«встреча зимы» — анализ стихотворения и.с. никитина

Доклад №2

Никитин Иван Саввич — простой русский поэт из глубинки середины 19 века. В его творческой деятельности можно проследить дух того  еще времени. Произведения Ивана Никитина оказывает большой интерес у читателей, в частности у тех, кто интересуется глубокой поэзией. Иван Саввич родом из города Воронеж. Родился в 1824 года в достаточно зажиточной семье. Его отец торговал свечами и был мещанином. В детстве поэт очень любил читать, часто уходил на реку и там проводил время с любимой книгой. Грамоте его научил местный  сосед – сапожник. В возрасте приблизительно 9 лет, Иван Никитин поступил сначала в местное духовное училище, а уже позже в семинарию. Но, к сожалению учебу пришлось прервать, в связи со смертью матери и разорением отца. В те годы будущий поэт взял всю заботу о близких на себя. Ему пришлось оставить учебу, в связи с большим количеством пропусков и помогать отцу. Дальше жизнь Ивана Никитина становилась труднее, ему пришлось работать дворником. Но, не смотря на достаточно тяжелую работу, Никитин не опустился в духовном плане. И всякий раз, когда выдавалась свободная минутка – читал любимую книгу, и пробовал самостоятельно писать стихи. Первые строки поэта состоялись в 1853 году. Их опубликовали в местных ведомостях. На этом момент поэту было около 29 лет. После успешной публикации, стихи начали переписываться и даже передаваться из рук в руки. Далее стихи были произведены в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения». Иван Никитин очень любил воспевать красоту русской природы, замечать ее оттенки и чувствовать мир. Так же в своих произведениях Иван Никитин любил описывать жизнь простолюдина. К примеру – «Жена ямщика», «Пахарь» и другие. В своих стихах автор повествует огромную любовь к народу и глубокое сочувствие к сложной судьбе. В своих произведениях Иван Саввич писал все как есть, не старался приукрасить. От жизни простолюдина поэт был вовсе далек, поэтому все сведения приходилось получать от людей, которые останавливались на его постоялом дворе. Вскоре будущий поэт познакомился с Толстым Д.Н. Позже он помог Ивану Никитину напечатать стихотворения и ввел его в круг местной интеллигенции. К слову сказать, не смотря на все успехи в творческой деятельности, поэт жил довольно тяжело. Его отец начал пить, семейные дела тоже ухудшились. А вскоре и Сам Никитин тяжело заболел и долго не мог выздороветь. Именно в эти минуты к поэту пришла вера, и он стал писать на религиозные темы. Поэт все так же искренне воспевал красоту русской природы. Многие его стихи со временем превратились в песни и романсы. В последние годы жизни поэт очень часто болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. В это время вышло очередное произведение. Принимал активное участие в культурной деятельности города Воронеж, проводил занятия в школах. 28 октября 1861 года от чахотки скоропостижно скончался поэт Иван Саввич Никитин. На момент смерти ему было всего 37 лет. За время жизни он написал более 200 стихотворений, 3 поэмы и 1 повесть.

3 класс

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение явно написано с сознательным намерением повторить нечаянный успех патриотического стихотворения «Русь», написанного ещё в 1851 году, но пришедшегося кстати в той же газете «Воронежские губернские ведомости» в 1853 году, в связи с началом Крымской войны. Патриотическое стихотворение «Русь» никому дотоле не известного воронежского мещанина было перепечатано многими газетами и сделало его автору литературное имя. По газетам же Никитин, несомненно, следил за всеми перипетиями Крымской войны, эпицентр которой в октябре 1854 года переместился в Севастополь: началась 11-месячная героическая оборона города под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина. Молодой офицер Л.Н. Толстой, чьё прибытие для прохождения дальнейшей службы в Севастополь как раз пришлось на ноябрь 1854 года, в своём первом из севастопольских очерков («Севастополь в декабре месяце») так же, как и Никитин, ещё полон патриотического оптимизма (в очерках 1855 года от него не останется и следа). «Я прослезился, читая её, и кричал: ура!» – писал И.С. Тургенев И.И. Панаеву о патриотической «статье» Л.Н. Толстого.

Таким образом, к концу 1854 года всё русское общество, казалось, готово было отбросить внутреннюю вражду сословий (мещанин Никитин и аристократ Толстой) и партий (западник И.С. Тургенев и славянофил И.С. Аксаков, который тоже радовался «статье» Л.Н. Толстого в идейно чуждом ему «Современнике» и писал, что после этой «статьи» ему «хочется в Севастополь») и объединиться во имя русской победы

И одним из главных факторов и «полководцев» чаемой победы русской армии над явно и во всех отношениях превосходящими её силами Европы традиционно, по примеру 1812 года, считался «Генерал Мороз» – грядущая суровая русская зима (странно, что никто не захотел обратить внимание на то, что «суровых русских зим» в Крыму не бывает)

Отсюда и тема патриотического стихотворения Никитина: русская зима как воспитатель русского народа-богатыря, губитель врагов России и главный фактор русских побед. Основная же мысль воронежского мещанина – мы, русские, народ особенный, ибо особенна, ни на что не похожа наша природа, наша страна и наша душа.

Соответственно выстроена композиция стихотворения: переход от «природы» к «стране и душе» осуществляется постепенно и именно в центральных строфах (с 10-й по 12-ю).

Стихотворение «Встреча зимы» И. Никитин стр. 71

Да, такое утверждение допустимо. Иван Саввич изображает динамику природы, её изменения на протяжении суток.

Утро – поэт наблюдает дождливую погоду и порывы холода; полдень – падение белоснежного пушка; ночь – пришла и ушла; период рассвета – холодная пора года раскинула свои объятья, и всё вокруг покрылось снегом.

Автор показывает, как может измениться окружающий мир за такой короткий промежуток времени.

Об этом очень интересно читать.

Зимней.

Все счастливы такому событию, потому что оно похоже на волшебство.

Автор пишет, что русская кровь любит мороз – она на нём даже горит.

Люди не боятся холода, метелей и снега по колено.

Они только рады мчать зимой на санках, запряжённых лошадьми.

А детям вьюга под окнами поёт песни.

Так из сыновей вырастают богатыри и с детства им ничего не страшно.

Поэтому они готовы даже смерть встречать с улыбкой.

В произведении видна любовь поэта не только к зиме, но и к своему народу.

Он прославляет его и отмечает, что русская зима очень важна для становления русского духа и характера.

3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

Да, такое утверждение правильное.

Ведь поэт обращается в зиме, как к знакомому человеку.

Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо.

К тому же, при описании этой поры, автор часто использует глаголы, которые указывают на действия, что присущи людям.

Иван Саввич любил и восхищался этой порой.

В словах поэта прослеживается благодарность зиме, за то, что она укрепляет русский народ, воспитывает в нём дух бесстрашия.

Ведь она влияет на людей ещё с детства – поёт песни под окном, после которых даже смерть не страшна.

Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью.

Автор говорит о людях, как о ком-то невероятно закалённом, стойком и целеустремлённом.

Потому что искренне влюблён в русскую душу, мощь которой наблюдал из детства.

В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идёт».

В произведении Ивана Саввича, помимо описания прихода зимы, присутствует восхищение русским народом.

Он показывает отношение людей к лютым морозам, что не страшат, а только укрепляют здоровье и дух.

6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?

Начало лучше читать с повествовательной интонацией.

Здесь автор рассказывает об изменениях в природе.

С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение в поднесённом тоне, с радостью, с восхищением и гордостью за народ, Русь.

7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».

1. Выход ведущих на сцену.

2. Ведущая приветствует всех гостей, ведущий поздравляет с первым снегом.

3. Ведущие уходят.

4. Девочка снежинка выбегает на сцену и под спокойную мелодию рассказывает стихотворение о первом снеге. Затем к ней присоединяется вторая девочка и продолжает стихотворение, затем третья и также продолжает тот же стих.

5. Три девочки — снежинки остаются на сцене. К ним выбегают ещё другие девочки — снежинки, включается музыка, и они танцуют.

6. В конце танца на сцену выходит девочка — зима, девочка — метель и мальчики — ветра.

Они рассказывают стихи о зиме, холоде, метели, ветрах.

7. Дети разыгрывают сценку «Играем в снежки» (при этом задействованы декорации, что изображают заснеженный двор, а также бумага либо вата – это снег).

8. Все дети поют о зиме.

9. Девочка — зима рассказывает о своих планах и обещает быть хорошей.

10. Ведущие выходят на сцену, ещё раз поздравляют всех с первым снегом и объявляют об окончании праздника.

11. Играет весёлая мелодия.

История написания

Стихотворение под названием «Поет зима…» было написано поэтом в возрасте пятнадцати лет. В это время он еще не знал популярности и славы, но имел талант и чувство прекрасного. Будущий поэт не думал о карьере, он просто передал свои чувства от созерцания того, что зима сотворила с природой.

Впоследствии Есенин посчитал стих несколько наивным, с детской сюжетной линией. Он долго не решался на публикацию этого раннего произведения. Опасения оказались напрасными. Многогранный образ зимы в стихотворении надолго запоминается читателям. Оно трогает душу благодаря красочному и реалистичному описанию зимней природы и подтверждает мастерство юного поэта. Уже в самом начале творческого пути Сергей Александрович мастерски владел словом и умел показать красоту русской природы.

Композитор Георгий Свиридов переложил стих на музыку. Кантата была написана им в 1958 г. и представлена во второй части «Поэмы памяти Сергея Есенина». Музыка одного из величайших композиторов XX в. рисует картину вьюги — неистовой, суровой, беспощадной. Мелодия, состоящая из смены квартовых подпевок, воспроизводит контрастные образы. В середине звучит сопрано, затем выступают теноры, рассказывая о несчастных воробушках.

Имитирует птичьи голоса флейта-пикколо. Произведение заканчивается светлой надеждой на наступление весны. Главная интонация поднимается от басов к высоким женским голосам и растворяется, переходит в тишину.

Никитин «Встреча зимы» анализ (читательский дневник)

Анализ стихотворения «Встреча зимы» поможет определить жанр, тему, главную мысль, составить план и заполнить читательский дневник. Стих Никитина посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.

Стих «Встреча зимы» анализ (читательский дневник)

Автор — Иван Саввич Никитин.

Год написания — 1854Жанр — стихотворения

Лирика — пейзажная с патриотическими мотивами.

Стихотворный размер — ямб

Рифмовка — параллельная.

План стихотворения «Встреча зимы»

  1. Дождь и туман
  2. Первый снежок
  3. Здравствуй, зима
  4. Радость людей
  5. Песни вьюги богатырю.
  6. Хмельной пир для врагов.

Отзыв о стихотворении «Встреча зимы»

Стихотворение Никитина «Встреча зимы»  описывает приход зимы, которую автор называет желанной гостью.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Встреча зимы»

«Встреча зимы» средства художественной выразительности

  • Эпитеты:  воздух легок и чист, от угрюмых небес, сумрачный лес, белый пушок, осеннюю грязь, разноцветным огнем, безлюдный простор, православный народ, степной мужичок, весны золотой, Руси святой, гость незваный, хмельной пир.
  • Сравнения: «капли, как алмазы»; «что белый пушок начал падать снежок», «богатырь что под бурями дуб».
  • Метафора –  воздух легок и чист,  блестит огнем, черных кудрей, строй мосты, ковры расстилай, кровь горит, рассыпай серебро.
  • Олицетворение – дождь стучал, туман облаками вставал,  смотрит весело лес, веял холод, плакал лес, гостья зима, песни вьюга поет.

Иван Саввич Никитин «Встреча зимы» читать

Поутру вчера дождьВ стёкла окон стучал,Над землёю туманОблаками вставал.Веял холод в лицоОт угрюмых небес,И, Бог знает о чём,Плакал сумрачный лес.В полдень дождь перестал,И, что белый пушок,На осеннюю грязьНачал падать снежок.Ночь прошла. Рассвело.Нет нигде облачка.Воздух лёгок и чист,И замёрзла река.На дворах и домахСнег лежит полотномИ от солнца блеститРазноцветным огнём.На безлюдный просторПобелевших полейСмотрит весело лесИз-под чёрных кудрей,Словно рад он чему, —И на ветках берёз,Как алмазы, горятКапли сдержанных слёз.Здравствуй, гостья-зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям.Есть раздолье у нас, —Где угодно гуляй;Строй мосты по рекамИ ковры расстилай.Нам не стать привыкать, —Пусть мороз твой трещит:Наша русская кровьНа морозе горит!Искони уж таковПравославный народ:Летом, смотришь, жара —В полушубке идёт;Жгучий холод пахнул —Всё равно для него:По колени в снегу,Говорит: «Ничего!»В чистом поле метельИ крутит, и мутит, —Наш степной мужичокЕдет в санках, кряхтит:«Ну, соколики, ну!Выносите, дружки!»Сам сидит и поёт:«Не белы-то снежки!.

Краткий пересказ стихотворения «Встреча зимы»

Поэт рассказывает о том, что утром была дождливая погода, над землей вставал туман, лес грустил. Но в полдень дождь перестал, и на осеннюю грязь начал падать первый снежок.

На следующий день наступил рассвет. Небо было безоблачным, воздух стал чистым и прозрачным.

Автор приветствует зиму,  пришедшую  в леса и поля. Поэт говорит зиме: “Зима! Гуляй, где хочешь! Стели ковры из снега, делай мосты на реках!» Никитин одушевляет природу, потому что он наделяет ее действиями, которые присущи человеку. Например, «песни севера петь», «гуляй», «Строй мосты по рекам», «ковры расстилай».

Поэт любит зиму, любит Россию и русский народ. Это можно найти в следующих строках: «Нам не стать привыкать — Пусть мороз твой трещит: наша русская кровь на морозе горит!»

Русские люди привыкли к морозам, по жаре могут идти в полушубке, зимой по холоду и по снегу, им не страшна смерть. Когда в поле метет метель, мужик ездит на санях и распевает. Даже дети привыкли к бурям. Когда мать укладывает ребенка, вьюга для него напевает. Ребенок с детства любит непогоду.

Композиция произведения

Текст стихотворения содержит 8 строф. В каждой из них содержится по четыре строки

Отличительные черты произведения — своеобычное звучание, неповторимые образы и естественный слог, используемый автором для передачи важной мысли

Понять, кто является главным персонажем стихотворения, непросто. Но внимательно прочитав, можно узнать, что это мужчина, восхищающийся красотой зимы и изменениями в природе, которые она принесла. Он не понаслышке знаком с жизнью и обязанностями деревенских жителей. Из этого заключения можно понять, что образ лирического персонажа отдан Ивану Сурикову. В стихе он представлен отстраненным наблюдателем, эмоции которого никоим образом не проявляются.

В начале произведения говорится о снегопаде. При знакомстве со стихотворением читатель представляет образ кружащихся снежных хлопьев, укрывающих землю белой пеленой. Хоть в зимний период преобладает именно этот цвет, Сурикову удалось очень ярко выразить красоту окружающего мира.

Дополняя текст метафорами о зиме, автор преподносит читателю ее спокойствие и умиротворение. Перенести свои эмоции в текст он смог с помощью эпитетов о зиме. Даже в простых строках, где нет ничего необычного, таится философский смысл. Поэт находит радость в том, что солнце светит гораздо меньше, дни стали короче, наступило время сильных морозов.

На первый взгляд строфы произведения могут показаться простыми. Но при внимательном разборе стихотворения можно отметить, что строки содержат усложненные однородные члены предложения с союзной и бессоюзной связью. Например: «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели». Подобное строение текста не мешает ученикам средней школы изучать его на уроках литературы.

Главная тема

Вначале складывается впечатление, что основная тема произведения – времена года. Поэт радуется первому чистому снегу, символизирующему окончание грязной, дождливой, сумрачной осени.

Однако на самом деле стихотворение гораздо сложнее и глубже. Ведь Иван Никитин говорит не только о природе, он не забывает и о русских людях. В необычной форме автор выражает восхищение русскому народу, весело встречающему зиму, которому нипочём ни холод, ни метель.

Зима – на пороге, а жизнь продолжается. Вопреки всем сложностям, которые препятствуют людям в дороге сквозь заснеженные леса и поля, гостья-зима становится настоящим праздником для них. Даже дети, которым вьюга поёт свои песни, и те привыкли к суровому времени года. А немилосердная природа, несмотря на то, что может быть жёсткой, защищает Русь от врагов.

Как раз этому поэт посвящает заключительную часть произведения. Автор советует зиме устроить хмельной пир «на сторонке чужой» непрошеному гостю, спеть ему, застелить постель из белого пуха и засыпать его метелью.

Популярные темы сообщений

  • Дерево Абрикос Все хотя бы раз в жизни ели спелые и медовые абрикосы, курагу или абрикосовое варенье. В российских широтах это очень популярный фрукт летнего сезона. Эти вкуснейшие плоды растут на дереве, которое носит одноименное название,
  • Город Королёв Все знают великого самого первого космонавта из СССР, Гагарина Юрия Алексеевича, который на корабле Восток-1 совершил первый в мире полёт в такое неизвестное на то время пространство как космос. Действительно, имя этого человека было,
  • Ростов-на-Дону Ростов –на Дону́- крупный город на юго-западе России. Основан в 1749 году. Ростов-на-Дону это великий город. Главная причина в том, что Ростов на Дону — отличный город для жизни. Это чистый и безопасный город,

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы. Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок. Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима. Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить. Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Символика стиха

Федор Иванович пишет о зиме, как о колдунье, которая изменила лес окутав его белой простыней. Благодаря этому столь ярко подобранному олицетворению холодное время года становиться прекрасной волшебницей, именно так её должен увидеть читатель. Поэт вложил в образ снежной поры года в лирическом произведении «Чародейкою зимою», благодаря такому подходу образ зимы вышел глубоким и живым. Благодаря многим метафорам, что автор очень умело, подобрал, во всем стихе чувствуется умиротворенность и спокойствие. Крылатые фразы автора показывают его восторг зимним лесом, он сумел с огромным восхищением описать вроде бы простую вещь, как снег изменил в лесу всё вокруг и теперь это уже не совсем лес, а загадочное царство, которое манит.

Анализ стихотворения Сурикова «Зима»

В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова. имя которого в наши дни незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.

Среди них стоит отметить стихотворение «Зима». написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий – быть поэтом.

Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и первые его строчки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее. От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права. Ее приход поэт описывает весьма просто и лаконично – «вот пришли морозцы — и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.

Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них по-прежнему достаточно забот. Нужно запрягать сани и ехать за дровами, без которых пережить стужу невозможно. При этом к зиме сельский житель готовится весьма основательно и заблаговременно, он давно уже укрыл снаружи избу соломой, чтобы защитить свое жилище от холода. Зато детворе в снежную зиму оно раздолье, и практически в каждой деревне «горы снеговые строят ребятишки».

Простой сельский быт описывается в этом произведении сдержанно и непритязательно. Главное для крестьян – позаботиться о своем доме, запастись дровами и продуктами питания, сеном для домашнего скота и теплыми вещами

Эта пора года для сельских жителей является довольно спокойной, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи. Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики

И Иван Суриков. который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: