Читательский дневник по рассказу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» Бориса Шергина
Название произведения: «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»
Число страниц: 4
Жанр: рассказ
Главные герои: Ваня, Бабушка, Митя-Паркетчик, Мастер.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Бабушка — мудрая и добрая.
Умная и находчивая.
Помогает всем советом, словом.
Внук — любопытный и отзывчивый мальчик.
Митька — мастер на все руки.
Активный и целеустремлённый.
Боялся, что не успеет выполнить работу в срок.
Решительный.
Мастер — мудрый и толковый мужчина.
Помог дельным советом.
Справедливый.
Краткое содержание рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»
Бабушка у Вани была просто замечательная.
Все её хвалили и отмечали, что лучше никто не разбирается в малярном деле или в штукатурном.
Ваня тоже гордился бабушкой и однажды спросил её о Мите-паркетчике.
Был такой мастер по дереву замечательный, настоящий художник.
Выкладывал Митя из дощечек такие узоры, что залюбуешься.
И вот однажды дал ему мастер ответственное задание, стол выложить паркетом для академии.
Митя обрадовался и за раз выложил целый угол.
Только он гулял целую неделю, а работа так и осталась на одном угле сделанная.
Увидел её Митя и загрустил.
Подошёл к нему мастер и спросил о причине грустного настроения.
Ответил Митя, что подвёл он его, не успеет стол украсить.
Но мастер дал ему совет выкладывать узор понемногу, но каждый день.
И в самом деле, потихоньку работал Митя, а всё успел вовремя.
Такую историю рассказала бабушка и закончила её пословицей.
Основная мысль рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»
Главная мысль рассказа в том, что любое дело всё равно будет двигаться вперёд.
Основная идея рассказа в том, что если работать не торопясь, то результат получится качественным.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас не пренебрегать самыми малыми достижениями, они постепенно накапливаются и становятся большими.
Учит слушать умные советы.
Краткий отзыв о рассказе «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что бабушка и мастер были правы в своих советах.
Они говорили, что важна не скорость, а постоянство.
Митя потерял несколько дней и сильно переживал, что не успеет доделать столешницу в срок.
Но мастер видел, что на самом деле объём работы не так велик.
И можно всё успеть сделать.
Это очень интересный и поучительный рассказ, в заголовок которого автор взял пословицу.
Писателю удалось написать рассказ о терпении и уверенности в своих силах.
Убедить читателя в том, что продвигаясь вперёд неспешно, он всё равно придёт к своей цели.
Мне понравились герои этого рассказа. Они все добрые и честные люди.
Бабушка говорила пословицами, использовала народную мудрость.
Мастер исходил из своего опыта.
Митя творил чудесные вещи.
А мальчик всем интересовался и делал выводы на будущее.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что во многих делах спешка только вредит.
А вот постепенное продвижение к цели приводит к идеальному результату.
Пословицы к рассказу:
- Копеечка рубль бережёт, а рублик голову стережёт.
- Кто малым недоволен, тому великое не даётся.
- Дело мастера боится.
- Терпенье и труд всё перетрут.
Ещё читательские дневники по произведениям Бориса Шергина:
- «Кот Котофей»
- «Шиш Московский»
- «Волшебное кольцо»
- Краткая биография Бориса Шергина и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Технологическая карта открытого урока Шергин Б.В.»Собирай по ягодке-насобираешь кузовок»
- Реализация построенного проекта
- Время: 17 мин.
- (Слайд 4)
— Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.) Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем…
он сорок пять лет ходил в море… Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б.
Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет… интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.
В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.
- — В каком году и где родился писатель?
- — Посчитайте, сколько лет он прожил?
- — Где учился писатель и почему?
- — Молодцы, вы очень внимательно слушали биографию.
- Словарная работа.
— В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.
- — Кто желает прочитать?
- (Слайд 5)
- — Еще вам встретятся такие слова как:
- Академия — высшее учреждение.
- Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска.
- Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.
- Физминутка.
- — Покачайтесь, покружитесь,
- Потянитесь, распрямитесь,
- Приседайте, приседайте,
- Пошагайте, пошагайте,
- Встаньте на носок, на пятку,
- Глубоко теперь вдохните,
- Сядьте тихо, отдохните.
- Все в порядок приведите
- И читать, друзья, начните.
- Первичное чтение.
- -Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?
- — Кто начнет чтение?
- Проверка восприятия.
- — Ваши впечатление от прочитанного?
- — Кто ответит, какой же совет дал мастер Мите?
- — Помог ли Мите совет мастера?
— Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она?
- — Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой
- — Я вижу, что вы хорошо ориентируетесь в тексте.
- Работа с пословицами и фразеологизмами.
- — Какую особенность вы заметили в тексте?
- — Приведите пример.
- — А как вы понимаете эти пословицы и фразеологизмы?
- — Молодцы ребята, вы очень внимательные.
- Работа с иллюстрацией.
- (Слайд 6)
— Рассмотрите изображение на с. 124. Кто на ней изображен?
— Что они делают?
— Как вы думаете, о чем они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.
(Слайд 7)
— Верно. А теперь откройте с. 127. Кто изображен на ней?
- — Чем они занимаются?
- — Видел ли Ваня на самом деле работы Мити?
- — А как он узнал о них?
- — Молодцы, ребята, все верно.
- Физминутка для глаз.
- (Слайд
- — Посмотрите на вверх, влево, вправо, вниз (8 раз).
— Круговые движения глазами. В правую сторону (3 раза). В левую.
— Моргание.
— В 1896 г. в г. Архангельске.
— 77 лет.
— В Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет… интересовали кисти и краски».
- — находят толкования слов в словаре учебника.
- — выполнение действий.
- — чтение произведения.
- (по 1 абзацу по цепочке)
- — выражают свое мнение.
— Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше.
— Да. За сутки раньше срока Митя закончил работу.
— зачитывают первый абзац (с 1 по 4 предложение).
— читают с. 126 абзац 4.
— В произведение встретилось много посл. и фразеологизмов.
- — «Глаза страшатся, руки делают», «Руки золотые», «Вылощил волчьим зубом».
- — выражают свое мнение.
- — Бабушка и ее внук Ваня.
- — Беседуют.
— зачитывают диалог бабушки и Вани на с. 125.
- — Бабушка, Ваня и Митя.
- — Бабушка и Ваня наблюдают за работой Мити.
- — Нет.
- — Ему рассказала бабушка.
- — выполнение физминутки для глаз.
— узнают биографию Б.В. Шергина;
- — пополнят свой словарный запас;
- — познакомятся с новым произведением.
- Коммуникативные:
- — формулировать ответы на вопросы учителя;
- — умение высказывать свою точку зрения.
- Познавательные:
- перерабатывают полученную информацию;
- — находить ответы на вопросы, работать с текстом.
Литературное чтение
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок
Б. Шергин
У Вани была бабушка — добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на её лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
— Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
— Моя бабушка и рисовать умеет, — сказал Ваня.
— Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукарное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чём разводить, чтобы прочно было и красовито.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
— Бабушка, о чём ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты кивала головой и говорила: Верно, работа любит не молодца, а незалёжливого». Ты ещё сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чём тебе рассказывал Митя?
— Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя — художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы. Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкафчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой, полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая.
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая зещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу — верхнюю доску стола — и сказал:
— Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полдня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости; одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:
— Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли. Митя всплеснул ладонями:
— Что я наделал! Сроку осталось одна неделя. Я не успею ничего…
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
— Митька, ты плачешь?
— Мастер, я обманул ваше доверие.
— Иди покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
— То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
— Мастер, милый, какие же участки надо откатывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.
— Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно — комар носa не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пустого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые. Тихо продвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом.
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».
|