Пущину было разрешено возвратиться в Петербург. Он написал уникальные воспоминания «Записки о Пушкине».

Жанр стихотворения «И.И. Пущину» можно отнести к посланию. Послание – это поэтическое обращение к кому-либо с целью высказать свои мысли и мнение, передать пожелания. В этом в небольшом по размеру послании отражены два события: встреча друзей в Михайловском и искренняя поддержка осужденному на каторгу другу. Дружеские слова даруют утешение, преодолевая расстояние, помогают вынести тяготы и невзгоды. Пушкин, обращаясь к «святому провиденью», просит его слова донести до друга, чтобы они «озарили заточенье» воспоминанием о лицейских днях.

Пущин 

Младший брат – литературный секретарь

Младший брат Пушкина, Лев Сергеевич Пушкин, который моложе поэта на шесть лет, был боевым офицером, участником русско-персидской войны 1827-1829 годов. О ней он много рассказывал Александру Сергеевичу. Братья общались между собой, переписывались. Лев Сергеевич знал наизусть все стихотворения брата, сам писал стихи, и некоторое время был литературным секретарем Александра Сергеевича. Но оплачивать большие долги, которые делал любивший пожить на широкую ногу, но не имевший на это средств Лев, приходилось не раз самому поэту, который пенял на это как брату, так и другим родственникам.

Детство

Александр Сергеевич родился в 1799 году. Пушкины были очень небогаты: недомовитые и нехозяйственные, они на протяжении всей своей жизни находились на грани разорения. Во время обучения сына они урезали материальную помощь, а в последние годы его жизни стали обременять поэта своими долгами. Как вспоминают очевидцы, у отца поэта, Сергея Львовича, барская безалаберность органично сочеталась со скупостью, доходящей до абсурда.

Родители практически не занимались воспитанием детей, и из домашнего обучения Пушкин вынес лишь любовь к чтению и безукоризненное знание французского языка.

Ранние детские впечатления нашли свою репрезентацию в первых опытах творчества:

  • поэма «Монах»;
  • поэма «Бова»;
  • стихотворение «Послание к Юдину»;
  • стихотворение «Сон».

Как впоследствии вспоминала бабушка:

Хотелось бы отметить, что наиболее отличительной и странной чертой детства Пушкина выступает то, как мало он вспоминал о нём в своём творчестве. Он с лёгкостью покинул родной дом, ни разу не упомянув в своих стихах ни матери, ни отца. Воспоминания же о дяде вскоре приобрели иронический характер. При этом он нежно любил своих брата и сестру, помогал им даже если сам находился в стеснённых обстоятельствах и безропотно оплачивал долги своего брата Левушки, которые последний делал по-отцовски беспечно.

Начало творчества

Глава семьи каждый день читал своим детям книги Вольтера. Но, конечно же, самую большую роль в становлении Александра как личности и поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна, которая все детство рассказывала мальчику народные сказки и придания.

Свои первые мини-произведения будущий маленький поэт сумел написать в 7 лет. Он первый из русских писателей, который начал зарабатывать деньги при помощи своего творчества. Был разносторонним в творческом плане, писал не только стихи и произведения, содержание которых было лирическим, но и исторические очерки, сказки.

Поддерживал всячески деятельность революционеров, за что отправлялся неоднократно в ссылки. Начинал с написания маленьких комедий на французском языке, затем приступил к написанию басней. Все книги, которые он прочитал, каждый раз вдохновляли на что-то новое, благодаря им начало развиваться творчество.

Алексей Демьянович Илличевский

Прозвища: «Олосенька», подписывался под стихами «Иллишийший», «Ийший».

Илличевский писал очень хорошие стихи, басни, послания. В первое время даже помогал Пушкину исправлять и дописывать произведения. Он был одним из авторов многочисленных эпиграмм на Кюхельбекера.

По характеру он был достаточно спокойным, не шумел и неохотно принимал участие в спорах.

Учителя отмечали его усердие и поэтический талант.

Пушкин написал ему в стихах:

«Дитя харит и вдохновенья, В порыве пламенной души, Небрежной кистью наслажденья Мне друга сердца напиши;»

После лицея он отправился на службу чиновником в Сибирь.

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Лицейская пора Александра Пушкина

Лицей имел императорский статус, поэтому на открытии учебного года, состоявшемся 19 октября 1811 года, был и сам император.

У каждого ученика в лицее имелась своя, очень просто обставленная комната, Пушкин получил комнату №14, этот номер присвоили ему при зачислении в лицей. Из-за чрезмерной скромности обстановки Пушкин называл свою комнату «кельей».

Все лицеисты должны были носить специальную форму. В темно-синих мундирах с красной отделкой и ботфортах мальчики-лицеисты выглядели одновременно и трогательно, и торжественно.

День лицеистов начинался с 6 утра, первые уроки были уже в 7 часов, а в 22 часа после вечерней молитвы полагался сон. Ежедневно на уроки отводилось 7 часов, кроме этого 2,5 часа — на домашние задания. В среду и субботу ученики дополнительно занимались танцами и фехтованием.

Почти каждый лицеист отличался независимым характером, и, сдружившись, мальчишки нередко шалили и озорничали. Препятствовать этому старались надзиратели, постоянно, даже ночью, следившие за учениками.

Раннее детство поэта

Родился в 1799 году, в семье обедневших дворян. Отец Сергей Пушкин был в чине майора, состоял в Военном Комиссариате, на пенсию ушел в должности статского советника. Мама была внучкой крестного Петра I Ганнибала Абрама, своему супругу, отцу Александра Пушкина, приходилась внучатой племянницей. Всего в семье было 8 детей, но выжили только Александр, его сестра Ольга и младший брат Лева.

С раннего детства в кругу общения будущего поэта были самые образованные и знатные люди: Фонвизин Денис Иванович, Карамзин Николай Михайлович, Батюшков Константин Николаевич.

В детстве был неразговорчивым и ленивым мальчиком. Воспитывали родители, как и всех детей из дворянских семей, при помощи гувернеров, гувернанток и преподавателей из Германии, Франции и Англии.

Учился плохо, с больши́м трудом, преподавателей совсем не слушал. Но постепенно ребенка заинтересовало чтение, тайком ночью пробирался в отцовский кабинет и читал книги одну за другой до самого утра.

Южная ссылка

Весной 1820 г. Пушкина потребовал к себе генерал-губернатор Петербурга М. А. Милорадович. Поэт должен был объясниться по поводу содержания некоторых своих произведений (в том числе и едких эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого императора). Справедливости ради стоит заметить, что по столице в те годы ходило в списках немало крамольных виршей, многие из которых написал вовсе не Пушкин, но следствие по неизвестной причине приписало авторство именно ему.

За сочинение антиправительственных стихов полагалась ссылка в Сибирь или заточение в Соловецкий монастырь, и от серьёзного наказания молодого поэта спасло только вмешательство влиятельных друзей. Благодаря хлопотам Жуковского и Карамзина Александр Сергеевич был переведен в кишиневскую канцелярии наместника Бессарабской области И. Н. Инзова.

По дороге к новому месту службы Пушкин искупался в Днепре и заболел воспалением легких. По счастью в Екатеринослав, где остановился больной поэт, заехал генерал Раевский, который направлялся с семьёй на воды. Он то и забрал Пушкина на Кавказ, а потом в Крым для поправки здоровья. Вместе с Раевскими Александр Сергеевич посетил Феодосию, Керчь, Кафу, Гурзуф, Бахчисарай, Симферополь. В Крыму поэт писал «Кавказского пленника», здесь же начал работу над «Бахчисарайским фонтаном» и задумал знаменитого «Евгения Онегина». Несколько лирических стихотворений, созданных в Гурзуфе, поэт посвятил дочерям своего благодетеля – Екатерине, Марии и Елене Раевским.

В Кишинев Александр Сергеевич прибыл только в сентябре 1820 г. Начальник снисходительно относился к своему новому подчиненному и закрывал глаза на частые отлучки Пушкина, благодаря чему Александр Сергеевич беспрепятственно выезжал в Киев и в Одессу, подолгу гостил у друзей в Каменке, путешествовал по Молдавии с И. П. Липранди. За время пребывания в Кишиневе Пушкиным создал поэмы «Гавриилиада» и «Братья-разбойники», написал первую главу романа «Евгений Онегин».

В июле 1823 г. поэт добился перевода в одесскую канцелярию графа Воронцова, но на новом месте не прижился из-за романа с женой начальника, а в 1824 г. и вовсе был уволен со службы

Причиной отставки послужило вскрытое московской полицией пушкинское письмо, в котором поэт неосторожно сообщал, что увлекся «атеистическими учениями»

Вильгельм Кюхельбекер

Вильгельм Кюхельбекер родился в семье немецких дворян в Петербурге. Долгое время он не знал ни слова на русском языке, в семье родной речью всегда была немецкая.


В. Кюхельбекер. И. Матюшин, гравюра с неизвестного оригинала. (Музей Пушкина, Санкт-Петербург)

Сначала Пушкин невзлюбил Кюхельбекера. Юный Вильгельм блистал на уроках, имел за спиной серебряную медаль за учёбу в училище. Он раньше всех лицеистов проявил любовь к поэзии, с 18 лет уже публиковал стихотворения в таких изданиях, как «Сын Отечества» и «Амфион»

Вероисповедание, столь важное в те времена, тоже отличало его от остальных: Вильгельм Карлович, в отличие от своих православных однокурсников, был лютеранином.

Все эти различия привели к тому, что Кюхельбекер получил от Пушкина и его друзей обидные прозвища. «Кюхля», «Гезель», «Бекеркюхель» — именно так однокашники называли выходца из немецкой семьи.

Однажды Кюхельбекер даже вышел биться на дуэль с Александром Сергеевичем. Пушкин сочинил забавную эпиграмму, которая и стала поводом для поединка:

За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно…

«Кюхля» был настроен серьёзно, готовился к выстрелу, обдумывал, как примет героическую смерть, если его противник будет метким. Но, к счастью, всё закончилось мирно. Лицеисты вставили в мушкеты дуэлянтов клюкву. Этот забавный случай стал началом крепкой дружбы Пушкина и Кюхельбекера.

В своих стихах Вильгельм Карлович называл Пушкина «верным другом», «милым певцом» и «избранником мощных судеб». Кюхельбекер посвятил своему другу несколько поэтических посланий. Александр Сергеевич отвечал тем же, назвав именно Кюхельбекера «лицейской жизни милым братом».

Первое время после окончания лицея общение «Кюхли» с Пушкиным не прекратилось. Они вместе поступили в Коллегию иностранных дел. В этот период жизни Кюхельбекер преподавал русский и латинский языки, и в числе его учеников был младший брат Пушкина Лев.

В 1820-е годы пути друзей разошлись: Кюхельбекер уехал путешествовать во Францию, а позже вернулся служить на Кавказ, где он познакомился с другим Александром Сергеевичем — Грибоедовым. Также в это время Вильгельм Карлович вступил в масонскую ложу, в которой он числился до самого её закрытия.

В 1825 году Кюхельбекер вернулся в Петербург, где познакомился с Александром Одоевским. За несколько недель до восстания декабристов поэт Кондратий Рылеев ввёл Вильгельма Карловича в Северное общество. 14 декабря Кюхельбекер пытался убить из пистолета великого князя Михаила Павловича и генерала Александра Воинова, но орудие дважды дало осечку.

После провалившегося восстания Кюхельбекер попытался бежать из России, но был схвачен на территории Польши. Его приговорили к каторжным работам, которые позже заменили на заключение.

Однажды, когда Пушкин осенью 1827 года ехал в Петербург, поэт увидел своего заключённого друга. Они бросились друг к другу, но жандармы запретили им общаться. Это была последняя встреча друзей. Кюхельбекер пробыл около 20 лет в ссылках в самых разных городах Российской империи. Он умер в 1846 году, почти на 10 лет пережив Пушкина.

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Популярные темы сообщений

  • Картофель Каждый из нас любит картофельные блюда, но мало кто знает, что это растение прибыло к нам из Южной Америки. В середине 16 века эти клубни завезли в Европу. Но вначале люди не понимали всю суть употребления картофеля в пищу, и поэтому его высаживали
  • Гражданская война в России 1917-1922 года Гражданская война – ужасное испытание, которое постигло Российскую империю. Что же должно произойти с обществом, чтобы братья начали убивать друг друга? Произошло то, что горстка людей с коммунистическими идеями начала
  • Кругосветное путешествие Наверное, как только каждый ученик слышит имя Христофор Колумб, то ему сразу на ум приходит открытие Америки. Хотя на сегодняшний день многие ученые говорят о том, что и другие жители могли спокойно путешествовать в Америку и открывать новые

Друзья

Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.

В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.

Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.

Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.

С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.

Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).

Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.

Первое большое признание

Первое большое признание Пушкин получил от знаменитого литератора того времени — Державина.

Все ученики лицея должны были выступить со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине.

Выступление так впечатлило почетного гостя, что он разволновался, расплакался и даже привстал со своего места, чтобы поближе рассмотреть юного поэта. Он даже хотел обнять его, но Пушкин так испугался реакции Державина, что убежал из зала.

Учителя сначала не поняли реакции Державина и попытались извиниться за выступление молодого поэта. Но тот ответил: «Оставьте его поэтом.»

Это был истинный успех и признание.

Друзья

Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.

В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.

Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.

Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.

С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.

Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).

Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.

Черейский Л.А.: Современники Пушкина Глава II. Лицейская пора (1811-1817)

Глава II. Лицейская пора (1811-1817)

Вид на большой Царскосельский дворец и лицей со стороны Садовой улицы. Литография А. Е. Мартынова. Около 1820 года

А. С. Пушкин в возрасте 12-14 Лет. Гравюра Е. Гейтмана, приложенная к первому изданию ‘Кавказского пленника’. 1822

19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников, и среди них Пушкин. Были прочитаны — манифест об учреждении Лицея и Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены.

Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В. Ф. Малиновский и позднее Е. А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Н. Ф. Кошанский, Д. И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.

Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года маститый поэт Г. Р. Державин восторженно слушал в исполнении юноши Пушкина «Воспоминания в Царском Селе».

«Для удовольствия и пользы», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец». Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер и А. Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин. Дружба и поэзия связали на всю жизнь «святое братство», «союз поэтов» — Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам. Первый «пушкинский» курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.

Лицейский садик. Литография В. Лангера. 1819

Духовный мир поэта и его друзей формировался не только под влиянием прогрессивных педагогов и чтения. Неизгладимый отпечаток оставила на нем сама жизнь, национальный подъем, вызванный победоносной Отечественной войной 1812 года. Вольнолюбивые стремления пробуждали в них и непосредственные участники войны — офицеры расквартированного в Царском Селе Гусарского полка П. Я. Чаадаев, П. П. Каверин, будущие члены декабристских обществ.

«Монах». Всего им написано здесь около ста тридцати стихотворений. В лицейских стихах Пушкина, по словам Белинского, виден «будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт».

Факты о лицее Пушкина. Клятва в вечной дружбе. Интересные факты из истории Царскосельского лицея

205 лет назад, 31 октября 1811 года распахнул свои двери Императорский Царскосельский лицей. Торжество началось с молебна. Присутствовал Александр I с супругой и матерью, высшие сановники государства. Ну а прославил это учебное заведение не царь, а поэт. Недаром, Лицей называют «пушкинским». SPB.AIF.RU рассказывает интересные факты из истории Лицея.

Протекция дяди

По-началу предполагалось, что в Лицее будут учиться младшие братья Александра I, поэтому попасть в привилегированное заведение было непросто. Правда, когда выяснилось, что великие князья не сядут за лицейские парты, конкурс упал: на 30 мест претендовало всего 38 абитуриентов. Юный Александр Пушкин выдержал приёмные испытания с лёгкостью. Возможно, сказалась протекция, ведь его дядя – известный поэт Василий Львович Пушкин был в дружеских отношениях с Государственным секретарём Сперанским, разработавшим программу обучения. Кроме того, мальчик хорошо знал французский язык, который имел в то время первостепенное значение.

Список лицеистов утвердил сам царь. Дворянские дети 10-14 лет обучались и жили на казённый счёт. Курс обучения приравнивался к университетскому.


Лицей на литографии 1820-х годов. Фото: Public Domain

Под присмотром

Вставали лицеисты в шесть утра, шли на молитву. Евангелие читали по очереди. С семи начинались уроки, и только в девять – чай с белой булкой и прогулка (кстати, гуляли в любую погоду). С десяти до полудня — снова классы. Затем прогулка и обед (из четырёх блюд), чистописание и рисование. С трёх до пяти – классы. После полдника и прогулки — повторение уроков. В половине девятого – ужин, в десять – молитва и сон. По средам и субботам – танцы, фехтование. Все посещали занятия по духовному пению.

В лицее служили: семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернёра. В штате также числились: бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки, прачки.

Особо внимание уделили подбору профессоров. Пригласили не только известных отечественных, но и зарубежных

Так, французский язык преподавал профессор Де Будри (брат знаменитого революционера Марата!). Лицеистам рекомендовалось читать литературу в подлинниках, обращаться к преподавателям и общаться между собой по-французски. Как известно, за своё знание языка Пушкин получил прозвище «Француз».

К концу обучения ввели верховую езду и плавание.

Верховую езду преподавал полковник –гусар Крекшин. Лошади были полковые. Занимались три раза в неделю. Плаванию обучались в большой купальне в царском саду. Занятия вели матросы. После плавания проводился медицинский контроль.

Каждую субботу лицеистов водили в баню.

Педагоги

Поначалу в Лицее было 30 учащихся, 11 наставников: директор, учителя, гувернеры. Кроме этого, в штате числился надзиратель, шпионящий как за подопечными, так и за педагогами. Один из таких блюстителей порядка Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович до того разозлил воспитанников, что они поставили ему ультиматум: либо он удаляется из Лицея, либо они. Надзирателю пришлось уехать в тот же день.

Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский подчеркивал: надо сделать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие». Лицеисты должны были видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики были вхожи в дом директора, где знакомились с обычаями света. Выезжали с его семейством на прогулки, катались с горок и на коньках.

Профессора, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми до 30 лет. Еще одним новшеством было то, что «главные науки» преподавали русские педагоги, а не иностранцы. Хотя у некоторых из них и был опыт зарубежного обучения. Так, любимый преподаватель Пушкина Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов и Яков Иванович Карцев, окончив Петербургский педагогический институт, были отправлены для продолжения образования в Геттинген, Йену и Париж. И по прибытии назначены профессорами в Лицей.

Сегодня ценится, когда педагоги, работающие с детьми, сами создают программы, учебники и пособия. Этот принцип соблюдался и в Лицее. Например, Николай Федорович Кошанский, имевший степень доктора философии и свободных искусств, не только издал несколько учебников, но и перевел огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота, по которым учились лицеисты.

Преподавателей объединяло не только желание распознать характер и наклонности своих воспитанников, но и старание воплотить в жизнь их высокие юношеские замыслы. Так, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Теперь мы знаем его как адмирала, исследователя Восточной Сибири, чьим именем назван мыс в Северном Ледовитом океане. Неудивительно, что многие выпускники сохранили дружеские и доверительные отношения со своими лицейскими наставниками.

Болдинская осень

Осенью 1830 г. Александру Сергеевичу пришлось выехать в нижегородское имение отца Болдино по имущественным делам. Сергей Львович подарил сыну по случаю предстоящей свадьбы деревню Кистенево, и поэту нужно было вступить во владение. Из-за холерного карантина Пушкин не смог сразу вернуться в Москву и задержался в имении почти на три месяца. В Болдино из под пера поэта вышли совершенно не похожие друг на друга произведения: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», последние главы «Евгения Онегина» и не менее 30 стихотворений.

5 декабря 1830 г. Пушкин вернулся в Москву. Подаренное отцом Кистенево он заложил, 11 тысяч из полученных денег одолжил Гончаровой-старшей для соблюдения свадебных приличий (Наталья Ивановна категорически отказывалась выдавать дочь замуж без приданого), 17 000 – оставил на «обзаведение и житиё годичное».

Принципы Царскосельского лицея

  • —Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников —Полная разлука с домашними —Молодые люди из разных состояний —В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде —Преподавание на русском языке —Товарищество без всякой подлости —Отстутствие телесных наказаний

Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном

Царскосельский лицей открылся 19 октября (по ст. ст.) 1811 года, просуществовал до 1843 года

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: