Краткое содержание повести «Тим Талер, или Проданный смех»
Главный герой Ти́м Та́лер — тринадцатилетний подросток. Его мама давно умерла и отцу пришлось жениться, чтобы было кому присматривать за сыном, пока он работает. Однако мачеха заботилась только о собственном ребёнке — Э́рвине, а пасынку доставались лишь шлепки да брань. Единственной отрадой в череде хмурых дней для Тима были выходные, когда отец брал его на скачки и к мальчику ненадолго возвращалось беззаботное, счастливое детство.Но однажды это тоже закончилось. Отец погиб на стройке и жизнь превратилась для Тима в сплошной «дурной сон», от которого невозможно было проснуться.
Как-то, погрузившись в невесёлые мысли, Тим не заметил, что по старой привычке забрёл на ипподром. И вдруг ему улыбнулась удача. Случайно найденные пять марок (денежная единица Германии с XVI века до введения евро в 2002 году), благодаря трём ставкам, сделали его настоящим богачом. А затем он встретил человека, якобы знавшего его отца, который помог получить выигрыш в кассе. Звон монет вернул на краткий миг утраченное радостное время. И когда новый друг Тима — господин Тре́ч (прочитайте фамилию наоборот!) предложил сделку — продать смех в обмен на возможность выигрывать любые пари, мальчик долго не раздумывая согласился.
Из-за одной глупой выходки Тима мачеха быстро прознала об открывшемся даре пасынка, и тот мгновенно превратился в машину для добычи лёгких денег, которые самому мальчику не доставляли никакой радости. Суть сделки оказалась до боли горькой и обидной. «Он отдал свой смех за то, что ему было совсем не нужно!» Ничто больше не заражало Тима искренним весельем, не восхищало, не заставляло сердце биться быстрее. И не удивительно, ведь: «тому, кто продал свой смех, трудно быть счастливым».
Однако это было лишь верхушкой той беды, в которой оказался Тим Талер, чья фамилия, словно в усмешку, означала — серебряная монетка. Решив любой ценой вернуть свой смех, мальчик вдруг с ужасом осознал, что: «вместе со смехом он потерял и кое-что другое: доверие к людям».
От прежних друзей Тиму пришлось отказаться, чтобы, следуя условию сделки, скрыть правду о договоре. Ведь все, кто его знал, начинали задавать вопросы о том, почему он изменился. А новых друзей мальчик завести не мог. Его кривые гримасы, когда он пытался выдавить из себя хоть что-то наподобие улыбки, отпугивали взрослых, а дети заливались слезами и убегали.
Долгий и трудный путь пройдёт Тим, чтобы вернуть утраченное сокровище. За три года, проведённые рядом с бароном Тречем и его партнёрами по бизнесу он познаёт глубину отчаяния и боль одиночества, холодность и презрение окружающих, подхалимство и лесть, заменяющие верность, дружбу и любовь. Однако благодаря выпавшим на его долю испытаниям мальчик научится видеть людей такими, какие они есть, закалит характер, обретёт мужество, стойкость, выдержку, рассудительность. А главное, ему откроется, какая сила сокрыта в обычном смехе и почему тот стал столь желанным для вечного узника порока и греха: «внутренняя свобода покупается смехом».
Атмосфера сказки мрачновата: грустные, меланхоличные нотки окутывают всё повествование. На протяжении истории автор прекрасно передаёт настроение мальчика, его мысли и чувства. Чем больше сгущаются тучи вокруг главного героя, который безуспешно пытается вернуть себе смех, тем сильнее растёт напряжение в сюжете и желание узнать, какой же способ поможет Тиму разорвать контракт с бароном Тречем. И естественно, он оказывается таким же лёгким, простым и изящным, как обычная улыбка.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Айтматов Лицом к лицу
Произведение является одним из философских размышлений писателя, выраженных им в собственном творчестве литературной прозы.
- Краткое содержание Булгаков Белая гвардия
События романа разворачиваются в морозный декабрь 1918 года. Умирает мать Турбинных. Алексей, Лена и Николка тяжело переживают потерю близкого человека.
- Краткое содержание Пришвин Моя родина
Моя мама всегда вставала рано. Мне тоже нужно было встать пораньше, чтобы поставить ловушки на птиц. Вдвоем мы пили чай с молоком. Чай был необыкновенным на вкус. Аромат придавало топленое молоко в горшочке
- Краткое содержание Воздушный корабль Лермонтов
В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Воздушный корабль» рассказывается о волшебном корабле-призраке, который ежегодно в день смерти великого полководца и императора Наполеона причаливает к берегам острова
- Краткое содержание Вредные советы Остера
В книге, адресованной непослушным детям, в стихотворной форме даются оригинальные советы, как вести себя в различных ситуациях. Например, на день рождения нужно прийти без подарка, постараться сесть за столом поближе к торту
Дорогие маленькие и большие читатели!
В этой книге говорится про смех и про деньги.
Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да ещё какое!
Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое — счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что всё на свете продаётся за деньги, и их оружие заржавеет и придёт в негодность!
А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошёл один мальчик — звали его Тим Талер, прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка. Джеймс Крюс.
Джеймс Крюс.
Эту историю рассказал мне один человек лет пятидесяти; я познакомился с ним в Лейпциге, в типографии, куда он так же, как и я, заходил узнавать, подвигается ли дело с печатанием его книги. (Речь в этой книге, если не ошибаюсь, шла о кукольном театре.) Человек этот поразил меня тем, что, несмотря на свой возраст, смеялся так сердечно и заразительно, словно десятилетний мальчик.
Кто был этот человек, я могу только догадываться. И рассказчик, и время действия, и многое другое в этой истории так и осталось для меня загадкой. (Впрочем, судя по некоторым приметам, главные её события развернулись около 1930 года.)
Мне хотелось бы упомянуть, что записывал я эту историю в перерывах между работой на оборотной стороне бракованных гранок — длинных-предлинных листов второсортной бумаги. Потому и книга разделена не на главы, а на «листы», но листы эти, собственно говоря, и есть не что иное, как главы.
И ещё одно предупреждение. Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придётся не так уж часто. Но, пробираясь её путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, всё ближе и ближе подходить к свету.
Лист первый МАЛЬЧИК ИЗ ПЕРЕУЛКА
В больших городах с широкими улицами и теперь ещё встречаются переулки такие узкие, что можно, высунувшись из окошка, пожать руку соседу из окошка напротив. Иностранные туристы, которые путешествуют по свету с большим запасом денег и чувств, случайно очутившись в таком переулочке, всегда восклицают: «Как живописно!» А дамы вздыхают: «Какая идиллия! Какая романтика!»
Но эта идиллия и романтика — одна видимость, потому что в таких переулках обычно живут люди, у которых совсем мало денег. А тот, у кого в большом богатом городе так мало денег, нередко становится угрюмым и завистливым. И дело тут не только в людях, тут дело в самих переулках.
Маленький Тим поселился в таком переулке, когда ему было три года. Его весёлая круглолицая мама тогда уже умерла, а отцу пришлось наняться подсобным рабочим на стройку, потому что в те времена не так-то легко было найти хоть какую-нибудь работу. И вот отец с сыном переехали из светлой комнаты с окнами на городской сад в узкий переулок, вымощенный булыжником, где всегда пахло перцем, тмином и анисом: в переулке этом стояла единственная во всём городе мельница, на которой мололи пряности. Вскоре у Тима появилась худощавая мачеха, похожая на мышь, да ещё сводный брат, наглый, избалованный и такой бледный, словно лицо ему вымазали мелом.
Хотя Тиму только исполнилось три года, он был крепким и вполне самостоятельным пареньком, мог без всякой посторонней помощи управлять океанским пароходом из табуреток и автомашиной из диванных подушек и на редкость заразительно смеялся. Когда его мама была ещё жива, она хохотала до слёз, слушая, как Тим, пустившись в далёкое путешествие по воде и по суше на своих подушках и табуретках, весело выкрикивает: «Ту-ту-ту! Стоп! Аме-е-рика!» А от мачехи он за то же самое получал шлепки и колотушки. И понять этого Тим не мог.
Да и сводного брата Эрвина он понимал с трудом. Свою братскую любовь тот проявлял весьма странным способом: то кидался щепками для растопки, то мазал Тима сажей, чернилами или сливовым джемом. И уж совсем непонятно было, почему доставалось за это не Эрвину, а Тиму. Из-за всех этих непонятных вещей, приключившихся с ним на новой квартире в переулке, Тим почти совсем разучился смеяться. Только когда отец бывал дома, звучал ещё иногда его тоненький, заливистый, захлёбывающийся смех.
Но чаще всего отца Тима не было дома. Стройка, на которую он нанялся, находилась на другом конце города, и почти всё свободное время уходило у него на дорогу. Он и женился-то во второй раз главным образом для того, чтобы Тим не сидел целый день дома один. Только по воскресеньям ему удавалось теперь побывать вдвоём со своим сыном. В этот день он брал Тима за руку и говорил мачехе:
Мы пошли гулять.
Но на самом деле он шёл вместе с Тимом на ипподром и ставил на какую-нибудь лошадь, совсем немного, мелочишку, то, что удалось скопить за неделю потихоньку от жены. Он мечтал, что в один прекрасный день выиграет целую кучу денег и опять переберётся с семьёй из узкого переулка в светлую квартиру. Но, как и многие другие, он напрасно надеялся на выигрыш. Почти всякий раз он проигрывал, а если и выигрывал, то выигрыша едва хватало на кружку пива, на трамвай да на кулёк леденцов для Тима.
Основные результаты
Для нас эта работа была первым пробным камнем для серьезного самостоятельного анализа поступков и характеров литературных героев. По заинтересованности и активности детей (на этих уроках она была выше обычной, работал практически весь класс), по сделанным в ходе уроков открытиям, порой неожиданным для нас самих, мы сделали тогда вывод, что находимся на правильном пути. Позднее, опираясь на эту методику, мы дали сравнительную характеристику Жилина и Костылина из повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», научились выстраивать системы ценностей героев, написали психологические портреты персонажей из повестей А.С. Пушкина. А главное — у нас появилась основа для обсуждения собственных выборов.
Сегодня на площадках по ОТСМ-ТРИЗ педагогике работа над анализом поступка начинается, как правило, в первом классе, с рассказами «Косточки». «Прыжок» и «Акула» Л.Н. Толстого, «Серая шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Два Мороза», рассказы В.А. Осеевой и В.Н. Драгунского, «Белая цапля» Н.Д. Телешова, «Тимур и его команда» А.П. Гайдара, «Мальчики» А.П. Чехова. Анализируя поступки героев, мы спорим, в поисках аргументов снова и снова (на радость учителю) перечитывая текст, отвечаем на жизненно важные вопросы, учимся понимать себя и других, учимся быть ответственными. Ведь именно наши осознанные выборы (то есть поступки) определяют наш жизненный путь.
Кратко об истории создания произведения
Всего Марк Твен написал о Томе Сойере 4 произведения. Пятое осталось незаконченным. Сложнее всего ему далась первая книга – начав в 1872 году, писатель завершил повесть к 1875 году.
В романе описаны реальные сцены с детства автора, когда в мир безмятежных мечтаний ворвались взрослые проблемы. Марк Твен рассказывал, что сам, как и герои произведения мечтал отыскать клад, стать морским путешественником и на плоту уплыть далеко.
Имя «Том Сойер» — принадлежит реальному человеку, его знакомому с Калифорнии. Но прототипами стали три мальчика – друзья писателя с детства. Вот откуда у героя противоречивый характер. Прозаик своим произведением хотел достучаться больше до взрослых.
Детям его книги покажутся лишь чудесными сказками. А родителям стоит задуматься, как воспитывать своих детей. Недостаточно дать им еду, образование и кров. Надо понять, о чем думает ребенок, чем наполнен его мир. Не оценивать негативно его действия, ведь к каждому поступку приводит «великая» идея.
Сюжет
Гамбург . Начало 1930-х годов. Маленький мальчик Тим Талер живёт вместе со своим отцом и скучает по умершей матери, весёлой и доброй женщине. Но однажды его отец решает жениться, и для Тима наступают тяжёлые времена. Вскоре погибает отец на стройке.
Тиму становится ещё тяжелей: мачеха нещадно использует его, практически не заботясь о его состоянии. Сводный брат Эрвин постоянно придирается к бедняге Тиму, ябедничает на него, не даёт спокойно делать уроки, и в результате Тим с трудом доучивается до пятого класса. У него есть только один способ, помогающий ему пережить любые беды — это его заразительный смех.
Однажды в воскресенье одинокий Тим посещает ипподром, куда прежде ходил вместе с отцом смотреть скачки. Там ему встречается загадочный барон Треч ((нем.)
Lefuet
, то есть Teufel
в обратном порядке, чёрт
наоборот). Он носит клетчатый наряд; в соответствии с традицией немецких сказок черт, принимая человеческое обличье, нередко ходит в клетчатом . Должно быть, это невероятно сильный страж мрака, живущий в человеческом мире и специализирующийся на пари. Барон заключает с Тимом странную сделку: мальчик обретает способность выиграть любое, даже самое фантастическое пари. Но взамен Треч забрал у Тима его счастливый смех. Мачеха Тима, узнав о его даре, использует его в своих целях. В результате прежде бедная семья стала жить в роскоши, но Тим не стал счастливее.
Он сбегает от жестокой и жадной мачехи и отправляется странствовать по свету, чтобы обрести счастье и вернуть свой смех. Тим принимает такое решение под влиянием кукольного спектакля «Гусь, гусь, приклеюсь, как возьмусь» (по сказке братьев Гримм «Золотой гусь »). С помощью друзей (рулевого Джонни, господина Рикерта и Крешимира) Тиму предстоит найти лазейку в договоре и получить назад свой смех.
Дорогие маленькие и большие читатели!
В этой книге говорится про смех и про деньги.
Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да ещё какое!
Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое — счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что всё на свете продаётся за деньги, и их оружие заржавеет и придёт в негодность!
А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошёл один мальчик — звали его Тим Талер, прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка. Джеймс Крюс.
Джеймс Крюс.
Эту историю рассказал мне один человек лет пятидесяти; я познакомился с ним в Лейпциге, в типографии, куда он так же, как и я, заходил узнавать, подвигается ли дело с печатанием его книги. (Речь в этой книге, если не ошибаюсь, шла о кукольном театре.) Человек этот поразил меня тем, что, несмотря на свой возраст, смеялся так сердечно и заразительно, словно десятилетний мальчик.
Кто был этот человек, я могу только догадываться. И рассказчик, и время действия, и многое другое в этой истории так и осталось для меня загадкой. (Впрочем, судя по некоторым приметам, главные её события развернулись около 1930 года.)
Мне хотелось бы упомянуть, что записывал я эту историю в перерывах между работой на оборотной стороне бракованных гранок — длинных-предлинных листов второсортной бумаги. Потому и книга разделена не на главы, а на «листы», но листы эти, собственно говоря, и есть не что иное, как главы.
И ещё одно предупреждение. Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придётся не так уж часто. Но, пробираясь её путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, всё ближе и ближе подходить к свету.
Сейчас читают
События драматической пьесы происходят в конце семидесятых годов прошлого столетия. Началом повествовательного действия выбирается Москва. Автор представляет квартиру в доме на Тверском бульваре
Есть на Корсике местность, называемая маки. Маки – густые непроходимые побеги деревьев, вырастающие после сожженного леса. В такой чаще удобно скрываться от правосудия, имея в распоряжении лишь ружье, порох, пули и плащ.
Владимир Георгиевич Сорокин, уроженец 1955 года, включает в себе множество творческих направлений: он и писатель, и сценарист, и драматург, и художник, и литератор. К своим 62-м годам (на момент конца 2017 года) он является автором десятка романов,
В последние минуты перед отправлением два приятеля стояли на палубе подальше от суеты. И вдруг один говорит, что вместе с ними плывет шахматная знаменитость Мирко Чентович.
Как-то, погрузившись в невесёлые мысли, Тим не заметил, что по старой привычке забрёл на ипподром. И вдруг ему улыбнулась удача. Случайно найденные пять марок (денежная единица Германии с XVI века до введения евро в 2002 году), благодаря трём ставкам, сделали его настоящим богачом. А затем он встретил человека, якобы знавшего его отца, который помог получить выигрыш в кассе. Звон монет вернул на краткий миг утраченное радостное время. И когда новый друг Тима – господин Треч (прочитайте фамилию наоборот!) – предложил сделку – продать смех в обмен на возможность выигрывать любые пари, мальчик долго не раздумывая согласился.
От прежних друзей Тиму пришлось отказаться, чтобы, следуя условию сделки, скрыть правду о договоре. Ведь все, кто его знал, начинали задавать вопросы о том, почему он изменился. А новых друзей мальчик завести не мог. Его кривые гримасы, когда он пытался выдавить из себя хоть что-то наподобие улыбки, отпугивали взрослых, а дети заливались слезами и убегали.
Атмосфера сказки мрачновата: грустные, меланхоличные нотки окутывают всё повествование. На протяжении истории автор прекрасно передаёт настроение мальчика, его мысли и чувства. Чем больше сгущаются тучи вокруг главного героя, который безуспешно пытается вернуть себе смех, тем сильнее растёт напряжение в сюжете и желание узнать, какой же способ поможет Тиму разорвать контракт с бароном Тречем. И естественно, он оказывается таким же лёгким, простым и изящным, как обычная улыбка.
Несмотря на кажущуюся банальность истории, Джеймс Крюс выбрал на самом деле очень сложную тему с глубоким философским содержанием: подлинных человеческих ценностей, ключом к которым является смех, дарующий внутреннюю свободу и власть над самим собой. При этом автор не просто преподносит юным читателям моральный постулат , что искренний смех дороже всех денег , но и показывает обратные стороны социальных институтов в которых человек, не без оснований, пытается искать счастье и благоденствие.
Первый из их них – экономика , призванная даровать комфорт, успех и процветание, но одновременно ставшая орудием разделения людей, рычагом власти. На простых примерах автор показывает природу богатства, источники, инструменты и способы его накопления, даёт понятные объяснения акциям, договорам, маркетинговой стратегии и рекламе. В книге прекрасно нарисованы модели поведения богатых и бедных, раскрыта тщетность азартных игр и тех опасностей, которые подстерегают игроков с крупным выигрышем.
Второй институт – церковь , куда давно проникли все человеческие пороки, и по большей части она превратилась из обители спасения в инструмент управления массами и обслуживания власть имущих (в настоящее время особенно сильно эта деформация проявила себя на Западе):
В этом пересказе нет блочных цитат. Вы можете помочь проекту, если расставите блочные цитаты. См. руководство по цитированию.
В этом пересказе нет карточек персонажей. Вы можете помочь проекту, если оформите персонажей в карточки. См. руководство по карточкам персонажей.
Мальчик продаёт свой смех злому волшебнику в обмен на способность выигрывать любые пари. Поняв, что не сможет быть счастливым без смеха, мальчик пускается в опасное путешествие и возвращает себе способность смеяться.
Тема, мораль и скрытый смысл повести «Тим Талер, или Проданный смех»
Несмотря на кажущуюся банальность истории, Джеймс Крюс выбрал на самом деле очень сложную тему с глубоким философским содержанием: подлинных человеческих ценностей, ключом к которым является смех, дарующий внутреннюю свободу и власть над самим собой. При этом автор не просто преподносит юным читателям моральный постулат, чтоискренний смех дороже всех денег, но и показывает обратные стороны социальных институтов в которых человек, не без оснований, пытается искать счастье и благоденствие.
Первый из их них — экономика, призванная даровать комфорт, успех и процветание, но одновременно ставшая орудием разделения людей, рычагом власти. На простых примерах автор показывает природу богатства, источники, инструменты и способы его накопления, даёт понятные объяснения акциям, договорам, маркетинговой стратегии и рекламе. В книге прекрасно нарисованы модели поведения богатых и бедных, раскрыта тщетность азартных игр и тех опасностей, которые подстерегают игроков с крупным выигрышем.
Второй институт — церковь, куда давно проникли все человеческие пороки, и по большей части она превратилась из обители спасения в инструмент управления массами и обслуживания власть имущих (в настоящее время особенно сильно эта деформация проявила себя на Западе):
Самое же удивительное и печальное заключается в том, что люди нередко становятся эмоционально холодными с детства благодаря обычному воспитанию, причём из лучших побуждений родителей. Потому так опасен потребительский подход к институту семьи, который упорно пытаются сегодня насадить.
Впрочем, вероятен и третий вариант — мы могли бы оказаться в мире «идеальных» офисных улыбок. Могли бы? Или уже там?
Если говорить о смысле повести, то он спрятан в образе главного антагониста и заключается в следующем: всё к чему прикасается человек без души и сердца, будет оборачиваться к нему своей тёмной стороной (в том числе и экономика, и религия, и семья, что угодно). По этой причине господин Треч даже забрав чужой звонкий смех и добрые глаза (у другого персонажа сказки) так и остался господином Тречем.
Повесть Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» ценна тем, что говорит на равных о важных вещах и с ребёнком, и со взрослым. Потому я рекомендую её всем независимо от возраста.
Моя оценка: 5/5
Если понравился материал, ставьте палец «вверх» и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропускать свежие статьи!
Варвара о книге «Тим Талер, или Проданный смех»
Эта книга с захватывающими приключениями Тима и круто завернутым сюжетом. В конце книги ты понимаешь, что развязка могла случиться на корабле, на котором Тим был юнгой. Ведь он чуть не проболтался! На этом корабле он понял, что не одинок с подобным пари. Ведь его товарищ Крешимир вообще продал свои глаза. Которые, кстати, потом отвоевал хитростью обратно. Тогда то у Тима зарождается надежда, что и его смех может быть возвращен. Была простая с одной стороны ситуация: Тим должен был заключить с любым человеком пари, что он вернет свой смех. Но в этом случае была одна деталь — он не должен был говорить, что смех был продал. Такая замкнутая по кругу задачка, которую Талер вместе с друзьями в итоге решил!
Вообще, эта книга запомнилась именно мальчиком из узкого переулка, который смог преодолеть все невзгоды и не опустить руки. Дружба и холодная голова — помогли отыграться даже с самим чёртом.
Текст и фото: Наталья и Варвара Поккине, специально для CityGu.ru
Психологическая рецензия на книгу “Тим Талер или проданный смех”
Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
Одной из моих любимых книг детства была «Тим Талер, или проданный смех». Пятнадцать лет назад меня захватывали увлекательный сюжет, победа добра над злом, мне нравились смышленый главный герой и светлая концовка. Перечитывая книгу сейчас, я открываю в ней много новых, сложных и интересных пластов.
Опыт жестокого обращения, через который прошел Тим, мог бы сделать его навсегда озлобленным и не верящим людям. Но любовь матери до трех лет и воскресения, проведенные с отцом, создали герою ту внутреннюю опору, которая помогла ему выстоять много лет несчастья, игры и притворства, оставаясь верным своим ценностям.
Если воспринимать книгу буквально, то она о том, как психопат, идеально все просчитывающий, не способный понимать и ценить мир чувств, сильный черный маг Барон Трёч купил у мальчика смех в обмен на способность выигрывать любое пари. Но в своем желании всевластия и абсолютного рационального контроля он не догадался, что ценность утраченной внутренней свободы, открытости и смеха будет для Тима с годами только усиливаться, а не замещаться очевидными для Трёча ценностями богатства и власти. Когда не чувствуешь, а только холодно просчитываешь, живя в своей логической картине мира, можно «случайно» проиграть — от наивного отношения к этим самым чувствам у других.
И оказывается, что каким бы ни было сильным чужое магическое намерение и влияние, какие бы невероятные вещи ни происходили в этой черной ловушке, собственное намерение человека, собственные ценности и желания всё равно будут ему «случайно» притягивать нужных людей, нужные ситуации, а смекалка и детальный расчет помогут прорвать чужой закрывший солнце купол и вернуться в свой настоящий большой Мир.
Сюжет можно считать метафорой депрессии. Непростое детство, мучающая мачеха, травма от потери самого близкого человека, обман других. Все это может выбить из человека его последнюю опору – умение смеяться и радоваться.
Но страстное желание вернуться к прежнему себе, непрерывные попытки вырваться и поиск новых способов, пусть даже окольными путями, все-таки приводят к цели. В одиночку человеку с депрессией справиться очень сложно. И на протяжении сюжета книги Тим находит верных друзей, которые, активно «пропиливая» черный купол Депрессии со стороны Мира, помогают герою сделать решающий шаг.
Образ Трёча в какой-то момент показался мне плоским. «Какой-то это неправильный чёрт», – подумала я. – «Вот Воланд в «Мастере и Маргарите» – это да… Образец спокойствия, мудрости и недвойственности, регулирующая сила, следящая за тем, чтобы всё было гармонично и правильно». Да и как злодей Трёч не раскрыт. Раз он психопат – он сильно обиженный жизнью? Кто-то его предавал, был к нему несправедлив? Поэтому он и перестал чувствовать, ведь это было так больно. Но автор об этом умалчивает, и приходится принимать его как есть. Умеющим перемещаться в пространстве за секунды, создавать иллюзии и перебрасывать людей в другие витки реальности, расчетливым и не чувствующий собственной радости озлобленным волшебником со вспышками ярости и желанием получать восхищение…
Это не детская книжка. Это книга о верности себе и своим ценностям даже в самой ужасной ситуации, о непреклонном стремлении к цели, синхрониях, магии и силе намерения, о силе взаимопомощи и о том, что можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе ее обеспечил. А еще о том, что порой через такие передряги происходит настоящее личностное взросление.
— Поразительное дело, — бормотал он себе под нос, — я купил этот смех,rчтобы обрести власть над сердцами и душами других людей. И вот… — он был так ошарашен, что даже остановился, — и вот я обрел власть над самим собой, над моими настроениями, ужасающими капризами и причудами. У меня больше нет никаких настроений! Я их высмеиваю! Барон Трёч
О книге
История создания книги
Эту историю рассказал автору один человек лет пятидесяти; познакомился он с ним в Лейпциге, в типографии, куда он так же, как и я, заходил узнавать, подвигается ли дело с печатанием его книги. (Речь в этой книге шла о кукольном театре.) Человек этот поразил тем, что, несмотря на свой возраст, смеялся так сердечно и заразительно, словно десятилетний мальчик.
Кто был этот человек, автор мог только догадываться. И рассказчик, и время действия, и многое другое в этой истории так и осталось для него загадкой.
Автору хотелось бы упомянуть, что записывал он эту историю в перерывах между работой на оборотной стороне бракованных гранок — длинных-предлинных листов второсортной бумаги. Потому и книга разделена не на главы, а на «листы», но листы эти, собственно говоря, и есть не что иное, как главы.
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА
Краткий пересказ
Том Сойер – главный герой этого произведения, в котором рассказывается о его детстве. Том – обычный мальчишка, проживающий в одном из небольших американских городков. Воспитанием мальчугана занимается его тетушка, так как мать его умерла.
Тетя Полли хорошо относится к своему племяннику. У него есть все, что нужно. Том посещает школу. Однако, мальчишка не так уж и послушен. Он никогда не упустит случая поозорничать и напроказничать. А приключения он любил особенно!
Том находчив. Например, когда тетушка заставила его в наказание выкрасить забор, он так смог расхвалить свое занятие перед другими детьми, что они взялись за это дело сами. А Тому только и оставалось наблюдать за их работой.
У мальчугана есть друг – Гек Финн. Правда, дружба их не приветствуется. Ведь отец Гека – пьяница. А сам и в школу не ходит, и вообще ведет неприемлемый для других бродячий образ жизни.
Но для Тома он лучший друг. Все те качества, из-за которых все запрещают своим детям общаться с ним, Сойера ничуть не пугают. Друзья вместе ищут приключений и находят и их.
Еще, у Тома есть возлюбленная Бекки
Он всячески старается привлечь к себе ее внимание. А после ссоры с девочкой он вместе со своим другом решает стать пиратом
Жажда к приключениям была в этом мальчишке неиссякаемой. Он просто грезил о них. И вот, они с Геком попадают в ночную пору на кладбище. Но там они становятся случайными свидетелями страшного преступления. Индеец Джо убивает доктора.
После этого события в городке было очень много разговоров. А обвиняли во всем пьяницу Мэффи Поттера, который тоже был в их компании во время убийства.
Тем временем Том и Гек отправляются в плавание. Детей даже посчитали утонувшими. Но в скором времени они вернулись. После Том открывает страшную тайну для жителей городка о том, кто был настоящим убийцей доктора. Но индейца найти не смогли.
С ним столкнется Том позже
Он вместе с Бекки, которая наконец обратила на него внимание, убежав с праздника, спрячутся в пещере. Невинная выходка обернется новым приключением для детей
Они заблудятся в этих пещерах. Напрасно будут пытаться отыскать их взрослые. А именно там скрывался индеец Джо. Дети столкнутся с ним, но смогут убежать и найти выход, который они закроют за собой. К тому времени, как туда придут за индейцем, он будет уже мертв. А мальчишки нашли клад, спрятанный им.
Это произведение показывает, что значит дружба, для которой не важно твое положение в обществе. А тяга и интерес к приключениям главного героя – пример того, что не стоит стоять на месте
Для мальчика кажется мир интересным и влечет его вперед. Этой прекрасной поре детства, о ценностях которой многие забывают со временем, и посвящена книга.