Знакомство с русской народной сказкой «лиса лапотница». занятие для детей средней группы (совместная работа с родителями)

Краткое содержание сказки

Увидела хитрая Лисичка старика, который с хорошим уловом с речки возвращался. Смекнула плутовка, как рыбкой полакомиться. Прикинулась лиса мертвой. А дед обрадовался, думает: привезу бабе рыбки да еще воротник на шубу. Положил находку в сани и довольный едет домой. Лисичка потихоньку рыбку на дорогу выбросила, с саней выпрыгнула, собрала улов в кучку, сидит, рыбкой лакомится. Любопытный и голодный Волк у кумушки стал спрашивать откуда рыбка. Лисичка научила Волка, как нужно в проруби хвостом рыбу ловить. Поверил кумушке Волк, к проруби пошел, сделал так, как кума советовала. Хвост примерз – с места Волк не сдвинется. Бабы сероманца увидели, коромыслом били, пока Волк не убежал, оставив хвост в проруби. А лисичка в деревне поживиться надумала да головой в тесто угодила. Бежит, а тесто по голове течет. Повстречала она отлупленного Волка и давай причитать и жаловаться: побили ее так, что мозги потекли. Добрый Волк пожалел плутовку, посадил на спину и повез в лес, даже не подозревая, что коварная Лиса его дважды обманула. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Иллюстрация

Полный список произведений для читательского дневника для 2 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

5 класс

Как-то зимой, голодная лиса нашла на дороге старый лапоть. Со своей находкой лиса отправилась в деревню. Постучалась лиса в избу, переночевать попросилась.

Пустил ее хозяин в дом, а лапоть ее под печь бросил. Пока все спали лиса лапоть в печку бросила, а сама спать легла. Утром хозяйка печь затопила, а лиса горюет, так как не может найти лапоть. В пропаже лиса обвинила хозяев, а те чтобы извиниться накормили лису, еще и курицу ей дали.

Счастливая лиса отправилась в другую деревню и там снова попросилась в один из домов переночевать. Пустили ее хозяева в дом, а лиса съела ночью курочку, а уточку взамен взяла.

Пошла лиса с уткой. А вечером вновь начала проситься на ночлег. Добрые и доверчивые люди пустили лису на лавку, а уточку к гусям отправили. Ночью лиса съела уточку, а утром хозяевам пришлось ей взамен гуся отдать.

Пошла лиса дальше, попросилась на ночлег в крайнюю избу. Хозяин ее пустил в дом, но решил за лисой присмотреть. Ночью лиса съела гуся, а хозяин это заметил и решил проучить обманщицу. Отдал мужик ей утром мешок с собакой. Лиса подумала, что внутри индюшка, прошла полдороги, села, мешок раскрыла, а оттуда собака выскочила и загнала лису в нору.

Сидит в норе и сама себя спрашивает, что кто делал. Ушки собаку слушали, глазки за ней следили, ножки от нее убегали, и только хвост совсем не помогал, а только за кусты цеплялся.

Лиса обиделась на хвост, высунула его из норы, и собака лису за хвост вытащила…

Главной героиней является лиса. Последняя шла по дороге и нашла лапоть. Позднее, придя на ночлег в одну избу, она смогла обманом, потеряв найденный лапоть, получить от владельцев дома курицу.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

Ход занятия

(воспитатель и дети заходят в группу и приветствуют гостей.)

В -Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.

Все дети любят сказки. Я вам тоже предлагаю отправиться в новую сказку. В сказках, как вы уже знаете, все герои выполняют задания. И нам придется выполнить задания: «Угадать сказку». Сейчас на интерактивной доске будут появляться сюжеты из разных сказок. Те кто догадается из какой сказки сюжет- попадет в сказку.

(Ответы детей)

В- Вот мы и попали в сказку Лиса и козел». Мы ее читали на занятии.

Я предлагаю проанализировать героев данной сказки.

Кто главные герои сказки?

Д- Ответы детей (Лиса и козел)

В- Сначала будем анализировать лису.

-Какая проблема была у лисы?

Д- Ответы детей (Под ноги не смотрела, упала в колодец и не могла оттуда выбраться).

В- Что ей мешало?

Д-Ответы детей (Колодец был глубокий с водой).

В- Какая была цель у лисы?

Д- Ответы детей (Выскочить, выбраться из колодца).

В- Какие действия она совершала, чтобы решить проблему и добиться своей цели?

Д- Ответы детей(-Увидела козла

-Зазвала козла в колодец)

В- Кто был помощником у лисы?

Д- Ответы детей (Козел- он спрыгнул тоже в колодец и лиса забралась к нему на спину и смогла выбраться).

В- Результат какой получила лиса положительный или отрицательный?

Д- Ответы детей (Положительный,т. к цель была достигнута и проблема решена).

В – Какая лиса была по характеру?

Д- Ответы детей (Хитрая,находчивая,умная,ловкая,быстрая,шустрая,смекалистая).

В-Верно,молодцы ребята. Сейчас предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

Много сказок есть на свете (дети шагают)

Эти сказки любят дети (дети приседают)

Про лисичку и зайчонка (дети имитируют движения)

И про машу с медвежонком

И семь беленьких козлят (руки в стороны, потом к плечам)

Съесть которых волк был рад.

В- А сейчас первая проблема была у него?ейдем к анализу козла.

Как

Д- Ответы детей (доверился (послушал) лису)

В- Цель какая была у козла?

Д- Ответы детей (Денек был жарким-хотел напиться холодненькой водицы).

В-Какие он действия совершал, чтобы решить проблему и добиться своей цели?

Д- Ответы детей (Заглянул в колодец, увидел там лису-сдуру прыгнул в него).

В- Кто был помощником у козла?

Д- Ответы детей (хозяин,который вытащил козла из колодца)

В- Результат,который получил козел положительный или отрицательный?

Д- Ответы детей (отрицательный-т. к поверил лисе, спрыгнул в колодец и там застрял)

В- Какой козел был по характеру?

Д- Ответы детей (доверчивым,глупым,недогадливым, невнимательным)

В- Молодцы,ребята. А сейчас давайте сделаем вывод: какой дадим совет героям или определим мудрость жизни,которую «дарит нам данная сказка.

На ромашке мудрости написаны пословицы и поговорки. Сначала выберем пословицу и поговорку,которая подходит лисе?

Д-Дети выбирают (Хитрость и смекалка бьют врага метко.)

В- А сейчас определим,какая подходит для козла?

Речи -сладкие, а дела – горькие.

Все хорошо, что хорошо кончается

Поспешишь — людей насмешишь.

Долг платежом красен.

Друзья познаются в беде.

И на старуху бывает проруха.

Кабы знал,где упасть,соломки бы подостлал.

Как аукнется так и откликнется.

На всякое хотенье есть терпенье.

Д- Дети определяют(«Не зная броду не суйся в воду»

В- Какое жизненное правило подарил нам герой?

Д Ответы детей (Нельзя быть таким доверчивым).

В-Я надеюсь, что данная сказка вам поможет не попадать в такие ситуации. А сейчас нам пора возвращаться из сказки в детский сад.

Чтобы вернуться –сыграем в игру «Волшебная коробочка»

В коробочке находятся волшебные предметы из сказок. По очереди будем доставать сказочный предмет и говорить из какой он сказки?

Д-Ответы детей(1. Яблоко-«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2. Яйцо-«курочка ряба»

3. Скалочка-«Лисичка со скалочкой»

4. Зеркальце-«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

5. Золотой ключик-«Буратино»

6. Клубочек ниток-«Волшебный клубочек»

7. Туфелька-«Золушка»

8. Шапка невидимка-

9. Волшебная палочка «Золушка», «Спящая красавица»

10. Тыква-«Золушка»

А сейчас я вам предлагаю подняться в группу, сесть за столы и нарисовать любой понравившийся эпизод из сказки. А вечером, когда ваши родители придут за вами вы сможете рассказать сказку «Лиса и козел», а рисунки которые вы нарисуете вам помогут ее вспомнить.

Собака и дятел

Живет у мужика с бабой собака, кормит их и поит, а когда становится старой, они прогоняют ее со двора. Мимо летит дятел. Он предлагает собаке караулить его деток, а он за это будет кормить ее. Дятел придумывает хитрость: когда бабы пойдут в поле и понесут своим мужьям еду в горшочках, он притворится, что не может взлететь и станет низко порхать над дорогой, вот бабы и начнут ловить его и поставят свои горшочки, а собака тем временем поест досыта

Так они и сделали. Идут они с дятлом домой и видят лису. Собака гонится за лисой, а в это время по дороге едет мужит с бочкой дегтя. Лиса бросается к телеге и проскакивает сквозь спицы колеса, а собака застревает, и приходит ей конец. Дятел видит, что собака мертва, и начинает мстить мужику за то, что тот задавил собаку. Он долбит дыру в бочке, и весь деготь выливается. Потом дятел долбит лошади голову, мужик пытается прибить его поленом, но нечаянно убивает лошадь. Дятел залетает в избу к мужику и начинает клевать ребенка, а когда мать хочет ударить его палкой, то случайно зашибает ребенка

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Анализ сказки

«Лисичка со скалочкой» — народное творчество, в котором характер человека переносится на животных. На примере изворотливой и хитрой лисицы показаны пороки людей.

Краткое содержание

Лисичка шла по дорожке, наткнулась на скалочку, подняла ее и пошла дальше. Она направилась в деревню. Лиса постучалась в первый дом, попросилась переночевать, сказала, что не займет много места. Ее впустили. Лисица утром встала пораньше, подожгла свою скалочку, а с хозяев стала спрашивать, где ее вещица. Взамен утраты потребовала курочку. Хозяевам нечего было делать, пришлось отдать.

Далее лисица оказалась в третьей деревне, ее вновь впустили на ночлег добрые люди. Утром лиса съела гусочку, а взамен потребовала девочку. Но мужику было жалко ее отдавать, тогда он пошел на хитрость. Положил в мешок огромную собаку и отдал плутовке.

Лисица пошла по тропинке и велела девочке петь песни, но вместо этого она услышала рычание. От страха лиса бросила мешок, откуда на нее бросилась собака и кинулась вдогонку. Героиня забежала в норку, после чего стала спрашивать свои лапки, ушки, глазки, хвост, кто помогал ей удрать от собаки. Как выяснилось, что все помогали, но только не хвост. Тогда лисица высунула его из норки на съедение псу. Тот схватил его и вытащил плутовку из норы.

Пересказ выполнен по следующему плану:

  1. Находка на тропинке.​
  2. Ночлег в первой деревне.
  3. Сожжение скалочки и получение курочки.
  4. Ночлег во второй деревне.
  5. Получение гусочки.
  6. Следующая деревня.
  7. Лисица требует девочку.
  8. Мешок с собакой и погоня от нее.
  9. Нора и хвост.
  10. Собака достает плутовку из норки.

Главная мысль

«Лисичка со скалочкой» — сказка, в которой есть чему научиться. Народное творчество с помощью хитрой лисы показало, что на каждого хитреца и обманщика найдется тот, кто окажется еще хитрее. На основе этого поучительного произведения можно научиться следующему:

  • честности;
  • доброте;
  • щедрости;
  • открытости.

Не нужно хитрить, обманывать, быть жадным, так как из этого ничего хорошего не выйдет

Жадность героини привела к тому, что она совсем забыла про осторожность

Лиса считала, что ее вранье будет продолжаться бесконечно, только нашелся тот, кто смог проучить обманщицу, преподать ей прекрасный жизненный урок.

Сказки очень важны и необходимы, так как именно в них ребенок видит положительные примеры, то, как себя правильно вести. Народное творчество формирует в нем правильное представление о жизни и поступках. «Лисичка со скалочкой» очень схожа со сказками «Лисичка-сестричка и Серый Волк», «Лиса-лапотница».

Доверчивый волк

На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.

Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.

Анализ произведения

В сказке описана ситуация, когда необходимо иметь свою голову на плечах, не доверять обманщикам. Тогда у них ничего не выйдет.

Краткое содержание

Как-то Лиса встретила Тетерева, сидящего на дереве. Она подошла к нему, чтобы поприветствовать, начала подлизываться к нему: разговаривал ласковым голосом, хвалила его пение. Птица поблагодарила плутовку, но та сделала вид, будто ничего не слышала. Лисица попросила Тетерева спуститься и поговорить с ней, так как с высоты она ничего не слышит.

Птица ответила, что боится спускаться к ней, так как знает об опасности. Ведь она с легкостью может стать добычей хищников. Лисица притворилась, что удивлена, разве ее можно бояться. На это Тетерев ответил, что побаивается не только ее, но и других зверей.

Хитрая Лиса придумала, как обмануть птицу, сообщила ей, что недавно издали указ, в котором животным нельзя причинять друг другу вред, наоборот, между ними должны быть мир и согласие. Тетерев признал, что это прекрасный указ, но решил избавиться от хищницы и придумал, как это сделать. Он сказал лисице, что с дерева увидел приближающихся псов, но ведь ей теперь нечего бояться — все животные живут в мире. Только когда коварная Лиса услышала об этом, хотела бежать. Тетерев напомнил ей об указе, но та сказала, что собаки, вероятно, ничего не слышали. После этого плутовка убежала.

По этому содержанию можно составить краткий план пересказа:

  1. Встреча в лесу.
  2. Плутовка просит птицу спуститься с дерева.
  3. Тетерев опасается хищников.
  4. Мирный указ.
  5. Появление псов.
  6. Лиса сбегает.

Действующие лица и основная мысль

В произведении описываются основные и второстепенные действующие лица. Характеристика одних персонажей подчеркивает качества других. Среди них выделяют следующих главных героев:

  • Тетерев — разумная, осторожная, рассудительная и спокойная птица. Он не поверил плутовке, тем самым спас себе жизнь.
  • Лиса — коварная, хитрая, умная обманщица. Она хотела выманить Тетерева и съесть его.

Сказка «Лиса и Тетерев» учит, что человеку следует помнить, что после каждого поступка будет его следствие, поэтому стоит ответственно принимать решения, все обдумывать наперед. Нужно также быть сообразительным, чтобы вывести на чистую воду даже самого ловкого обманщика.

К этой сказке прекрасно подходят следующие пословицы:

  • Доверяй, но проверяй.
  • Хитри, да хвост береги.
  • На всякого хитреца найдется свой хитрец.

Сказка «Лиса-лапотница» как купеческая (и воровская!) байка для лидера – об эффективном менеджменте внутри команды

Как вы знаете, сюжет сказки хоть и длинен, но однотипен и прост. Лиса начинает с того, что находит на дороге лапоть (это её неожиданный стартовый капитал, вроде бабушкиной коммуналки), и вскоре через ряд стереотипных мошеннических операций приращивает этот свой капитал до целого жирного гуся.

Операция выглядит просто. Каждый раз лиса скромно просится на ночлег в крестьянский дом, отдаёт хозяевам «на сохранение» своё имущество (лапоть; курочку; уточку…) сама же у себя это имущество ночью крадёт и уничтожает, а утром обвиняет в пропаже крестьян и требует от них щедрой двойной компенсации во избежание огласки и скандала.

Из-за частоты и однотипности схемы слава о лисе-мошеннице быстро проходит по всей округе, и последний крестьянин уже подсовывает лисе вместо огромной индейки злую цепную собаку в её дорожный мешок. Это – прозаическая часть сказки.

Но есть и «поэтическая», волшебная – напевная. Она либо вообще остаётся непонятной либо сразу не берётся в ум как что-то серьёзное.

Однако эти поэтические причитания много говорят нашей Душе.

Вот он: второй, поэтический сюжет сказки «Лиса-Лапотница». И вначале мы займёмся, как и обещали, его первым – низовым анализом.

Зимовье зверей

Идет по лесу бык, встречает барана, потом свинью, гуся и пе-туха и приглашает их в попутчики — от зимы лета искать. Бык предлагает строить избу, чтобы было где жить, когда настанут хо-лода, но никто не хочет помогать ему: баран отговаривается тем, что у него теплая шерсть, свинья говорит, что зароется в землю и согреется, а гусь и петух собираются залезть в ельник, одно крыло подстелить под себя, а другим накрыться и так зимовать. Прихо-дится быку строить дом в одиночку.

Настает зима с лютыми морозами, и все просятся в избушку, а бык не пускает. Тогда баран грозится выбить бревно из стены, свинья — подрыть столбы, гусь — выщипать мох из стен, а петух — разгрести землю на крыше. Делать нечего, бык пускает их всех в избушку. Лиса слышит, как петух в теплой избушке песенки поет, приходит к медведю с волком и рассказывает им, что нашла для них добычу — быка да барана Медведь открывает дверь, лиса бросается в избушку и хочет схватить петуха, но бык с бараном убивают ее. Тогда туда заходит волк, но и его ждет та же участь. Одному медведю удается уйти живым, но и ему бык с бараном как следует бока намяли!

Кот, баран, петух и лиса

Живут вместе кот, баран и петушок. Уходят кот с бараном из дому лыки драть, а лиса подбирается под окошко и поет, чтобы выманить петушка. Тот выглядывает, лиса хватает его и уносит в лес. Петушок кричит, и кот с бараном выручают его. Когда они снова уходят, они предупреждают петушка, чтобы он не выглядывал из окошка Но лиса так сладко поет, что петушок никак; не может утерпеть! И снова лиса хватает его и уносит в лес. Кот с бараном приходят домой, видят, что нет их петушка, делают гусли и идут в лес к лисьей избушке. А у лисы — семь дочерей. Кот с бараном играют и поют, лиса же посылает дочерей, чтоб те посмотрели, кто так славно на гуслях играет. Кот с бараном по одной ловят всех лисьих дочек, а потом и саму лису. Они сажают их в короб, заходят в избу, забирают своего петушка и возвращаются домой.

Хитрая «шуба»

Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.

Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.

Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.

Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.

Читательский дневник по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»

Название: «Лиса, Заяц и Петух» или «Зайкина избушка».

Число страниц: 7.

Жанр произведения: сказка о животных.

Главные герои: Лиса, Заяц, Петух, Собака, Медведь, Бык.

Характеристика главных героев:

Лиса — хитрая и наглая.

Из-за своей лени и глупости построила ненадёжный дом.

Обманом выгнала зайца с его жилья.

Заяц — добрый и доверчивый.

Не смог сам справиться с захватчицей и попросил помощи у животных.

Трудолюбивый.

Петух — сильный и смелый.

Ловко прогнал лисицу с чужого домика.

Сделал доброе дело для друга.

Бык, собака, медведь — храбрые лишь на словах

Краткое содержание сказки «Лиса, Заяц и Петух»

В одном лесу жили Лиса и Заяц.

Построили они себе на зиму домики.

У зайца дом был лубяной, а лисы ледяной.

Весной ледяной дом растаял. Рыжая плутовка прогнала зайца и поселилась в его избушке.

Заяц плакал и всем рассказывал о беде. Но ни собака, ни бык, ни медведь, не смогли ему помочь.

Лишь храбрый петух запугал лису и освободил избушку.

Стал петух жить с зайцем.

Основная мысль сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Главная мысль сказки заключается в том, что необязательно быть сильным, чтобы победить врага.

Основная идея сказки в том, что смелый всегда побежит.

Чему учит сказка

Сказка учит нас быть смелыми, решительными, справедливыми и отзывчивыми.

Учит не поддаваться противнику, даже если он сильнее нас.

Сказка учит нас быть практичными и думать о будущем.

Сказка учит нас быть дружными и благодарными.

Краткий отзыв о сказке «Лиса, Заяц и Петух» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что любого можно напугать словами.

Но только настоящий храбрец докажет свою смелость делом.

Так поступил петух.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, как большие и страшные звери были напуганы маленькой лисой.

А маленький петух сумел не испугаться.

Мне очень понравился петух, потому что он был отважным и мужественным.

Он помог другу и заслужил почёт и уважение.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что важны не слова, а дела.

Не нужно сотрясать воздух звуками, надо просто делать.

Пословицы к сказке

  • Боязливому — по ухо, смелому — по колено.
  • Глаз — трус, сердце — храбрец.
  • Смелость города берёт.
  • Осень хвастлива, весна справедлива.
  • Смелость лучше богатырства.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник русских народных сказок Афанасьева
  • «Волшебная водица»
  • «Курочка Ряба»
  • «Мороз, Солнце и Ветер»
  • «Морозко»
  • «По щучьему велению»
  • «Теремок»
  • Библиотека русских народных сказок пополняется.

Напуганные медведь и волки

У старика со старухой живут кот и баран. Старуха замечает, что кот повадился поедать сметану в погребе, и уговаривает старика убить шкодливого кота Коту удается подслушать их разговор, и он обманывает барана, рассказав ему, что их обоих собираются убить. Они убегают из дому и по дороге подбирают волчью голову.

В лесу у костра греются двенадцать волков. Кот с бараном присоединяются к ним и собираются поужинать. Кот напоминает барану, что у них с собой двенадцать волчьих голов, и просит его выбрать из них ту, что пожирнее. Баран достает из кустов волчью голову, которую они нашли по дороге, волки пугаются и под раз-ными предлогами стараются улизнуть. А кот с бараном и рады, что избавились от них! Волки встречают в лесу медведя и расказы- вают ему про кота с бараном, которые съели двенадцать волков. Медведь с волками договариваются пригласить кота и барана на обед, чтобы умилостивить их, и посылают к ним лису. Поваром медведь ставит сурка, а одному волку приказывает залезть на высокий пень и сторожить. Но кот с бараном замечают караульного. Баран разбегается и сшибает его с пня, а кот бросается на волка и расцарапывает ему всю морду. Волки в страхе разбегаются, медведь залезает на сосну, сурок прячется в нору, а лиса забивается под колодину.

Кот замечает, что из норы торчит хвост сурка, пугается и лезет на сосну. Медведь же думает, что кот его заметил, и прыгает с де-рева, чуть не задавив лису. Они вместе убегают. Лиса сетует, что медведь сильно ушибся, когда упал с дерева, а он ей отвечает, что, если бы он не спрыгнул с сосны, кот давно бы его съел!

Ход занятия:

Фонограмма песни из фильма-сказки «Новогодние приключения Маши Вити»

Вед:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах;

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Собираются зверьки

Ворона послушать,

Прянички покушать.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Что такое сказка? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Кто придумывает сказки?

Ответы детей : (Народ, авторы)

-Предлагаю вам поиграть со сказками.

Посмотрите, у нас в гостях волшебный цветочек, значит и лепестки у этого цветочка тоже волшебные. За каждым лепестком прячется сказка, а какая, попробуйте узнать!

(Дети поочередно отрывают по одному лепестку у цветка. Воспитатель зачитывает отрывки из ранее прочитанных сказок. На столе разложены игрушки и предметы, которые необходимы для сказки. Дети выбирают нужную игрушку или предмет)

1.

«Жили под горой, у речки,

Кругленькие человечки.

Жили тихо, без забот,

Пили чай из круглой кружки,

Ели круглые ватрушки…»

(Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»)

2.

«. Поклонилась Машенька Шелкопряду в пояс и пошла, а Шелкопряд ей вслед кричит;

-Не ходи, Машенька, не ходи!

У Бабы Яги избушка на курьих ножках,

На курьих ножках в одно окошко.

Сторожит избушку большая сова,

Из трубы торчит Совиная голова.

Ночью Баба Яга твоей иголкой шьет,

Вышивает себе ковер-самолет…»

(В. Осеева «Волшебная иголочка»)

3.

«. Пробежал еж три- четыре шага, а потом опять на свое место вернулся и сел. Сидит и отдыхает. А заяц все бежит и бежит. Добежал до конца до своей борозды, а тут ему ежиха и крикнула:

— Я уже здесь.»

(Б. Гримм «Заяц и еж»)

4.

«. Постой же, — думает Лиса,- ты мне сам скажешь, где сидишь.

Пошла к столу, стала ложки перебирать:

— эта ложка простая – Петина, эта ложка простая – Котова. А эта ложка не простая- точенная, ручка золоченная,- эту я себе возьму А Жихарака- то под печкой во весь голос.

— Не бери, это моя ложка, я не отдам.»

(рус. нар. сказка «Жихарка»)

5.

«…Задумал, загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:

— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказались волнушки:

-Мы все старые старушки, не повинный на войну.»

(В. Даль) «Война грибов с ягодами»

Вед:

— Думаю, настало время нам отправиться в литературную гостиную.

-Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку «Лиса Патрикеевна».

(показ кукольного театра родителями)

Вопросы:

— О ком эта сказка?

— Что нашла Лисонька? Как она поступила с лапоточком?

— Кто приютил Лисоньку на ночь? Как Лисонька поступила с хозяевами?

— Кого дали Лисе вместо лапоточка? Курочки? Уточки? Гусеночка?

— Как проучил мужик Лису? Правильно ли мужик проучил Лису?

— Как собака вытащила Лису из норы?

— Кем оказалась в этой сказке?

Вед:

— Ребята, посмотрите на наш цветочек, у нас остался еще один лепесток. Давайте узнаем, о чем он нам расскажет?

ФИЗМИНУТКА — ПЕСНЯ: (на любую детскую песенку- минус, подвижную)

На водопой

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Вед:

— Ребята, мне хочется вас и ваших мам пригласить в художественную мастерскую, где вас ждут альбомы, карандаши и краски. Сегодня в мы рисуем сказку «Лиса-лапотница»

(дети и родители рисуют, рисование сопровождается музыкой)

В заключении проводится выставка рисунков

Домашнее задание:

Дети вместе с родителями рисуют рисунки, поделки, книжки-самоделки к сказке.

Используемый материал:

• «Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей» : В 2 кн. Кн. 1./сост. С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У- Фактория, 2005.- 704с.

• Картинки с портала www.yandex.ru

• https://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fdetskii-sad%2Fzdorovyy-obraz-zhizni%2Fkartoteka-fizminutok&tld=ru&lang=ru&la=&text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%22%D0%97%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%20%D1%88%D0%BB%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=e94135dfceeedfc1a5ab5b76383cfc45&keyno=0

Звери в яме

Старик со старухой живут в бедности, есть у них один только боров. Он идет в лес поесть желудей и встречает волка, который просит взять его с собой. Боров говорит ему, что там, куда он идет, глубокая яма и волку ее не перепрыгнуть. Но тому все нипочем, и он идет за боровом. Когда же они приходят к яме, волк прыгает и падает в нее. То же самое случается с медведем, зайцем и лисой: все они попадают в яму.

Чтобы не умереть с голоду, лиса предлагает тянуть голос: кто не вытянет, того и съедят. Сначала съедают зайца, потом волка. Хитрая лиса отдает медведю не всю его долю и прячет оставшееся мясо. Когда у медведя кончается его запас и он начинает голодать, коварная лиса учит его, что надо просунуть лапу в ребра. Тот сле-дует ее совету, разрывает себе брюхо и околевает, а лиса съедает его. Когда же кончается медвежатина, лиса грозится дрозду, кото-рый вьет гнездо на дереве, стоящем над ямой, что съест его детей, если он не накормит ее. Дрозд кормит и поит лису, а потом по-могает ей выбраться из ямы, только бы она не тронула его деток. Лиса требует, чтобы он еще и рассмешил ее. Дрозд летит в село, садится на ворота и кричит: «Бабка, принеси мне кусок сала!» На его крик выскакивают собаки и разрывают лису.

Камень, поставленный во главу угла

Невротик – человек расщеплённый, нецельный, не принимающий себя целиком или частями. Лиса – невротик…

Невротик смеет полагать, что ему известно, – что именно в нём ценно и достойно, а что нужно в себе уничтожать.

Великая русская сказка ненавязчиво учит: в человеке ценно всё! Даже возможно и болезнь. Даже возможно и уродство. Даже возможно и дурная склонность. И непохожесть на всех – так это уж точно…

Вполне возможно, что именно ваш «недостаток» и является как раз тем тайным подземным родником-ключом, который тихо бьёт из-под земли и непрерывно питает полноводную речку вашей Жизни, орошая ростки ваших талантов и добродетелей.

Сказке вторит и Библия:

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?»

Лиса-лапотница была изначально (почему-то) не очень довольна своим хвостом, но именно эта небольшая внутренняя психологическая травма и сделала её дерзкой, талантливой, предприимчивой авантюристкой.

Если бы она любила свои недостатки, прощала их себе и понимала, что именно это и есть её ценный ресурс роста личности, не дающий почивать на лаврах, лиса не была бы так глупо растерзана простым дворовым псом…

Елена Назаренко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: