Анализ рассказа астафьева васюткино озеро 5 класс

Краткое содержание

Повествование разворачивается вокруг маленького мальчика, который заблудился в лесу. Автор пытается донести читателям простую мысль, что даже в критической ситуации не стоит падать духом. Следует собрать все свои внутренние силы, сосредоточиться и попытаться найти решения создавшейся ситуации, даже если она кажется безвыходной.

Знакомство с Васюткой

Главный герой рассказа – обычный мальчик Васютка. Ему 13 лет. Живет, как все, — с родителями в тайге около реки Енисей. Мальчик растет в семье рыбака. На момент повествования конец лета, у ребенка впереди учебный год. В поселке все заняты своими делами. Местные рыбаки заняты починкой снастей для рыбалки. Васютка помогаем им тем, что ходит в лес за орешками кедра.

Васютка направляется в лес

Пока взрослые решали свои проблемы, мальчик ходил в лес, чтобы насобирать орехов кедра. И в этот раз было точно так же. Он взял с собой ружье. По просьбе мамы положил в сумку также хлеб и спички. Ребенок не боялся походов в лес, так как они для него были привычными, он рос в тайге.

Чтобы не потеряться в лесу, Васютка ориентировался по деревьям с зарубками. Когда он собрал достаточно орехов, решил вернуться обратно в деревню. Но на его пути встретился глухарь. Мальчик решил поймать птицу. После того как он свернул шею глухарю, понял, что заблудился. Но уже было поздно.

Ночевка Васютки в лесу

Сначала Васютка напугался и разозлился, начав винить себя и птицу. Ему казалось, что кто-то крадется, мерещились тени. Ребенок хотел к семье, зная, что родные его разыскивают. Васютке вспоминалось все, что с ним происходило ранее. Он даже пообещал, что если вернется из страшного леса домой, то сразу бросит курить, ведь учительница постоянно за это его ругала. С помощью краткого содержания рассказа «Васюткино озеро» невозможно досконально передать эмоциональное состояние и мысли ребенка, оказавшегося в лесу.

Васютка отбросил панику и вспомнил все наставления взрослых. Пока не было поздно, заготовил дрова, приготовил ужин из птицы и остался ночевать. От страха собранные кедровые орехи были съедены. Утром после рассвета Васютка начал искать путь. Он взобрался на дерево, вспомнив все приметы, чтобы найти дорогу.

Вечером ему попалось на пути озеро, где было много рыбы. Присмотревшись, обнаружил, что в озеро впадает небольшая река. Ища выход к Енисею, Васютка стал подниматься по реке. В пути его застала непогода, снова пришлось искать ночлег.

Спасение

В лесу Васютка в общей сложности провел 5 суток. В последнее утро, после того как он развел огонь, чтобы высохнуть и согреться, послышались звуки парохода. Он бросился на поиски берега, вскоре увидев пароход

Когда судно приблизилось, мальчик стал привлекать к себе внимание: размахивать руками, кричать, звать на помощь. Но корабль прошел мимо, может его не заметил капитан или принял ребенка за умалишенного

Васютка не отчаялся, стал ждать нового. Его услышали. Мальчика подобрал другой катер. Капитан оказался знакомым.

Возвращение Васютки домой

Попавшего на судно мальчика рыбаки окружили вниманием. Парня обогрели и накормили, а затем помогли найти родителей

Мама с папой уже отчаялись увидеть сына, думали, что он погиб в лесу. Пределу их радости и счастья не было границ.

После того как все немного успокоились, Васютка рассказал своему отцу о небольшом озере, которое он встретил в лесу. Сначала ему не поверили, все смеялись с рассказа. Но рыбаки отправились на его поиски, чтобы проверить слова Васютки. Удивительный водоем, к общему удивлению, отыскали. Там действительно оказалось очень много рыбы. Найденный водоем пришлось назвать в честь мальчика, озеро появилось на картах.

Красота найденного Васюткой озера

Пять экстремальных дней, проведенных в лесу, сильно повлияли на Васютку. Он не только изменился внешне, преобразился и его внутренний мир. Мальчик за 5 суток повзрослел, стал ценить многие вещи, которые для него являлись обыденными и незначительными.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» подробно по плану

I. Знакомство с Васюткой

Васютке 13 лет. Он живёт со своими родителями недалеко от Енисея, в таёжной местности. Его отец рыбак.

Лето пролетело незаметно, погода портится, но носу школьные занятия. Взрослые рыболовы заняты починкой снастей, Васютка снабжает их собранными в лесу кедровыми орехами.

II. Васютка идёт в лес за орехами

В очередной раз, пока взрослые были заняты своими делами, Васютка отправился в лес за кедровыми шишками. Мальчишка взял с собой ружьё и, по настоянию матери, хлеб да спички. Васютка шёл по зарубкам на деревьях, чтобы не сбиться с дороги. Набрав достаточное количество шишек, он уже хотел повернуть к деревне, но заметил крупного глухаря. Птицу герой лишь ранил и бросился догонять. Поймав глухаря, он свернул ему шею и понял, что заблудился.

Воспитанный в условиях тайги, мальчик быстро справился с паникой и вспомнил науку взрослых. Заготовил дрова для ночлега, ощипал и приготовил ужин из подстреленной птицы. С рассветом стал искать дорогу домой. Вечером Васютка вышел на озеро, подстрелил уток, обнаружил, что вода богата на рыбу. Мальчик заметил, что в озеро впадает речушка. Он решил подняться по ней, в надежде выйти к реке Енисей. К несчастью, совсем испортилась погода, и Васютке пришлось искать убежище от дождя.

III. Спасение

Утром мальчик развёл огонь, чтобы просохнуть и обогреться. Вдали послышался звук парохода. Васютка отправился к источнику звука. Ему удалось выйти на берег. Вскоре показался теплоход. Дождавшись его приближения, Васютка стал размахивать руками и звать на помощь. Его старания были вознаграждены — его подобрал рыбосборочный катер. Совсем один Васютка провёл в лесу пять дней.

IV. Возвращение домой

Рыбаки накормили мальчика и отвезли к дому. Родные были счастливы его возвращению, ведь его могло уже не быть в живых. Васютка рассказал о своих приключениях и о прекрасном озере отцу. Бригада рыбаков нашла то самое озеро и ему дали название «Васюткино озеро». Рыбы в новом водохранилище и вправду оказалось немерено, и теперь его можно даже обнаружить на карте.

Васютка отправляется за орехами

Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено «спокон веку», а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать «таежные законы». Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.

Несколько интересных сочинений

I.
В. П. Астафьев: детство писателя

дальше…

Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка». Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «…Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?

Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«…думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле»

(В. П. Астафьев)
.
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

II.
Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике
.
Запишем на доске и в тетрадях слово
биография
.

— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим
био-
— жизнь и
-графо-
— пишу.
— Как вы понимаете значение слова
биография
?
— Кто такой
автор
произведения? Что означает слово
автобиография
?
Автобиография

— описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение

— произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение

— произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем
автобиографичным
.

Комментированное чтение

Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

Домашнее задание

Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
12-е задание
выполнить письменно.

Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Главный герой

Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:

  • он игривый, любит похвастаться;
  • ему нравятся приключения;
  • мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.

Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:

  • мужество и выдержка;
  • рассудительность;
  • смекалка.

Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.

Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.

Главная мысль

Автор «Васюткиного озера» заставляет читателя задуматься о многих вещах. Но главной мыслью является то, что даже в самой тяжелой жизненной ситуации не стоит впадать в панику, а нужно суметь трезво оценить сложившиеся обстоятельства

Само собой, не каждому человеку это под силу, поэтому очень важно смолоду вырабатывать в себе силу воли и твердый характер

На примере центрального персонажа Васютки в рассказе «Васюткино озеро», Виктор Петрович хотел донести до читателя, как зарождается сильный характер с раннего возраста. Еще вчера простой мальчишка жил беззаботной жизнью, но судьба ему подкинула нелегкую ситуацию, с которой не каждому дано совладать. Только главный герой сумел разумно оценить свои силы и преодолеть все преграды на своем пути.

Потерявшись в глухой тайге, парень не стал ждать, когда его разыщут, а принялся действовать самостоятельно. Для начала он привел мысли в порядок, успокоился, тем самым сумел побороть дикий страх и стал выбирать правильный маршрут до Енисея.

Так как лето подходило к концу и в безлюдную тайгу пробиралась осень, дни становились все прохладнее. Но школьник и с этой проблемой справился. Он вспомнил все рассказы рыбаков из отцовской бригады про способы выживания в бескрайней тайге. В конце концов, ему удалось разжечь костер из веток и согреться, приготовить покушать и отдохнуть.

Астафьев достаточно последовательно и подробно описывает происходящее, чтобы юный читатель смог оказаться на месте главного персонажа.

В рассказе используется красочное описание русской природы, ее красоты. Особенно автор в привычной для себя манере подчеркивает прелести побережья Енисея. Природа как будто воскресает перед глазами юного читателя и очаровывает своей естественной красотой. Отсюда появляется еще одна из тем повести — любовь к родной земле и ее красотам.

Данное произведение основано на реальных событиях, которые произвели на окружающих сильное впечатление. И в дальнейшем эту историю о потерявшемся в лесу парне Вите, решили напечатать в школьной газете.

Вариант 4

Тринадцатилетний мальчик Васютка проживает со своей семьей на берегу Енисея. Его отец с другими мужчинами рыбачит изо дня в день. Мальчик же старается им помочь, чем может. Поэтому он ходит в тайгу собирать кедровые шишки, семечки из которых так любят пощелкать рыбаки вечерами. Мальчику очень интересно слушать истории, рассказанные взрослыми опытными людьми, он размышляет об этом.

Просто сидеть дома Васютке не интересно. Такие вылазки в лес помогают ему лучше узнать законы природы, различать растения и животных. Постепенно он заходит все дальше и дальше, исследуя все новые территории. Это говорит о том, что Васютка – очень любознательный мальчик. Еще он уважает старших, запоминает все, чему они его учат. Краюшка хлеба, прихваченная с собой в тайгу по их наставлению, очень помогла ему.

Парнишка любит природу, он ценит ее дары. Несмотря на небольшой возраст, он хорошо обращается с ружьем, но зря не тратит патроны и не убивает птиц или белок ради развлечения. Это демонстрирует ответственное отношение к природе. Но все же он – охотник, поэтому не смог устоять перед соблазном подстрелить глухаря и на какое-то время потерял бдительность.

Когда Васютка заблудился в тайге и искал дорогу домой, то в эти несколько дней раскрылись его самые лучшие черты характера. Как и любому человеку, тем более подростку, ему было страшно и на глаза не раз наворачивались слезы. Но он смог собраться с духом, не стал паниковать, наоборот – Васютка мыслил очень рационально.

Мальчик не стал тратить все силы на пустые крики, ведь его все равно никто не услышит. Он позаботился о своей безопасности и устроился на ночлег, а также сумел приготовить птицу. Он четко распределил имеющиеся запасы пищи, зря не тратил патроны.

Васютка – очень наблюдательный парнишка, он смог понять, что выходит к озеру по кочкам и изменившейся растительности. Далее он присматривается к рыбе и определяет, что это озеро должно впадать в реку

Уже на берегу реки мальчик стал разводить костер и стрелять из ружья, чтобы на него обратили внимание. Он все правильно рассчитал

Несмотря на огромную радость возвращения домой, Васютка смог отыскать дорогу к озеру с рыбой. Внимательный, наблюдательный, с отличной памятью мальчик.

Васютку можно охарактеризовать как смелого и находчивого парнишку, сумевшего рационально мыслить в экстремальной ситуации, с которой достойно справиться мог бы не каждый взрослый. Он достоин того, чтобы его именем назвали озеро.

5 класс

Второстепенные герои

Характеристика героев

Главный герой Васютка попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

  • Дети и родители мигранты во взаимодействии с российской школой

      

  • Положение о проведении консультаций в школе

      

  • Основные направления предупреждения насильственных преступлений кратко

      

  • Философия экзистенциализма и психоанализа кратко

      

  • Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства кратко

Характеристика главных героев рассказа «Васюткино озеро»

В представленном рассказе не очень много действующих лиц. И центральным героем является мальчик Васютка, деревенский житель, понимающий и знающий природу, обладающий чуткостью и смелостью. Другие персонажи относятся к второстепенным, их описание дается автором с меньшей подробностью.

Характеристики главного героя Васютки

Васютка является главным действующим лицом рассказа. Ему 13 лет, и полное имя его – Василий Шадрин. Следующие цитаты подтверждают это: «…Да это я, Васька! Заблудился я!..», «…Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал…».

Мальчик всю свою жизнь провел в непосредственной близости к тайге, знает ее и отлично понимает: «…дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…». Он не боится один оставаться наедине с природой: «Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…». Вместе с отцом Васютка живет в Заполярье, около реки Енисей: «…Заполярная тайга не страшна зверьём…», «…Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы…».

Васютку можно описать следующим образом:

  • характерная внешность мальчика описывается как уверенного в себе маленького жителя тайги. «…Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка…» и «…Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить…»;
  • учеба мальчика проходит в местной деревенской школе: «…Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню…», «…Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи…»;
  • процесс учебы идет своими темпами, и хотя мальчик вследствие своей природной активности и любознательности часто шалит и хулиганит во время уроков, он получает необходимые навыки и знания. «…Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком…»;
  • любовь Васютки к природе описана многими цитатами. Отец обучил сына узнавать признаки присутствия зверей и птиц, определять стороны света по природным признакам, что облегчает ему возможность ориентироваться в лесу. «…Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг», «…Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…», а умение собирать дары природы помогало ему не голодать: «…Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил;
  • мальчик умеет обращаться с оружием, без которого невозможно ощущать себя уверенно в условиях дикой природы. «…Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками…»

Заблудившись в тайге, Васютка не пугается. Благодаря своим приобретенным навыкам мальчик легко ориентируется, охотится, собирает плоды. Однако в душе его растет страх, что он не найдет верной дороги и никогда не выберется к людям: «А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги?» Увидев озеро, он эмоционально радуется и уже не боится, сигнализируя руками проплывающим по Енисею судам.

Короткий пересказ «Васюткиного озера»

Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.

Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, ловили рыбу перемётами, а Васютка каждый день ходил за кедровыми орехами — очень уж любили рыбаки это лакомство. Иногда мальчик заглядывал в новые учебники, привезённые из города, готовился к школе. Вскоре шишек на ближайших кедрах не осталось, и Васютка решил отправиться в дальний поход за орешками. По старинному обычаю мать заставила мальчика взять с собой краюшку хлеба и спички, а без ружья Васютка никогда в тайгу не ходил.

Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.

Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но жёлтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.

К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей.

Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.

В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.

На ночь Васютка устроился здесь же. Под утро он услышал звук, который могла издавать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Мальчик бросил в костёр все припасённые дрова, начал кричать, стрелять из ружья, и его заметили. Капитаном бота оказался знакомым дядькой Колядой. Он и доставил Васютку к родным, которые уже пятый день искали его в тайге.

Через два дня мальчик отвёл всю рыболовную бригаду во главе с отцом к заповедному озеру, которое рыбаки стали называть Васюткиным. Рыбы в нём оказалось столько, что бригада переключилась на озёрный лов. Вскоре на районной карте появилось голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевую карту оно перекочевало уже без надписи, а на карте страны его мог найти только сам Васютка.

Характеристика 4

Васютка (Василий Шадрин) – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткина озеро». На момент повествования мальчику 13 лет, Васютка является сыном бригадира рыбаков – Гриория Афанасьевича Шадрина.

Васютка растет в таежном краю в районе города Игарка. Все лето мальчик вместе с родителями живет на берегу Енисея в рыболовецкой избушке. Отличительной чертой Васютки является любознательностью, он внимательно слушает рассказы взрослых, запоминает навыки и премудрости жизни в тайге. Васютка следует правилам таежной жизни, он непренебрегает советаи старшего поколения.

Мальчик трудолюбив, он не может сидеть без дела. Дни в рыболовецком стане были однообразными и скучными, здесь не было ровесников Васютки, его товарищей, поэтому не с кем было и поиграть, некуда было сходить. Чтобы хоть как-то занять свое время, мальчик отправлялся в лес за кедровыми орехами, которыми «снабжал» рыбаков. Для того, чтобы не заблудится в лесной чаще Васютка оставлял зарубки на деревьях.

В свои 13 лет Васютка многое знает. Мальчик умеет стрелять из ружья, по деревьям определять южную и северную стороны, также Васютка знаком с приметами о погоде. Эти знания помогают ему не только выжить в тайге, но и выбраться из нее, когда Васютка, погнавшись за глухарем, теряет дорогу к жилью рыбаков. Пять дней продолжались поиски мальчика, родные начали терять надежду на его спасение. Однако Васюткино понимание природы спасает его. Ориентируюсь по сторонам света, мальчик понимает, что лучше идти на север, ведь к югу тайга разрослась настолько, что найти ее конец будет невозможно. Васюка обнаруживает озеро богатое белой рыбой, по этому признаку мальчик понимает, что оно поточное, что оно сможет вывести его к какой-нибудь небольшой речке, впадающей в Енисей. Так он и нашел дорогу к Енисею, где его подобрала шлюпка с рыбами.

Для 5 класса

Другие персонажи

Григорий Афанасьевич Шадрин

Григорий Афанасьевич Шадрин — отец Васютки. Он работает бригадиром рыбаков. Григорий Афанасьевич не любит много говорить, был серьёзен, сдержан. Васютка немного перед ним робеет.

Мать Васютки

Анна, мать Васютки, была в бригаде рыбаков поварихой. Она любит сына, заботится о нём. Когда мальчик вернулся из тайги простывшим, мама лечила его.

Рыбаки из бригады отца Васютки

Рыбаки из бригады отца Васютки умели не только рыбачить, но и мастерить якорницы, лодки конопатить, невода чинить. Эти люди отзывчивы к чужой беде, поэтому помогали своему бригадиру искать в тайге его сына.

Дядя Коляда

Дядя Коляда — старшина рыбосборочного бота. Это добрый и ответственный человек. Когда он со своими напарниками увидел на берегу Васютку, то взял его на бот и велел штурвальному без остановки вести бот до бригады Шадрина. Старшина понимал, что мальчика нужно как можно скорее доставить к стоянке бригады его отца, чтобы успокоить его родителей.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ и характеристика Николая Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Сказка о царе Салтане» — краткое содержание и пересказ сказки А. С. Пушкина

Образ и характеристика Грушницкого — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ и характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина — героя повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

«Каменный цветок» — краткое содержание и пересказ сказа П. П. Бажова

«Ночь перед Рождеством» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя

Образ и характеристика Дины — героини рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»

Погоня за птицей

Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.

Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: