Краткое содержание — Маленькие трагедии — Александр Сергеевич Пушкин
Автор, жанр, год издания, главные герои
Год написания: 1830
Жанр: цикл пьес
Краткое содержание цикла пьес «Маленькие трагедии» для читательского дневника демонстрирует скорое возмездие провидения за человеческие грехи: скупость, зависть, распущенность, уныние.
Краткое содержание
Скупой рыцарь
Главные герои: барон, его сын Альберт
Знатный барон настолько поглощен накоплением богатства, что больше ничего в мире его не интересует. Он ненавидит даже собственного сына, на которого нужно тратить деньги. Барон во всем себе отказывает, лишь бы не трогать ни одной монеты из заветных шести сундуков с золотом.
Встретившись с сыном во дворце у герцога, он бросается на него с оружием и умирает от волнения, думая только о своих сокровищах.
Моцарт и Сальери
Главные герои: Моцарт, Сальери — композиторы
Сальери безумно завидует Моцарту, его оптимизму, его таланту, его божественному вдохновению. Моцарт пишет музыку легко, она словно вытекает из его души, а для Сальери творить мелодии – это тяжелый крест, он изучает гармонию как алгебру и высчитывает каждый звук. При этом он понимает, что никогда ему не достичь вершин в творчестве, никогда ему не встать вровень с Моцартом.
Сальери решил отравить своего друга, чтобы спасти его душу от падения и сохранить святое искусство нетронутым. Отравленный Моцарт уходит из трактира, а Сальери понимает, что его зависть не умерла и по-прежнему терзает его.
Каменный гость
Главные герои: дон Жуан, Анна, статуя командора
Дон Жуан, неотразимый любовник и покоритель женских сердец, убивает на дуэли командора, из-за чего вынужден скрываться. Но он возвращается в Мадрид, желая здесь продолжить свои любовные приключения. На погосте он видит донну Анну, жену командора и мгновенно увлекается красивой вдовой.
Анна поневоле прислушивается к его словам, и ее сердце склоняется к незнакомому отшельнику. Наконец она соглашается на вечернее свидание. Торжествующий дон Жуан, предчувствуя любовную победу, приглашает на вечер командора. В ответ каменная статуя кивает.
Вечером после страстного объяснения, дон Жуан открывает свое настоящее имя и признается, что это он убил ее мужа. В этот момент заходит статуя, она жмет руку своему убийце, и оба проваливаются в ад.
Пир во время чумы
Главные герои: Вальсингам, Мэри
Во время великой чумы группа молодых людей поставили столы на главной площади и, скрывая свой страх смерти, стараются веселиться и не думать о повозках с мертвыми, которые постоянно проезжают мимо. На упреки священника Вальсингам отвечает, что горе убивает душу, и после этого уже ничего не страшно.
Главная мысль (вывод, мнение)
Каждая маленькая пьеса показывает, как отвратительны людские пороки. Греховная страсть не может быть благородной, она разъедает душу и делает человека нравственным уродом.
Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
Сальери один размышляет о том, почему кто-то для создания прекрасного произведения искусства должен неустанно трудиться годами, а кому-то все достается шутя, «бессмертный гений…озаряет голову безумца, гуляки праздного». При этом он думает о себе и о Моцарте.
Входит Моцарт, пожелавший поделиться с приятелем свои новым сочинением, и приводит с собой слепого скрипача из трактира. Скрипач играет одну из музыкальных пьес Моцарта. Сальери сердится на такое попрание высокого искусства, а Моцарт одаряет беднягу деньгами и ласково прощается с ним.
Затем Моцарт играет для Сальери сочиненную им прекрасную музыку. Черная зависть уже разъела Сальери душу: он приглашает друга на обед в трактир Золотого льва, а сам вынашивает в мыслях страшный план: незаметно всыпать яд в бокал Моцарта.
За обедом Моцарт рассказывает Сальери о работе, которой он сейчас занят: пишет на заказ «Реквием». Его волнуют странные предчувствия: мерещится «черный человек» (заказчик произведения был одет во все черное, когда приходил обговаривать условия).
Речь заходит о Бомарше, друге Сальери. Бомарше был гений. Моцарт спрашивает, правда ли, что Бомарше отравил кого-то. Моцарт не верит: ведь «гений и злодейство – две вещи несовместные».
Сальери незаметно всыпает яд в бокал Моцарта, тот выпивает. Играет на фортепиано свое новое произведение «Реквием». На глазах Сальери слезы: он начинает осознавать, что натворил. Яд потихоньку действует, Моцарту становится плохо, и он уходит домой.
Сальери вновь один. Его мучает неотвязная мысль: прав ли Моцарт, утверждавший, что «гений и злодейство – две вещи несовместные».
Маленькие трагедии — Каменный гость
Leporello. O statua gentilissima Delgnar’ Commendatore!.. …Ah, Padrone! Don GiovanniСЦЕНА ПЕРВАЯ
Дон Гуан и Лепорелло Всадники добрались до Мадрида и ждут темноты, чтобы пробраться в город неузнанными. Дон Гуан хвастливо заявляет: Что за беда, хоть и узнают. Только б Не встретился мне сам король. А впрочем, Я никого в Мадрите не боюсь. Ему надоело в ссылке, где он едва не умер со скуки. Дон Гуан вспоминает своих возлюбленных. «А живы будем, будут и другие», — говорит Лепорелло. Теперь же Дон Гуан стремится к Лауре, одной из многих. Ожидая темноты в Антоньевом монастыре, он узнает от монаха, что сюда является Допа Анна, жена убитого им командора, поплакать на могиле мужа. Он решил познакомиться с вдовой, а пока спешит к Лауре.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Комната. Ужин у Лауры Лаура поет, ее поклонники очарованы пением. Она исполняет песню, сочиненную Доном Гуаном. Дон Карлос раздражен: его брат убит Доном Гуаном. Кавалер ругает Лауру и ее любовника, та резко отвечает, но потом молодые люди мирятся, понимая бессмысленность их ссоры. Гости расходятся, Лаура оставляет у себя Дона Карлоса. Он интересуется, что будет делать Лаура, когда красота ее пройдет? Но Лаура легкомысленна и не хочет об этом задумываться: «Тогда? Зачем // Об этом думать? что за разговор?» Внезапно появляется Дон Гуан и гонит Дона Карлоса, тот узнает обидчика и вызывает его на дуэль. Дон Гуан согласен «убить» кавалера завтра, но Дон Карлос настаивает на немедленном поединке и вскоре падает сраженный. Лаура возмущена убийством в ее доме. Дон Гуан обещает: Оставь его: перед рассветом, рано, Я вынесу его под епанчою И положу на перекрестке.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Памятник командора Дон Гуан прячется в монастыре, вблизи памятника командору, наблюдая за Доной Анной. Он в одеянии монаха, чтобы женщина не дичилась его. Вдова предлагает ему помолиться вместе с ней, он возражает, что недостоин такой чести: «Я не дерзну порочными устами // Мольбу святую вашу повторять…», и признается Доне Анне, что не монах, а страстно влюбленный в нее. Женщина не желает слушать эти речи, они искушают ее при гробе мужа. Тогда Дон Гуан напрашивается на свидание в доме Доны Анны, она соглашается. Дон Гуан счастлив, он приказывает слуге позвать командора. Лепорелло трусит, ему кажется, что в ответ на приглашение статуя кивнула. Дон Гуан не верит и сам решает обратиться к статуе, трусит, видя кивок командора.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ
Комната Доны Анны Дона Анна, не зная, что перед ней убийца мужа, беседует с Доном Гуаном, назвавшимся Диего. Она вышла замуж за богатого Дона Альвару по приказу матери. Дон Гуан клянется ей в страстной любви, вдове грешно слушать эти речи: «Диего, перестаньте: я грешу, // Вас слушая, — мне вас любить нельзя, // Вдова должна и гробу быть верна». Дон Диего не хочет лгать любимой женщине, он открывает ей свое имя: «Я Дон Гуан, и я тебя люблю». Дона Анна удивлена. Дон Гуан говорит, что молва описывала его злодеем, и, быть может, это и так, однако «… Я весь переродился. // Вас полюбя, люблю я добродетель…». Он вымаливает прощение Доны Анны, надеясь на продолжение свиданий, но входит приглашенный командор. …О, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти — пусти мне руку… Я гибну — кончено — о Дона Анна! Проваливаются.
Анализ трагедии «Моцарт и Сальери»
Во второй трагедии — «Моцарт и Сальери» — Пушкин воспользовался получившей широкое распространение легендой о смерти великого австрийского композитор Моцарта, отделенного будто бы из зависти своим другом, итальянцем Сальери. На основе этого предания Александр Сергеевич построил глубокую философскую драму огромного интеллектуального напряжения. Сальери его трагедии — одаренный музыкант, фанатически уверенный в том, что в мире не существует и не должно существовать ничего такого, против чего были бы бессильны уединенный и постоянный человеческий труд и холодный, математический строгий расчет. Личность Моцарта и его гениальную музыку с ее общедоступностью, красотой и человечностью Сальери воспринимает как своеобразное «чудо», опровергающее все здание его жизни человека и музыканта. Отравляя Моцарта, Сальери приносит его в жертву своим жизненным принципам и стройности своих теоретических построений. Но попытка утвердить их ценой преступления оборачивается нравственным поражением сухого, эгоистичного, рассудочного Сальери, победой глубоко человечного и жизнерадостного, обращенного к миру и людям Моцарта.
Анализируя характер шекспировского Отелло, Пушкин заметил: «Отелло не ревнив; он доверчив». Такому же сложному анализу Пушкин подвергает в своей «маленькой трагедии» характер Сальери. Пушкинский Сальери завидует Моцарту, но не потому, что от природы он завистник. Его чувства к Моцарту вытекают из мучительного сознания ложности того пути в искусстве, во имя которого Сальери стал ремесленником, «умертвив» звуки, разъяв музыку «как труп». Одаренный человек и музыкант, Сальери в душе больше, чем кто-либо другой, сознает превосходство Моцарта над собой, чувствует правду и силу его искусства. Но это-то и заставляет его мучительно страдать, рождая у него зависть и ненависть к более молодому и счастливому сопернику.
В «Моцарте и Сальери» Пушкин выразил свой нравственный идеал: слова духовно сломленного после совершения Сальери: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» утверждают мысль о несовместимости искусства и злодеяния, о нравственной чистоте и душевном благородстве как неотъемлемых качествах подлинного человека искусства, без которых он неизбежно осужден на творческое бесплодие.
Анализ произведения
В основе пьесы лежит проблема внешнего конфликта. Именно противоречия Гуана и его многочисленные дуэли стали причиной изгнания мужчина и последующей его гибели.
У него были десятки женщин, но по-настоящему он полюбил лишь в конце.
Можно иметь много девушек и быть счастливым с единственной, это и пытается донести автор. Кроме того, Донна Анна простила убийцу мужа и была готова ответить взаимностью, но злое обстоятельство не дало паре стать счастливой.
Люди для Гуана – средство для достижения поставленной цели. Он дарит «любовь» женщинам, а потом бросает их и разбивает им сердца. Также он нарушает заповедь о запрете убийств, сражаясь на постоянных дуэлях. Неспроста автор назвал пьесу «Каменный гость», ведь именно статуя здесь олицетворяет суд на земле. Пушкин пишет об обязательном возмездии за преступления.
Автор учит читателей отвечать за совершенные поступки, прислушиваться к мнениям других и раскаиваться за преступления.
Какими бы ни были обстоятельства – возмездие придет обязательно.
Пир во время чумы
Лондон в 1665 году настигла страшная чума, которая унесла тысячи людей. Горожане в ужасе от происходящих событий, а посреди одной из городских улиц несколько человек устроили пир. Но их радость не настоящая. Люди, затеявшие веселье, стараются забыться, утопить в алкоголе тоску по родным, которых теряют ежедневно.
Председатель этого застолья Вальсингам предлагает блондинке Мери спеть. Красавица запевает очень трогательную, печальную песню о своей Родине. Нет счастья в ее родных краях, не слышно пение птиц, детский смех, кругом лишь слезы и крики по погибшим. Девушка просит возлюбленного, если даже ей суждено умереть, чтобы он не приближался к ее зараженному телу, а быстро уехал в другие края. Приятели смеются над ее сентиментальностью.
Далее Вальсингам сам исполняет гимн чуме. Услышав пение председателя, священник уговаривает его остановить безбожные деяния, а также напоминает Васильгаму, как совсем недавно он потерял мать, а затем и любимую жену. Но юноша признается, что после этих событий, его душа навсегда умерла. Монах молится за душу Васильгама и удаляется прочь. Веселье продолжается, лишь председатель тихонечко притаился, задумался.
Трагедия учит уважать горе свое и других людей, чтить память о погибших родных и близких, молиться за их души, а не поддаваться алкоголю, с целью забыть горе. (Подробное краткое содержание)
Оцените произведение:
3.54
Голосов: 89 Читать краткое содержание Маленькие трагедии. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Скупой рыцарь
Сюжет драматического произведения разворачивается в эпоху средневековья. Главные герои трагедии пожилой рыцарь и его сын Альбер. Барон очень скупой, мелочный человек, помешенный на богатстве. Он испытывает необъяснимую радость при виде своих сокровищ. Старик может несколько часов подряд сидеть в подвале и разглядывать сундуки с золотом. Рыцарь нажил такое состояние при помощи обмана и угнетения.
Альбер – юноша лет двадцати, мечтает добиться успеха не только в военном деле, но и покорить сердца светских красавиц. Чтобы добиться этих целей, рыцарю необходимы средства, которые отец ему не дает. Поэтому Альбер вынужден брать взаймы у ростовщика Соломона, хитрого еврея. Последнему, в конце концов, надоедает давать деньги в долг, и он отказывает Альберу в помощи. Соломон дает ему совет, чтобы юноша отравил отца, и забрал все его имущество. Альбер в разъяренном состоянии прогоняет прочь хитреца, но в подсознании понимает, что был бы не против совершить такое деяние.
Во время случайной встречи отца и сына у общего приятеля герцога, взаимная ненависть вспыхивает, и они бросаются в бой. В этой битве погибает скупой барон, у которого перед глазами остались лишь сокровища.
Трагедия учит своего читателя не быть мелочным, безжалостным человеком, любить своих детей и не жалеть на них заработанные средства. Все нажитое богатство с собой в могилу не унесешь. (Подробное краткое содержание)
«Скупой рыцарь»
Трагедия «Скупой рыцарь» была опубликована в журнале «Современник» в 1836 г. Действие происходит в эпоху средневековья. Героями являются барон Филипп и его сын Альбер. Они – благородные рыцари, потомки славного рода. Однако времена изменились, поменялось и мировоззрение людей.
Добрый и душевный юноша Альбер живет мыслями не о великих воинских подвигах, а о победах на придворных турнирах и успехе у светских красавиц. Он не считает копье и шлем грозными средствами борьбы с внешними недругами. Для него – это лишь блестящие украшения. Альбер финансово зависим от отца. Этот факт заставляет юношу унижаться перед собственным отцом и желать заполучить его наследство.
В лице барона Филиппа в «Скупом рыцаре» представлен человек огромной воли. У барона сильный несгибаемый нрав. В тоже время это человек безжалостный и невероятно скупой. Его безумная любовь к деньгам превратилась в чудовищную манию. Это ненормальная зависимость лишила его человеческих качеств, даже отцовские чувства были подавлены этой пагубной страстью к деньгам. Он готов сразиться в поединке с собственным сыном, который представляется ему смертельным врагом. К каждому золотому в своем сундуке барон относится как к предмету, окропленному человеческими потом, кровью и слезами. Он чувствует себя всемогущим и всесильным. Он неустанно верит, что способен купить совершенно все: любовь, доброту, вдохновение, уважение и власть.
Эти две личности – Альбер и барон Филипп совершенно противоположные друг другу герои. Один искренен, наивен и щедр, а другой умен, своенравен и ужасно скуп.
Трагедия «Скупой рыцарь» позволяет понять, как пагубно скупость влияет не только на самого человека, ею охваченного, но и на его ближайшее окружение, нарушая тем самым умиротворенность человеческого существования.
Герои
Для Александра Сергеевича, признанного романтического поэта, это был первый серьезный драматический опыт. В «Маленьких трагедиях» почти нет любовной лирики (лишь в «Каменном госте» сюжет построен вокруг любовной линии «Дон Гуан – Донна Анна»). Каждое из этих камерных стихотворений со всей полнотой раскрывает какую-либо страсть человеческую. Чтобы было проще запомнить краткое содержание цикла, следует сначала перечислить его главных действующих лиц.
Скупой рыцарь
На сцене в «Скупом рыцаре» присутствуют:
- Альбер – молодой повеса, желающий брать от жизни все, что можно, пока есть силы и стремления;
- Барон – отец Альбера, он же Скупой рыцарь, вся жизнь которого подчинена одной цели – собрать и сохранить как можно больше денег;
- Жид – ростовщик, выступает в роли демона-соблазнителя, склоняющего юношу к убийству отца;
- Герцог – эпизодическая роль в конце пьесы (но именно ему принадлежит оставшаяся в веках фраза: «Ужасный век, ужасные сердца!»).
Моцарт и Сальери
2 героя ведут диалог в пьесе «Моцарт и Сальери»:
- Сальери – композитор, чей успех на ниве искусств объясняется его умением математически точно («поверил я алгеброй гармонию») расположить ноты и звуки, но без искры вдохновения;
- Моцарт – взбалмошный и веселый прожигатель жизни, о гениальности.
Каменный гость
Читатель знакомится с рядом персонажей, которых автор постепенно выводит на сцену. Это:
- Дон Гуан – беспечный и бесстрашный герой-любовник, ловелас, постоянно поддразнивающий судьбу и бросающий вызов всему, что становится на пути к удовлетворению его страсти;
- Лепорелло – сметливый слуга Дона Гуана;
- Донна Анна – главная героиня, красавица-вдова с романтическим ореолом, сумевшая вызвать искреннюю любовь некогда равнодушного похитителя женских сердец;
- Лаура – кокетка, прежде близкая Дону Гуану, женское воплощение беззаботного гуляки, живущего одним днем, без оглядки и мыслей о грядущей расплате;
- Дон Карлос – соперник Дона Гуана;
- Статуя Командора – воплощение возмездия.
Пир во время чумы
В пьесе несколько героев, но большинству отведена «вспомогательная» роль
Автор акцентирует внимание на четырех главных, это:
- Председатель – молодой человек, который «правит балом», направляя мысли пирующих в нужную ему сторону;
- Мери – юная девушка, певица;
- Луиза – молодая девушка, участница пира;
- Священник – берет на себя функции лица, пытающегося образумить и призвать к ответу «потерявшую лицо» молодежь, позволяющую себе веселиться в скорбное и страшное время.
Моцарт и Сальери
Город Вена, конец 18 века. Сальери, известный композитор, завидует гению «праздного гуляки» Моцарта. Сальери отдал годы, чтобы изучить все секреты музыки. Только потом стал писать свои вещи. Но они ничто перед музыкой Моцарта. В этот момент входит Моцарт с уличным скрипачом. Тот бездарно играет музыку Моцарта. Автор смеется, Сальери – возмущен. Моцарт на фортепьяно играет приятелю новую вещь. Потрясенный красотой и глубиной музыки, Сальери принимает решение «остановить» гения – убить его. Дар Моцарта – не только предмет зависти других музыкантов, он непонятен этому миру, этой публике. Моцарт должен исчезнуть.
За обедом в трактире Моцарт делится, что 3 недели назад получил заказ от человека в черной одежде. Теперь он всюду ему мерещится как недобрый знак. Между тем заказ, «Реквием» (траурная церковная служба), готов. Моцарт уверен, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Под эту фразу Сальери подсыпает ему яд в бокал. Моцарт пьет, а потом играет для друга свой «Реквием». Тот плачет. Моцарту плохо, он уходит домой. А Сальери неприятна мысль, что он злодей, а никакой не гений.
Сюжет
Скупой рыцарь
Главные герои:
барон, его сын Альберт
Знатный барон настолько поглощен накоплением богатства, что больше ничего в мире его не интересует. Он ненавидит даже собственного сына, на которого нужно тратить деньги. Барон во всем себе отказывает, лишь бы не трогать ни одной монеты из заветных шести сундуков с золотом.
Встретившись с сыном во дворце у герцога, он бросается на него с оружием и умирает от волнения, думая только о своих сокровищах.
Моцарт и Сальери
Главные герои:
Моцарт, Сальери — композиторы
Сальери безумно завидует Моцарту, его оптимизму, его таланту, его божественному вдохновению. Моцарт пишет музыку легко, она словно вытекает из его души, а для Сальери творить мелодии – это тяжелый крест, он изучает гармонию как алгебру и высчитывает каждый звук. При этом он понимает, что никогда ему не достичь вершин в творчестве, никогда ему не встать вровень с Моцартом.
Сальери решил отравить своего друга, чтобы спасти его душу от падения и сохранить святое искусство нетронутым. Отравленный Моцарт уходит из трактира, а Сальери понимает, что его зависть не умерла и по-прежнему терзает его.
Каменный гость
Главные герои:
дон Жуан, Анна, статуя командора
Дон Жуан, неотразимый любовник и покоритель женских сердец, убивает на дуэли командора, из-за чего вынужден скрываться. Но он возвращается в Мадрид, желая здесь продолжить свои любовные приключения. На погосте он видит донну Анну, жену командора и мгновенно увлекается красивой вдовой.
Анна поневоле прислушивается к его словам, и ее сердце склоняется к незнакомому отшельнику. Наконец она соглашается на вечернее свидание. Торжествующий дон Жуан, предчувствуя любовную победу, приглашает на вечер командора. В ответ каменная статуя кивает.
Вечером после страстного объяснения, дон Жуан открывает свое настоящее имя и признается, что это он убил ее мужа. В этот момент заходит статуя, она жмет руку своему убийце, и оба проваливаются в ад.
Пир во время чумы
Главные герои:
Вальсингам, Мэри
Во время великой чумы группа молодых людей поставили столы на главной площади и, скрывая свой страх смерти, стараются веселиться и не думать о повозках с мертвыми, которые постоянно проезжают мимо. На упреки священника Вальсингам отвечает, что горе убивает душу, и после этого уже ничего не страшно.
Театральные постановки[ | ]
История театральных постановок пушкинских «Маленьких трагедий» началась ещё при жизни поэта — 27 января 1832 года на сцене Петербургского Большого театра состоялась премьера «Моцарта и Сальери». Известны постановки «Каменного гостя» 1847 года в Петербурге, «Скупого рыцаря» — 1852 и 1853 годов в Петербурге и Москве. В спектаклях были заняты актёры, гордившиеся личным знакомством с поэтом — Брянский, Сосницкий, Каратыгин, Щепкин.
Несмотря на призывы футуристов «сбросить Пушкина с парохода современности», советская традиция постановок «Маленьких трагедий» берёт отсчёт с первых лет после октябрьского переворота. МХТ в 1919 году возобновил свою дореволюционную постановку «Пира во время чумы» (с участием Михаила Чехова), а в 1924 году выходит премьера «Каменного гостя». В октябре 1921 года основатели Петроградского театра новой драмы В. Н. Соловьев, К. Н. Державин в качестве первой постановки нового театра выбрали «Каменного гостя». «Скупой рыцарь» и «Каменный гость» были поставлены на сцене открывшегося Казахского академического театра драмы, в период пушкинского юбилея 1937 года к «Маленьким трагедиям» обратилось множество ведущих театров союзных республик, так в Тбилиси пушкинские пьесы были поставлены сразу в девяти театрах, а в Ташкенте — в семи.
Впрочем, не всегда деятели нового советского театра избегали соблазна «осовременить» пушкинский текст, внести «лобовые» сатирические фарсовые ноты. В постановке Харьковского театра имени Шевченко в финале «Каменного гостя» тень командора сменялась силуэтом Николая «Палкина», попытались «взять классика на слом» и В. Люце и В. Софронов, ставившие «Скупого рыцаря» и «Каменного гостя» в Ленинградском БДТ. Множество споров вызывали постановки сцен из «Маленьких трагедий» Сергея Радлова в ленинградском Театре Драмы, Серафимы Бирман и Всеволода Мейерхольда в московском театре МОСПС. Большим событием стала постановка «Маленьких трагедий» Евгения Симонова на сцене Театра имени Вахтангова в 1959 году, где в «Скупом рыцаре» неожиданно на первый план выдвинулся молодой Альбер в исполнении Вячеслава Дугина, а в роли Моцарта блистательно выступил Юрий Любимов.
Эксперименты и попытки нового прочтения пушкинских сцен не прекращаются со временем. Постановщики не всегда следуют пушкинскому порядку расположения отдельных трагедий в ходе спектаклей, в попытке донести идеи Пушкина и режиссёра включают в постановку, наряду с игрой артистов, игру света и тени, эксперименты с декорациями, музыку. Так музыка стала одним из главных элементов в постановке 2021 года «Маленьких трагедий» на сцене Малого театра, где постановщиком и исполнителем сразу трёх главных ролей стал Вячеслав Езепов. Традиции революционного прочтения пушкинского текста, в духе театральных экспериментов 20-х годов 20-го столетия, подхвачены постановщиками «Маленьких трагедий» в театре «Сатирикон» и Гоголь-центре. В постановке 2011 года Виктора Рыжакова, которой предпослан эпиграф: «В настоящей трагедии гибнет не герой — гибнет хор», хору в исполнении молодых артистов театра противостоит сразу в нескольких ролях Константин Райкин, критики особо выделяли дуэт его Моцарта с Сальери Одина Байрона. Кирилл Серебренников выбрал в качестве пролога к спектаклю своё прочтение пушкинского «Пророка», в котором серафим в точном следовании тексту натуралистично вырвал язык пророку, рассёк ему грудь мечом «и сердце трепетное вынул». Стрит-рейсер Артур приходит просить управу на отца у герцога, облачённого в «адидасы» лихих 90-х. Сальери откачивает упившегося вусмерть Моцарта, предварительно спасая из унитаза клочки его новой гениальной партитуры. А в «Каменном госте» не преданный земле командор в горской папахе прекрасно сохранился в усыпанном цветами гробу.
Пушкин. Все произведения
- Арап Петра Великого
- Барышня-крестьянка
- Бахчисарайский фонтан
- Борис Годунов
- Братья разбойники
- Выстрел
- Гаврилиада
- Граф Нулин
- Гробовщик
- Домик в Коломне
- Дубровский
- Дубровский по главам
- Евгений Онегин
- Евгений Онегин по главам
- Жених
- История Пугачёва
- Кавказский пленник
- Каменный гость
- Капитанская дочка
- Кирджали
- Маленькие трагедии
- Медведиха
- Медный всадник
- Метель
- Моцарт и Сальери
- Песнь о Вещем Олеге
- Пиковая дама
- Пиковая дама по главам
- Пир во время чумы
- Повести Белкина
- Полтава
- Русалка
- Руслан и Людмила
- Сказка о золотом петушке
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
- Сказка о попе и его работнике Балде
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Сказка о царе Салтане
- Скупой рыцарь
- Станционный смотритель
- У Лукоморья дуб зелёный
- Цыганы