Чему учит сказка «гуси-лебеди»?

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит — Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

«Гуси-лебеди» — краткое содержание для читательского дневника

«Гуси-лебеди» — любимая детьми и взрослыми русская народная сказка, включённая в сборник А.Н. Афанасьева.

Тема произведения

— спасение старшей сестрой маленького мальчика, похищенного тёмными силами.

Идея сказки.

Помоги другим, и тебе помогут, когда будет трудно.

Проблематика произведения.

1. Непослушание родителям. Нарушение их запрета привело девочку к бедственным последствиям.

2. Невежливость (неуважительное отношение к просьбам печи, яблони, речки). Проявив уважение к ним в критической ситуации, девочка получает помощь.

Основные герои произведения.

Дочка — девочка безответственная, невнимательно относящаяся к родительским наказам, капризная, избалованная.

Гуси-лебеди — пособники Бабы-Яги, похищали маленьких детей.

Баба-Яга — живущая в лесу старуха, представительница злых сил, людоедка.

Печка, Яблоня, Речка — помощники для девочки в трудную минуту.

Сюжет произведения.

У мужика и бабы были дочка и сынок, ещё совсем маленький. Пошли они поутру на работу и дочке наказали со двора ни ногой и следить за братцем. Только отец с матерью ушли, девочка усадила брата под окном на траве, а сама — к подружкам на улицу. Так увлеклась играми, что про брата забыла. Тут-то появились гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли.

Прибежала девочка домой — братца нигде нет. Глянула на небо — мелькнули гуси и скрылись за тёмным лесом. Дошло до неё, что это гуси-лебеди похитили брата. О них дурная слава ходила: воруют маленьких детей. Побежала девочка что есть силы вслед за гусями. На пути стояла печка, просит её девочка сказать, куда гуси-лебеди полетели, а та в ответ попросила съесть ржаной пирожок, но девочка только фыркнула: у её батюшки и пшеничные не едятся. Печка промолчала.

Бежит дальше. На пути стоит яблоня. Героиня просит сказать, куда гуси полетели, а та предлагает ей отведать лесного яблочка. Девочка отказалась, яблоня не сказала. Та же история повторилась с молочной речкой, у которой кисельные берега. Не захотела девочка молока с кисельком, и речка ей ничего не сказала.

Долго она плутала, дело к вечеру, собралась было домой, но тут увидела избушку на курьих ножках. В избушке Баба-Яга, а на лавочке братец сидит, играет серебряными яблочками. Девочка в избушку зашла, с Ягой поздоровалась, сказала, что зашла погреться. Яга посадила её прясть, а сама пошла баню топить.

Тут выбежала мышка и попросила у девочки кашки, та покормила её. Мышка и говорит девочке, что старуха её съест, пусть хватает братца и бежит. Девочка так и сделала. А мышка села за прялку. Яга к окну подошла и спрашивает гостью, прядёт ли она. Мышка ей вместо девочки отвечала.

Когда хватилась старуха, что детей нет, послала гусей-лебедей в погоню. Прибежали брат с сестрой к речке, просит девочка спрятать их. На сей раз не перечила, поела молока и киселя, сказала спасибо, накрыла их речка кисельным берегом. Бегут дальше, вот и яблоня, а гуси того и гляди настигнут. Съела беспрекословно девочка яблоко, поблагодарила, и укрыла яблонька детей густой листвой. Гуси пролетели.

Чуть не выхватили они братца недалеко от печки, но успели дети добежать, съела девочка быстро пирожок, и спрятались они в печке. Покружили гуси над ними и улетели. Поблагодарила девочка печку, и прибежали они с братцем домой. Отец с матерью с работы пришли, и всё в порядке.

Чему учит произведение?

Сказка учит уважать старших, слушать родителей, быть вежливым, уметь исправлять свои ошибки.

Отзыв о произведении.

Сказка показывает, как важно относиться к другим по-доброму. Тогда и тебе ответят добром

Краткое содержание

Действия рассказа разворачиваются в годы второй мировой войны. Молодой разведчик Сергей вместе со своей группой собирается на вылазку в оккупированный немцами город. Сергею нелегко покидать лагерь. Но не из-за страха, а потому что он влюблен в юную радистку – Татьяну. Таня чувствует близкую беду, но, переступив через себя, отпускает своего возлюбленного на разведку.

Ради любви

Случается страшное – Сергей не возвращается с задания. Татьяна умоляет командира подразделения отправить за Сергеем спасательный отряд, но тот отказывает девушке. В порыве эмоций, юная радистка нарушает приказ командира. Она самостоятельно покидает лагерь чтобы найти Сергея в оккупированном городе.

Проходит время, а о судьбе девушки, покинувшей безопасный лагерь, так ничего и не слышно. Однажды, находясь в городе, партизанский отряд обнаруживает чудом уцелевшего Сергея. Разведчик сильно ранен и измотан. Он не перестает корить себя за то, что допустил бесследное исчезновение своей любимой Тани.

Чем дальше длится неизвестность дальнейшей судьбы Татьяны, тем сильнее в душе Сергея нарастает мысль, что его возлюбленная погибла в окруженном врагом городе, одинокая и несчастная. С этой мыслью разведчику приходится жить долгие годы.

По окончании войны, Сергей никак не может забыть свою фронтовую любовь. Не отвлекает его ни мирное время, ни смена места жительства, ни то, что он сумел дослужиться до должности директора местного завода.

Открытый финал

В попытке излить свою душу и выразить чувства к погибшей возлюбленной, Сергей пишет книгу. Сюжет книги завязан на ситуации, которой пришлось пережить Сергею и Татьяне. Но в конце рассказа, главному герою книги удается спасти свою любимую.

Сергей возвращается спустя четыре года на свою малую родину. В дороге он встречает попутчиков, остановившихся отдохнуть у костра. Разговорившись с ними, он узнает шокирующую для себя информацию – Татьяна жива. Она смогла не только больше недели находиться в оккупированном городе. Во время пересечения ею границы фронта, одним броском гранаты, она отбилась от отряда преследующих ее фашистов. Получив при этом серьезные травмы, добралась до ближайшего хутора. Там ей оказали помощь, и там она живет по сей день.

Заканчивается рассказ тем, что главный герой не может уснуть ночью, предвкушая встречу со своей возлюбленной. Но узнать чем же кончилась история, читателю не дано, так как финал рассказа остается открытым.

Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

Удивительная история, которая показывает весь смысл старинной народной мудрости, которая гласит, что не лицом красив человек, а его внутренним миром. Так и в этой русской народной сказке все эти многовековые истины подтверждаются. У царя было три сына, которые всю свою жизнь прожили в достатке и не в чем не нуждались. Пришло время, когда им нужно было искать себе невест, которые могли бы любить и уважать его сыновей. Решено: будет проведено состязание, которое поможет нашим героям найти себе прелестных невест.

По приказу отца, наши герои берут лук и стрелы, которые и помогут им устроить свою личную жизнь, но для этого им придется проявить всю свою удаль и мастерство, так как именно стрела, которую они сами выпустят, и определит избранницу. Старший брат попадает в богатый боярский двор, средний попадает так же к очень зажиточным людям, а младшему совсем не везет, так как его стрела угодила в болото. Что делать? Как быть? Все троя отправились забирать своих невест, так как царь пожелал посмотреть на них сам и сделать окончательный выбор.

Все проходит хорошо, но только младший приносит лягушку, которая и будет его супругой, но есть один маленький секрет: эта лягушка не простая, так как она заколдованная царевна. Царь дает всем невесткам свои указания и требует, чтобы они все выполнили, но с этими заданиями справится только наша лягушка, которая станет настоящей женой нашему царевичу, но для этого ее нужно просто расколдовать.

Сочинение-рассуждение Вариант 8 Сенина « В районный центр Марьянов приехал..» К. Д. Воробьев

Константин Дмитриевич Воробьев — русский писатель, яркий представитель «лейтенантский прозы». Написал более 30 рассказов и очерков, 10 повестей.

О проблеме проявления верности рассуждает автор в прочитанном мною тексте.

Приглашая читателя к размышлению над этой проблемой, Воробьёв рассказывает историю молодого тракториста. Часто прилетали лебеди к ним на реку. Дедушка не стерпел и убил лебедя, я её лебёдку оставил.

Но верность, любовь лебедки к своей паре заставила не отдавать тело своего любимого деду. «Она прикрыла его крыльями, сипела на убийцу, норовила клюнуть». Ее поведение нас поражает. Любая другая птица, услышав выстрел, улетела бы. Но лебедка осталась и защищала лебедя, не боясь деда. Любовь лебедки была сильнее страха смерти.

Для сравнения обратимся к следующему примеру. Через несколько дней после убийства лебедя прилетела лебедка — «растрепанная», исхудавшая». «Начала она метаться: то на воду сядет, то нырнет, то взовьется. И стонет». Не может она без своего возлюбленного. Дед решил и ее пристрелить, да не попал. Но лебедка «взвилась над озером и стала чуть заметной, а потом сложила крылья и камнем прямо на деда, на ружье…» Дед выстрелил, а потом рассказывал, «будто кричала лебёдка, когда пикировала на ружье, радостно, как при живом лебеде…» Мы, читатели, просто поражены от действий лебёдки. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

24 стр., 11570 слов

Мотивы русской волшебной сказки

… и ставшим его отражением в фольклоре и литературной сказке. работы: работа состоит из 6 глав, введения, заключения и … исследовании определить взаимосвязь сказочных мотивов в тексте русских волшебных сказок. На страницах данного исследования, естественно, не … школы было понимание литературы как отражения исторической жизни и развития народов. Виднейшим представителем русской культурно-исторической …

Она не смогла жить без лебедя и сама полетела на деда, чтобы тот ее убил. Этот пример нам доказывает, что жизнь без любимого хуже смерти.

С помощью приема дополнения и уточнения К. Д. Воробьев сумел передать все эмоции читателю, заставил нас поразмышлять над проявлением верности у птиц, людей.

Осознание того, какую важную роль играет верность в жизни, подводит нас к авторской позиции: лебеди не могут жить друг без друга. Потеряв пару, лебедка предпочитает умереть, чем жить без своей любви.

Я согласна с позицией автора. Примеры верности есть не только в природе, но и в литературе. Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» повествует нам о похожих событиях. В конце произведения Ромео, увидев «мёртвую» Джульетту, выпил яд. Джульетта же очнулась. Когда она увидела мертвого Ромео, тоже совершила самоубийство. Так велика сила любви!

Таким образом, верность — это очень важное качество жизни людей, проявляющееся в надежности, неизменности, готовности рискнуть и даже пожертвовать собой. Примером искренней верности может послужить лебединая любовь

История создания

В настоящее время существует несколько вариантов сказки. Самыми распространёнными являются в обработке Александра Афанасьева, Любови Воронковой и Алексея Толстого. Но в последнее время в школьный учебник для литературного чтения помещают сказку Воробьёва.

В аннотации к рассказу говорится, что в одной семье росли дочь и сын. Когда же родители уехали по делам, то оставили старшую дочь присмотреть за братом. Девочка, заигравшись, забывает о нём, а его уносят гуси-лебеди, поэтому вскоре героиня отправляется на поиски брата, где ей предстоит пройти ряд испытаний, чтобы спасти его и вернуться домой.

Смысл рассказа Воробьева «Гуси лебеди»

Фронтовик Константин Дмитриевич Воробьев написал рассказ «Гуси-лебеди» о войне. И о любви на войне. Несмотря на жесткость и ужас войны, любовь все же случалась и помогала вынести все тяготы борьбы с врагом.

За основу сюжета Воробьев взял незамысловатую русскую народную сказку с таким же названием. Однажды родители ушли из дома и оставили маленького сына одного. Того утащили гуси-лебеди. Но храбрая сестра отправилась на поиски брата, нашла мальчика в избе Бабы-Яги и вызволила его оттуда.

Сюжет рассказа, конечно, более сложный. Главным героем произведения является разведчик Сергей. Ему предстоит отправиться на задание в город, занятый врагом. Но его страшит не столько опасная операция, сколько то, что его возлюбленная – радистка Татьяна останется одна в лагере. У девушки плохое предчувствие, но ничего сделать она не может.

Группа разведчиков возвращается в свое расположение без Сергея. Судьба его неизвестна. Таня просит командира послать на поиски возлюбленного спасательную группу, но получает отказ. Тогда она вопреки приказу сама отправляется в оккупированный город, чтобы найти Сергея.

Татьяна пропадает вслед за ним. Обоих считают погибшими. Но неожиданно партизаны находят в городе Сергея и эвакуируют его из опасной зоны. Выясняется, что он чудом уцелел, хотя и был серьезно ранен. Но все мысли Сергея не о своем воскрешении, а о Тане, которая, как он думает, погибла ради его спасения.

Война заканчивается. Сергей возвращается к мирной жизни, не переставая думать о своей любимой. Чтобы хоть как-то искупить свою вину, Сергей пишет книгу, основанную на тех событиях, которые ему пришлось пережить. С той лишь разницей, что в финале Таня остается жива.

Проходит четыре года и Сергей решает посетить свою малую родину. По дороге он случайно узнает, что его возлюбленная жива. Ему рассказывают историю спасения Татьяны. Целую неделю она искала Сергея в городе и, не найдя, решила вернуться в лагерь. Но за ней погнались немцы. Ей чудом удалось пересечь линию фронта, хотя при этом она была серьезно ранена. Ее приютили хуторяне и девушка выжила. И она также считает, что Сергей погиб. Как сказали попутчики, Таня так и осталась жить на хуторе.

Финал рассказа автор оставляет открытым – на усмотрение читателя. Сергей ложится спать, зная, что на следующий день он увидит любовь всей своей жизни. Но чем кончится встреча, он предлагает додумать читателю.

Своим рассказом «Гуси-лебеди» Воробьев хотел показать, как важно верить в любимого человека, хранить верность, несмотря ни на что, и преодолевать любые трудности ради любви. Даже на войне любовь имеет сакральный смысл, поскольку это чувство выше любых преград и способно свернуть горы

Татьяна и Сергей вместе символизируют сестру из народной сказки. А война и враги-фашисты представляют злых гусей-лебедей и коварную Бабу-Ягу.

Кроме того, хотя гуси-лебеди в сказке выступают в роли отрицательных героев, но сами лебеди вызывают ассоциацию с лебединой верностью, когда влюбленные не могут жить друг без друга и в случае гибели одного из них второй умирает от тоски.

Несмотря на то, что «Гуси-лебеди» являются лишь небольшим рассказом, они несут огромный смысл. И то, что любовь правит миром, и то, что любовь спасет мир, по Достоевскому

И важность веры, в то, что твоя любовь ждет тебя. Ведь в рассказе Сергей не может забыть Таню и сердце подсказывает ему, что она жива, хотя разум и отказывается принять это

И фраза «пути Господни неисповедимы» как нельзя лучше подходит к ситуации, в которой Сергей узнает радостную новость.

Жаль, конечно, что читатель ничего не узнаёт о судьбе Татьяны после войны. Но автор предполагает, что два любящих сердца должны найти друг друга, и потерявшиеся лебеди смогут наконец воссоединиться.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Развязка произведения

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Монтаж Нина Майорова Композитор Юрий Никольский Сценаристы Иван Иванов-Вано , Александра Снежко-Блоцкая , Александр Коваленков Оператор Николай Воинов Художники Лев Мильчин , Надежда Строганова , В. Нечаева , еще

Чему учит эта сказка? Какая главная мысль?

Текст можно обсудить с ребёнком, вовлекая его в беседу. Например, какая-то часть разговора может выглядеть следующим образом:

— Что было, если бы девочка послушалась родителей, не отвлеклась на игру?

— Она бы в беду не попала и Бабу Ягу не увидела, ей бы не надо было никуда бегать.

— Девочка отнеслась безответственно к поручению и брата забрали гуси-лебеди. Она стала исправлять ошибку?

— Стала.

— А ты отправишься сестру выручать?

— Да.

— Девочка встретила печку, яблоню и речку и от кушаний их отказалась, указывая, что дома еда вкуснее. Она была вежлива?

— Нет.

— А ты хорошо делал, когда ныл, что у бабушки скучно, хотя она тебя кормила, купала и развлекала? Пусть без изысков?

— Плохо.

— Но в трудную минуту девочка забыла о своей гордыни и была ласкова. И ей помогли.

Мораль сей сказки

Каждый найдёт своё:

«Дети должны быть под присмотром, надолго их оставлять нельзя, в противном случае жди беды» — говорит мама-наседка.
«Пропавших детей нужно начинать искать сразу, без промедления, пока их не съела Баба Яга» — заявляет милиционер.
«Родителей нужно слушаться» — командует строгий папа.
«Младшим нужно уступать, заботится и помогать» — поучает бабушка, разрешающая спор внуков.
«Ошибки можно исправить, не стоит отчаиваться, ведь девочка вернула братишку» — убеждает психолог.
«Не нужно бояться просить помощи: без неё девочка с братом не добежали бы до дома невредимыми» — наставляет воспитатель сада.
«Будь внимательным, сосредоточься на одном деле и не отвлекайся, иначе самое важное, самое главное упустишь, как в сказке сестра братца» — вразумляет учитель.
«Когда человеку нужна помощь другого, то он становится любезным, льстивым и даже заискивающим» — замечает наблюдательный руководитель.
«Когда потчуют, и воду пей» — глаголит пословица.
«Девочка правильно поступила, когда не стала есть угощения — у чужих нельзя ничего брать» — подмечает сознательный ребёнок. Сказка составлена очень-очень давно и тогда не отведать пищи означало проявить к хозяину неуважение, к его дарам — брезгливость

В наши дни принимать что-то у непроверенных людей даже опасно, но отказывать нужно без оскорблений и унижений собеседника.
«Нужно позволить другому выполнить своё предназначение: печки — печь пироги, яблоне — растить яблоки» — размышляет философ.
«Сказка рассказывает о смелости, храбрости и самоотверженности: несмотря на опасность быть съеденной, девочка брата не бросила» — поясняет бывалый солдат.
«Сказка рассказывает о решительности и самостоятельности: девочка не стала дожидаться родителей, она сама приступила к поискам» — сообщает независимый журналист.
«Маркетинговый ход «До/После» или «Было/Стало» в действии: девочка была груба, капризна, неуступчива, высокомерна и неблагодарна — её вопрос остался без ответа, как научилась идти на компромиссы, учитывать желания других — её просьбы выполнили» — смеётся рекламодатель.

Тут также прослеживается поучительный смысл высказывания «Как аукнется, так и откликнется», как в сказке «Лиса и журавль».

Персонажи сказки

В это сказке всего один главный герой – девочка, чье имя не называется. Она своенравна и капризна, и ей совсем не хочется слушаться своих родителей и делать то, что они говорят.

Второстепенные персонажи сказки:

  • маленький сыночек – брат главной героини;
  • гуси-лебеди – злые птицы на службе у Бабы Яги, похищают мальчика;
  • фантастические жители леса – печка, яблоня и молочная река, которые помогли девочке и ее брату скрыться от гусей;
  • ежик – жил в лесу и подсказал главной героине, где ей следует искать ее брата.

Также в произведении косвенно присутствует персонаж Бабы Яги. Она не совершает никаких действий, однако подразумевается как зло, и встречи с ней девочка и ее брат стараются избежать.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.

Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.

Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели. Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали

Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.

Пословицы к произведению:

Ищешь помощи — сам помогай.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Оставить 6 человек (а).

Композиция произведения

При изучении известной сказки на уроках в школе учитель должен объяснять ребятам не только о том, чему учит она, каков её жанр, но и обязательно нужно остановиться на композиции произведения. А она в известной сказке зеркальная. Это означает, что девочка совершает один и тот же путь туда и обратно и встречает на своём пути одних и тех же персонажей, поэтому текст повторяется.

А вот время и пространство в сказке выделяются особенно, так как автор конкретно не указывает определённого места и времени. Зато мир делится на 2 части: живые люди и тёмный лес, где обитают злые силы, подобные Бабе Яге. Все приключения происходят с девочкой в лесу, помогая приобретать новые умения и навыки.

Если же говорить о времени, события происходят в течение одного дня. Это и неожиданный отъезд родителей, и похищение мальчика, и путешествие по тёмному лесу, и возвращение сначала девочки, а затем её родителей домой. Сам же сюжет построен классически:

  • зачин («Жили-были»);
  • экспозиция (поручение следить за братом);
  • завязка (похищение мальчика);
  • кульминация (найден мальчик в избушке Яги);
  • развязка (побег и возвращение домой).

Анализ сказки

Это волшебное произведение учит помогать всем. Но стоит всегда помнить о близких людях и никогда не бросать их в беде. А вот родителей обязательно следует слушаться. У русского народа существует огромное количество пословиц, которые отражают главную мысль этой сказки:

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Есть нужда, будешь есть и калачи.
  • Смотрят не начало дела, а на его конец.

В сказке хорошо, что девочка всё-таки поняла, что поступила неправильно, когда бросила сначала брата одного, нарушив просьбу родителей, а затем, когда отказывала в просьбе Речке, Печке и Яблоне. Но она осознала свои ошибки и на обратной дороге, исправив их, смогла спастись сама и спасти своего брата, поэтому это волшебное произведение оканчивается благополучно.

Читать реферат по литературе: «Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»» Страница 1

(Назад)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Художественный текст представляет собой многоуровневую структуру. Филологический анализ текста — это выявление особенностей структурных компонентов, их взаимосвязей с целью установить культурную, эстетическую, морально-этическую, научную ценность. Филологический анализ включает литературоведческий и лингвостилистический. Смысловой анализ текста представляет реализацию его идейно-тематического плана с помощью следующих приемов:

) определение родовой принадлежности и жанра произведения;

2) определение темы произведения, включая приемы и средства ее раскрытия;

) определение проблематики (социальной, психологической, этической и т.д.) с указанием на ее разрешение;

) характеристика системы образов с разделением на главных и второстепенных персонажей, определением их функций;

) характеристика главного героя (имя, портрет, речь, бытовые детали, степень участия в конфликте и т.д.);

) определить конфликты и их характер;

) определить основные и второстепенные сюжетные линии, обозначить элементы сюжета, его осложнения внесюжетными элементами, определить, является ли сюжет средством раскрытия проблемы;

) описание архитектоники текста, включая определение количества, характера и соотношения друг с другом разных планов повествования, указание особых композиционных приемов.

) описание особенностей художественного времени и пространства произведения;

) характеристика лексического состава текста, синтаксических и мелодических особенностей, изобразительно-художественных средств речи;

) описание идейно-эмоциональной ориентации героев, идейного идеала произведения, формулировка художественной идеи произведения.

Анализируя русскую народную сказку «Гуси-лебеди», следует учитывать и то, что сказка как жанр — трансформация мифа, и особенности устного народного творчества.

Анализ сказки опирается на достижения фольклористики в сфере волшебной народной сказки, а именно работы В.Я. Проппа, Э.В. Померанцевой, Н.М. Ведерниковой и т.д.

Сказка относится к эпосу как роду литературы, является малым прозаическим жанром устного народного творчества. «Сказка — древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества ».

В свою очередь сказки классифицируются на тематические виды. В фольклористике существует проблема классификации вследствие нечеткости границ жанров. В «Словаре литературоведческих терминов» под реакцией С.П. Белокуровой сообщается о трех видах сказок: волшебных, сказках о животных и бытовых . В сравнительном указателе сюжетов Н.П. Андреева указаны сказки о животных и собственно сказки, среди которых выделяют волшебные, легендарные, сказки об одураченном черте, и анекдоты . В учебнике Милюгиной Е.Г. выделяются сказки кумулятивные, волшебные, бытовые . Волшебные сказки являются наиболее определенным жанром фольклорной сказки. Признаки волшебной сказки проявляются на уровне сюжета, системы образов, конфликта. Такую сказку можно узнать по персонажам с чудесными, магическими способностями, чудесным предметам, обретающим дар речи. В сказке

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Машенька с маленьким Ванечкой провожают родителей в город. Отец наказывает дочке беречь брата и не уходить со двора. Девочка усаживает малыша на травку и бежит играть с подружками на полянке.

Вдруг прилетают гуси-лебеди, могучие птицы с огромными крыльями. Они перепугали детей и на глазах главной героини унесли ее братика.

Машенька растерялась: со двора ей запрещено уходить, но и Ванечку она должна была сберечь. Выбор сделан: одинокий ребенок помчался за преследователями.

На пути встретилась волшебная печка. Тяжело дыша, она попросила вынуть из нее ржаные пирожки. Несмотря на то, что надо торопиться, добрая девочка сжалилась и достала тяжелый противень.

Печка подсказала дальнейший путь похитителей. Но может ли маленькая девочка успеть за могучими птицами?

Ее ждала новая встреча — с яблоней, которая попросила избавить от тяжелых плодов. Сострадательная девочка помогла деревцу и получила новую подсказку о полете лебедей.

Дорога завела девочку в мрачную чащу. Главная героиня уже готова была отчаяться, но добрый ежик просто так показал ей оставшийся путь — к избушке Бабы Яги, по чьему приказу и был похищен Ванечка.

Машенька прокралась к окошку, у которого сидел брат, подхватила его и бросилась прочь. Колдунья подняла тревогу, и вот уже гуси-лебеди преследуют детей.

Однако благодарная речка, добрая яблонька и теплая печка помогли беглецам. С помощью хитрости девочка отпугнула птиц и вернулась домой, правда, для этого пришлось пожертвовать любимым платочком.

В последних кадрах счастливые дети наслаждаются гостинцами, которые родители привезли из города.

Пересказ для читательского дневника

В классе ученики стараются не только прочитать произведение, но и отвечают на вопросы и дают характеристика главным героям. Следует также объяснить заголовок сказки, желательно заполнить читательский дневник. В него можно поместить либо краткий пересказ сюжета, либо же составить план всего произведения:

  1. Родительский наказ.
  2. Героиня заигралась.
  3. Похищение малыша.
  4. Поиски брата.
  5. Избушка бабы-яги.
  6. Девочка находит братца.
  7. Дорога домой и встреча с Речкой, Яблоней и Печкой.
  8. Возвращение домой.

Стоит с ребятами на уроке внимательно читать сказку и делать её анализ. Ведь она учить любить своих близких людей, заботиться о них. При анализе ребята должны не только описать испытания, которые встретились на пути девочки, но и кратко сделать вывод, что нужно быть ответственным, решительным и смелым человеком, тогда эти качества помогут добиться любых целей.

В дневнике для чтения можно описать, как выглядят картинные герои, которых всегда много в учебниках к сказке. Иллюстрации написаны многими художниками. Также можно поместить и описание понравившегося эпизода. Например, когда девочка убегает от бабы-яги и прячется от птиц.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: