За границей
Отъезд из России был попыткой поэта вырваться за пределы устоявшегося круга общения и открыть для себя новые горизонты творчества. И разумеется, поставить точку в затянувшихся двусмысленных отношениях с Александром Блоком и его супругой. Поездка по странам Европы заняла более двух лет. Период этот в творчестве поэта был весьма плодотворным. Стихи нередко посвящались и адресовались оставленному в России кругу общения, в том числе и Блоку с Менделеевой. После возвращения из Европы поэт сошёлся с А. Тургеневой (брак они официально оформят только через пять лет) и уехал за границу вновь. На этот раз в другом направлении — через Сицилию в Палестину, Египет и Тунис. В Россию он вернётся только в разгар войны, незадолго до революции.
Смерть и наследие поэта
На следующий день после Рождества в 1934 году писатель умер на руках супруги. Причиной смерти был паралич дыхательных путей. Андрея Белого похоронили на столичном Новодевичьем кладбище. Жена поэта впоследствии написала книгу воспоминаний.
Авторитетные исследователи считают, что без изучения творчества Белого невозможно понять эстетический феномен литературы на рубеже XIX—XX столетий. По этой причине современники, которые интересуются отечественной поэзией, знакомятся с работами теоретика символизма. Самые известные работы автора — «Раздумье», «Родина» и т. д. Эти произведения нередко цитируют современники.
Символист до 26 лет жил в квартире на Арбате. После его смерти там основали музей. Примечательно, что дом Белого однажды посетил сам Лев Толстой.
Заметный след в литературе оставил один из ведущих деятелей модернизма и символизма в России, известный критик, поэт и писатель Андрей Белый. Краткая биография автора поможет читателям ближе познакомиться с ним. Потомкам он оставил огромное культурное наследие в виде своих работ.
Личная жизнь
Познакомившись и сблизившись с поэтом Александром Блоком, Андрей Белый начал ухаживать за его женой Любовью Менделеевой, позже они стали любовниками. В этом драматическом любовном треугольнике все трое мучились почти четыре года, пока не произошёл окончательный разрыв, отразившийся в пьесе Блока «Балаганчик». Поэт же Андрей Белый уехал за границу и вылил свои страдания в поэтических сборниках «Пепел» и «Урна».
Практически в это же самое время Белый состоял и в другом любовном треугольнике – со своим собратом по символистскому течению поэтом Валерием Брюсовым и его женой поэтессой Ниной Петровской. Этот роман Андрея и Нины начался совсем невинно, но вскоре Петровская так сильно влюбилась в Белого, что доходила в своих чувствах до мистического поклонения ему. Андрей решил порвать эти отношения, ему хватало любовного романа с Менделеевой Любой, женой Блока, но Петровская принялась буквально преследовать его. Дошло до того, что Нина предприняла попытку убийства своего возлюбленного. Во время перерыва в лекции, которую читал Андрей в политехническом институте, она подошла и выстрелила в него в упор. К счастью, браунинг дал осечку. Вся эта коллизия позднее нашла отражение в романе Брюсова «Огненный ангел».
В 1909 году Белый познакомился с художницей, племянницей великого русского писателя Ивана Тургенева. Девушку звали Анна (близкие люди называли её Ася), они сблизились и стали жить гражданским браком. Она разделила с ним годы странствий, когда с 1910 по 1912 годы он путешествовал по Египту, Палестине, Тунису и Сицилии. Весной 1914 года Андрей женился на Асе официально, их бракосочетание прошло в Бёрне.
В 1916 году он один уехал в Россию, Ася за ним не последовала, оставшись в Дорнах. Спустя пять лет он вернулся к жене, но после объяснений стало понятно, что дальнейшее совместное проживание уже невозможно.
Поскитавшись пару лет за границей, Белый вернулся в Москву. Супружеская жизнь с Анной Тургеневой осталась в прошлом, но в его судьбе появилась другая женщина. Васильева Клавдия Николаевна стала последней возлюбленной поэта. В 1925 году по приглашению своих друзей они уехали в Кучино, где поселились на даче знакомых. Как говорил потом Андрей Белый, эта усадьба стала для него как Ясная Поляна для Льва Толстого или как Ялта для Антона Чехова. Здесь он наконец-то смог с головою погрузиться в творчество. В 1931 году Клавдия и Андрей узаконили свои отношения.
Клавдия Николаевна сделала последние годы жизни Белого счастливыми, она была тихой и очень заботливой, окружила его своим вниманием, а он в ответ ласково называл её Клодя. 8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище
8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.
Литературная деятельность
Зимой 1901 года Белый познакомился с опытными символистами Брюсовым, Гиппиус и Мережковским. А уже в 1903 году вокруг него стал образовываться кружок молодых символистов, который состоял в основном из студентов университета. Кружку было дано название «Аргонавты», а Андрей стал его идейным вдохновителем и несомненным лидером.
В 1903 году Андрей начал вести переписку с поэтом Александром Блоком, а спустя год они уже познакомились лично. Это знакомство в будущем вылилось в долгие годы мучительной вражды и дружбы.
В январе 1904 года в Москве начал издаваться ежемесячный научно-литературный журнал «Весы». Андрей Белый вёл с издательством тесное сотрудничество.
Свои собрания кружок «Аргонавты» проводил на квартире у известного российского общественного деятеля и юриста Павла Ивановича Астрова. На одном из заседаний было принято решение об издании литературно-философского сборника. В 1906 году вышли две первые книги этого сборника, которому дали название «Свободная совесть».
В 1909 году Белый работал в московском издательстве «Мусагет», он был одним из его основателей, здесь поэт занимался переводами, а также печатал свои стихи.
В 1911 году Андрей отправился путешествовать на Ближний Восток и в Северную Африку. Впечатления от этой поездки нашли отражение в «Путевых заметках».
Вернувшись в Россию, в 1912 году, Белый немного поработал редактором в журнале «Труды и дни». Затем снова отправился за границу, где в Берлине произошло его знакомство с Рудольфом Штейнером, австрийским основоположником религиозно-мистического учения антропософии. Андрей с головой окунулся в это учение и стал учеником Штейнера.
В этот период вышло три тома его теоретических и критических статей:
- «Символизм»;
- «Луг зелёный»;
- «Арабески».
Немного Белый стал отходить от поэзии символизма, всё больше в его творчестве появлялось прозаических произведений, например, романы «Серебряный голубь» и «Петербург», а также автобиографическая повесть «Котик Летаев».
С 1914 по 1916 годы Андрей жил в Швейцарии, где принимал участие в строительстве храма «Гетеанум». В конце 1916 года Белого вызвали в Россию на проверку его отношения к воинской повинности. Жена Ася с Андреем не поехала, осталась в Швейцарии, решив полностью отдаться делу Штейнера и возведению храма.
Первую Мировую войну Белый считал общечеловеческим бедствием, а революцию в России 1917 года он воспринял в качестве возможного выхода из глобальной тупиковой катастрофы. Эти идеи нашли воплощение в его произведениях:
- цикл эссе «На перевале», состоящий из трёх частей «Кризис жизни», «Кризис мысли» и «Кризис культуры»;
- очерк «Революция и культура»;
- поэма «Христос Воскрес»;
- поэтические сборники «Королевна и рыцари» и «Звезда».
Наряду с творчеством Андрей занимался преподавательской деятельностью. Для молодых пролетарских писателей и поэтов в пролеткульте в Москве он читал лекции по теории прозы и поэзии.
С 1921 по 1923 годы Белый вновь провёл за границей, но после полного разрыва супружеских отношений с женой вернулся в Россию, где начался особенно плодотворный период его творчества, в основном теперь он писал прозу:
- дилогия романов «Москва» («Московский чудак» и «Москва под ударом»);
- роман «Маски»;
- мемуары «Воспоминания о Блоке»;
- трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».
Значительным вкладом для литературоведческой науки оказались исследовательские работы Белого « Мастерство Гоголя», «Ритм как диалектика и «Медный всадник».
17 интересных фактов из жизни Андрея Белого
Будучи и писателем, и поэтом, и талантливым во всех областях знатоком литературы, Андрей Белый творил в трудное время. Он застал и Первую Мировую войну, большевистскую революцию, и последовавшую за ней смуту гражданской войны, и голод конца 20-х годов. Он всю жизнь мечтал заниматься именно литературным творчеством, несмотря на то, что он был одарён в разных областях, и в итоге добился, чего хотел.
Интересные факты из жизни Андрея Белого
- Отец будущего писателя был университетским деканом, человеком образованным и начитанным. Он был знаком со многими видными литераторами того времени, включая Льва Толстого, который даже посещал его дом, где рос юный Андрей.
- Настоящее имя Андрея Белого — Борис Бугаев. Но он всю жизнь подписывался псевдонимом.
- В биографии Андрея Белого отмечается, что, по его собственным словам, на его жизнь и творчество оказали наибольшее влияние книги Ницше и Достоевского.
- В молодости литератор увлекался оккультизмом и и нтересовался учением буддизма.
- Он с отличием окончил престижную гимназию Поливанова.
- Обучаясь на физико-математическом факультете, Андрей Белый обладал к тому же талантом к химии и биологии. Также он досконально изучал труды Чарльза Дарвина.
- Увлекаясь и прозой, и поэзией, он свёл знакомство с такими поэтами, как Брюсов, Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус.
- Одно время самыми близкими людьми Андрея Белого были поэт Александр Блок и его жена. После серьёзной ссоры, положившей конец их общению, Белый настолько впал в депрессию, что на полгода уехал из страны.
- Когда началась Первая Мировая война, писатель вернулся в Россию, так как его туда вызвали. Жена его, однако, не последовала за ним, и так они разлучились на долгие годы. В итоге, когда в 1921 году Андрей Белый получил разрешение выехать из страны, оказалось, что их с супругой уже ничего не объединяет, и они развелись.
- Очень критично к Андрею Белому и его творчеству относился политический деятель Лев Троцкий, который называл его в одной из публикаций «покойником», разумея его произведения и литературный стиль.
- Одно время Андрей Белый был участником двух «любовных треугольников» с женщинами и знаменитыми поэтами, Александром Блоком и Валерием Брюсовым.
- Всего писатель был женат дважды.
- Он подписывался самыми разными псевдонимами — А. Альфа, Дельта, Гамма, Быков, а также некоторыми другими.
- Исследователи биографии Андрея Белого подмечают тот факт, что современники часто упоминали его «безумный» взгляд.
- Деятельность Белого в качестве литературоведа высоко оценивал русско-американский писатель Владимир Набоков, автор знаменитой «Лолиты».
- Дом-музей Андрея Белого в 2000 году был открыт в центре Москвы, на Арбате, в том самом доме, в котором он прожил первую половину жизни.
- Литературная премия имени Андрея Белого стала первой неподцензурной премией в СССР.
«Симфонии» и стихи: первые творческие опыты Андрея Белого
Андрей Белый. Брюссель, Бельгия, 1912 год. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Андрей Белый. Москва, 1903 год. Фотография: фотоателье «Отто Ренар» / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Андрей Белый. 1904 год. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
С 16 лет Белый пробовал писать стихи, прозу и пьесы, но большую часть произведений того времени уничтожил. Несколько лет спустя он начал создавать произведения, которые называл «симфониями». Это была ритмическая проза мистического, а часто даже апокалиптического содержания. Первую свою «симфонию» Белый назвал «Северной героической», но публиковать ее не стал: опасался, что родители осудят «декадентское» творчество. Писатель дебютировал в 1901 году, когда вышла его «Драматическая симфония». Во вступлении к ней автор указал, что «произведение это имеет три смысла: музыкальный, сатирический и, кроме того, идейно-символический», а «совмещение в одном отрывке или стихе всех трех сторон ведет к символизму». Тогда же Михаил Соловьев предложил начинающему писателю публиковаться под псевдонимом Андрей Белый.
Всего Андрей Белый написал четыре «симфонии». В них встречались отсылки к христианской философии Владимира Соловьева, трудам Фридриха Ницше, Иммануила Канта и Артура Шопенгауэра. На тезис Шопенгауэра о том, что музыка важнее других видов искусства, писатель опирался и в своем более позднем творчестве.
Белый не только создавал литературные произведения, но и разрабатывал теорию символизма. Его статьи, заметки и рецензии выходили в журналах «Новый путь», «Весы», «Мир искусства», «Труды и дни».
Осенью 1903 года появился кружок «Аргонавты». Помимо Андрея Белого и Сергея Соловьева, в него входили писатель Лев Кобылинский, известный под псевдонимом Эллис, музыкальный критик Эмилий Метнер и его младший брат, композитор Николай Метнер, переводчик Алексей Петровский и многие другие — состав участников часто менялся. Собрания проходили в квартире Белого или у юриста Павла Астрова. На одном из заседаний побывали Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и поэт Вячеслав Иванов.
Одному из своих ближайших друзей по кружку, Эллису, Белый посвятил стихотворение «Из окна вагона»:
Когда вышел первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури», автора причислили к «младосимволистам». Так называли писателей начала ХХ века, чьи произведения обращались к теме философских исканий. Андрей Белый посвятил свой сборник поэту Константину Бальмонту. Во многих стихах встречались «аргонавтические» мотивы — образ корабля «Арго», миф о Ясоне и поисках золотого руна.
В начале 1900-х годов Андрей Белый начал переписываться с Александром Блоком. Поэты обсуждали философию, политику, мистику и поэзию. Вскоре они познакомились лично, но близкими друзьями не стали. Их отношения колебались от доброжелательности до неприязни: Блок ревновал к Белому свою жену Любовь.
В личной жизни Белого преследовали неудачи. Любовь Блок предпочла остаться с мужем. Другая возлюбленная писателя, Нина Петровская, выбрала Валерия Брюсова.
Поэзия Белого
Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел
, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника
и Семинарист
). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия
(1907):
Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.
И оно заканчивается словами:
Исчезни в пространство, исчезни,Россия, Россия моя!
Через десять лет, с высоты второй революции
, он переписал эти стихи, закончив их так:
Россия! Россия! Россия! –Мессия грядущего дня.
Урна
(написанная после Пепла
и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта . С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки
, 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье
(1921) – прелестна. Как и Три встречи
Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лейтмотивами, «соответствиями» и «ссылками» на себя же.
Хронология жизни писателя
В жизни Андрея Белого происходило множество событий, среди которых:
- Сентябрь 1891. В 11 лет будущего поэта отдали в Поливановскую гимназию. Здесь поэт изучал восточную религию, увлекался поэзией. Его любимыми писателями были Ницше, Ибсен, Достоевский. Позже он начнёт изучать творчество символистов — Мережковского, Брюсова, Бальмонта.
- Конец 1895. Прозаик знакомится с семьёй Соловьёвых. Автор часто гостил у них, читал сочинения, получал поддержку. В это время зародилась литературная деятельность писателя. В доме Соловьёвых он обрел псевдоним Андрей Белый. А в 1897 написал первое произведение.
- Сентябрь 1899. Поэт окончил учебное заведение, получил аттестат и, по совету родителей, стал студентом Московского университета. Писатель, помимо творчества, увлекался точными науками, поэтому поступил на физико-математический факультет.
- Январь-декабрь 1900. Поэт работал над литературными произведениями, увлекался творчеством Соловьёва.
- Декабрь 1901. Судьбоносное время в жизни писателя. Он познакомился с известными символистами — Гиипиус, Брюсовом, Мережковским.
- Апрель-август 1902. Знаменательное событие в судьбе поэта. Вышло первое произведение под его псевдонимом. Оно получило название «2-ая симфония». В этот же период автор активно работал над написанием «3-ей симфонии».
- 1903. В этот период поэт начал общаться с А. Блоком. Позже состоялась их личная встреча. Но поэтов в будущем будет связывать не только дружба, но и соперничество. В это же время сформировался кружок «Аргонавты», состоялся поэтический дебют автора в альманахе «Северные цветы». Помимо этого, писатель окончил университет. После чего продолжил знакомиться с символистами и писать.
- 1904. Год ознаменовался сотрудничеством с изданием «Весы», выходившим ежемесячно, поступлением писателя на историко-филологический факультет Московского университета, выходом в свет произведения «Возврат. 3-ая симфония».
- Февраль 1906. В этом году А. Белый отчислился и отправился в путешествие.
- Конец февраля 1907. Поэт вернулся в Москву, повздорил с А. Блоком, но конфликт был улажен.
- С 1908 по 1917. В эти года писатель активно занимался литературной деятельностью, печатался в изданиях и публиковал свои произведения, такие как: «Кубок метелей. Четвёртая симфония», «Урна: Стихотворения», «Символизм: Книга статей», «Арабески. Книга статей». В это же время писатель работал над написанием романов «Петербург» и «Котик Летаев», главы которых также печатались.
- 1918. Писатель поступил на службу, продолжая заниматься литературой. Он трудился над произведением «Я» («Записки чудака»), сборником «На перевале», поэмой «Христос воскрес». В этот период он публиковался и служил.
- С 1919 по 1922. Писатель продолжал литературную деятельность. Среди произведений, написанных в эти года, поэма «Первое свидание», сборник стихов «Звезда».
- С 1922 по 1932. Незадолго до смерти писатель путешествовал, писал книги, участвовал в митинге. Защищал Гоголя и его пьесу «Ревизор». Активно общался и поддерживал связь с другими писателями.
- 8 января 1934 г. А. Белый умер на руках своей жены от инсульта.
Жизнь писателя сопровождалась потерями: умерли Блок, Соловьёв и его жена, Брюсов и другие люди, с которыми общался писатель. Он тяжело переживал утраты, и это находило отражение в его произведениях. Например, Блоку он посвятил лучшие страницы в томах воспоминаний, над которыми писатель работал в последние годы жизни.
Поэт Андрей Белый
Биография
Поэт, яркий представитель русского символизма, прозаик, литературный критик и философ Андрей Белый – сын удивительной культурной эпохи, получившей название «серебряный век». Малоизвестный современникам автор интересен изобретениями и открытиями, во многом определившими облик литературы начала ХХ века.
Портрет Андрея Белого
Видя некое раздвоение окружающего мира, литератор и философ Белый сделал вывод, что источник социальных потрясений кроется в противостоянии двух мировоззренческих стихий – Востока и Запада. Ценители его творчества уверены, что Андрей Белый лучше всех современников изобразил такое сложное явление, как переломная эпоха.
Литература
В 1901-ом Андрей Белый – студент университета – опубликовал первое произведение. «Симфония (2-я, драматическая)» продемонстрировала ценителям поэзии рождение жанра литературной «симфонии», создателем которого по праву считается Андрей Белый. В начале 1900-х свет увидели «Северная симфония (1-я, героическая)», «Возврат» и «Кубок метелей». Названные поэтические сочинения – удивительный синтез слова и музыки, их называют ритмической прозой.
Андрей Белый в молодости
В начале 19-го века Андрей Белый познакомился с московскими символистами, которые группировались вокруг издательств «Гриф» и «Скорпион». Затем москвич попал под влияние петербургских поэтов и писателей Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, издателей журнала «Новый путь», написав несколько философских статей.
В начале 1903 года Андрей Белый заочно сошелся с Александром Блоком: литераторы переписывались. Личное знакомство, переросшее в драматическую то ли дружбу, то ли вражду, состоялось в следующем году. В том же году поэт-мистик с единомышленниками организовал кружок «аргонавтов». В 1904-ом издан первый поэтический сборник «Золото в лазури», в который вошло стихотворение «Солнце».
Андрей Белый и Сергей Соловьев
В начале 1905 года Андрей Белый приехал к Мережковскому и Гиппиус в Петербург и увидел первые революционные события, которые воспринял восторженно, но остался в стороне от происходящего. Конец осени и начало зимы 1906 писатель жил в Мюнхене, потом перебрался в Париж, где оставался до 1907 года. В 1907-м Андрей Белый вернулся в Москву, где работал в журнале «Весы» и сотрудничал с изданием «Золотое руно».
В конце первого десятилетия 1900-х литератор подарил поклонникам сборники стихов «Пепел» и «Урна». В первый вошло стихотворение «Русь». Следующее десятилетие ознаменовалось выходом романов «Серебряный голубь» и «Петербург».
В октябре 1916 года творческая биография Андрея Белого обогатилась новым романом «Котик Летаев». Грянувшую Первую мировую войну писатель воспринял, как трагедию России. Летом того же года литератора призвали на военную службу, но в сентябре дали отсрочку. Андрей Белый жил то в Подмосковье, то в Царском Селе под Петроградом.
В февральской революции Белый увидел спасение, отобразив видение происходящего в поэме «Христос воскрес» и сборнике стихов «Звезда». После окончания революции Андрей Белый трудился в советских учреждениях. Был лектором и преподавателем, вел занятия с начинающими литераторами в «Пролеткульте», стал издателем журнала «Записки мечтателя».
Книга Андрея Белого
Разочарование действиями новой власти подтолкнуло Андрея Белого к эмиграции. В 1921 году писатель и философ уехал в Берлин, где жил и работал 3 года. В конце 1923 года Белый вернулся на родину и жил в России до последних дней.
Прозаик написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом» и «Маски», издал мемуары о Блоке и трилогию о революционных событиях (роман «Между двух революций» опубликован посмертно). Контакт с властью Андрей Белый не наладил до конца жизни, из-за чего творчество ярчайшего представителя символистов и «серебряного века» оценили по достоинству лишь в конце ХХ века.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Актер
- Дом Фарфора (2017), сериал
- Доктор Рихтер (2017), сериал
- Оптимисты (2017), сериал
- Взрывная волна (2017)
- Садовое кольцо (2016), сериал
- Премьера (2016), короткометражный
- Перепутанные (2016), сериал
- Парень из Голливуда (2016)
- Мотылек (2016)
- День до (2016)
- Стена (2016)
- Чистое искусство (2016)
- Закрой глаза (2016)
- Срочно выйду замуж (2015)
- Снег и пепел (2015)
- Орлова и Александров (2015), сериал
- Наследники (2015)
- Война полов (2015)
- Бармен (2015)
- А зори здесь тихие… (2015)
- SOS, Дед Мороз, или Все сбудется! (2015)
- Обнимая небо (2014), сериал
- Я тебя никогда не забуду (2013)
- Шагал — Малевич (2013)
- Куприн (2013), сериал
- Городские шпионы (2013), сериал
- Былое и Дума (2013), документальный сериал
- Брак по завещанию-3. Танцы на углях (2013), сериал
- Вангелия (2013)
- Марафон (2012)
- Метро (2012)
- Стальная бабочка (2012)
- Уланская баллада (2012)
- Длинноногая и ненаглядная (2012), фильм-спектакль
- Дуэль (2012)
- Август. Восьмого (2012)
- Фурцева (2011), сериал
- Пандора (2011)
- О чем еще говорят мужчины (2011)
- Долина роз (2011)
- Кто я? (2010)
- Зеленые поля (2010)
- В стиле jazz (2010)
- Багровый цвет снегопада (2010)
- Частный сыск полковника в отставке (2009), сериал
- По следу Феникса (2009)
- Фонограмма страсти (2009)
- Дата смерти будет объявлена дополнительно (2009)
- Братья Карамазовы (2009), сериал
- Сорок третий номер (2009)
- Одна семья (2009)
- Зона турбулентности (2009)
- Желание (2009)
- Северный ветер (2008), сериал
- Храни меня дождь (2008)
- Тихая семейная жизнь (2008)
- Самая красивая-2 (2008)
- Пари (2008)
- Никто, кроме нас… (2008)
- Месть (2008)
- Застава Жилина (2008)
- Господа офицеры: Спасти императора (2008)
- Ярик (2007)
- Эхо из прошлого (2007)
- Параграф 78: пункт 2 (2007)
- Параграф 78 (2007)
- Никогда не забуду тебя! (2007)
- На пути к сердцу (2007), сериал
- Давай поиграем (2007)
- Седьмой день (2006)
- Жесть (2006)
- Волкодав (2006)
- Умножающий печаль (2005), сериал
- Талисман любви (2005), сериал
- Наваждение (2004), сериал
- Каменская-3 (2003), сериал
- Вкус убийства (2003)
- Дневник убийцы (2002)
- Бригада (2002), сериал
- Хозяин империи (2001)
- Обыкновенные дни (2001)
- Идеальная пара (2001), сериал
- Тихие омуты (1999)
- Москва (1999)
- Горе от ума (1999)
- Мама (1999)
- Короли российского сыска (1996)
Литературная деятельность
Зимой 1901 года Белый познакомился с опытными символистами Брюсовым, Гиппиус и Мережковским. А уже в 1903 году вокруг него стал образовываться кружок молодых символистов, который состоял в основном из студентов университета. Кружку было дано название «Аргонавты», а Андрей стал его идейным вдохновителем и несомненным лидером.
В 1903 году Андрей начал вести переписку с поэтом Александром Блоком, а спустя год они уже познакомились лично. Это знакомство в будущем вылилось в долгие годы мучительной вражды и дружбы.
В январе 1904 года в Москве начал издаваться ежемесячный научно-литературный журнал «Весы». Андрей Белый вёл с издательством тесное сотрудничество.
Свои собрания кружок «Аргонавты» проводил на квартире у известного российского общественного деятеля и юриста Павла Ивановича Астрова. На одном из заседаний было принято решение об издании литературно-философского сборника. В 1906 году вышли две первые книги этого сборника, которому дали название «Свободная совесть».
В 1909 году Белый работал в московском издательстве «Мусагет», он был одним из его основателей, здесь поэт занимался переводами, а также печатал свои стихи.
В 1911 году Андрей отправился путешествовать на Ближний Восток и в Северную Африку. Впечатления от этой поездки нашли отражение в «Путевых заметках».
Вернувшись в Россию, в 1912 году, Белый немного поработал редактором в журнале «Труды и дни». Затем снова отправился за границу, где в Берлине произошло его знакомство с Рудольфом Штейнером, австрийским основоположником религиозно-мистического учения антропософии. Андрей с головой окунулся в это учение и стал учеником Штейнера.
В этот период вышло три тома его теоретических и критических статей:
- «Символизм»;
- «Луг зелёный»;
- «Арабески».
Немного Белый стал отходить от поэзии символизма, всё больше в его творчестве появлялось прозаических произведений, например, романы «Серебряный голубь» и «Петербург», а также автобиографическая повесть «Котик Летаев».
С 1914 по 1916 годы Андрей жил в Швейцарии, где принимал участие в строительстве храма «Гетеанум». В конце 1916 года Белого вызвали в Россию на проверку его отношения к воинской повинности. Жена Ася с Андреем не поехала, осталась в Швейцарии, решив полностью отдаться делу Штейнера и возведению храма.
Первую Мировую войну Белый считал общечеловеческим бедствием, а революцию в России 1917 года он воспринял в качестве возможного выхода из глобальной тупиковой катастрофы. Эти идеи нашли воплощение в его произведениях:
- цикл эссе «На перевале», состоящий из трёх частей «Кризис жизни», «Кризис мысли» и «Кризис культуры»;
- очерк «Революция и культура»;
- поэма «Христос Воскрес»;
- поэтические сборники «Королевна и рыцари» и «Звезда».
Наряду с творчеством Андрей занимался преподавательской деятельностью. Для молодых пролетарских писателей и поэтов в пролеткульте в Москве он читал лекции по теории прозы и поэзии.
С 1921 по 1923 годы Белый вновь провёл за границей, но после полного разрыва супружеских отношений с женой вернулся в Россию, где начался особенно плодотворный период его творчества, в основном теперь он писал прозу:
- дилогия романов «Москва» («Московский чудак» и «Москва под ударом»);
- роман «Маски»;
- мемуары «Воспоминания о Блоке»;
- трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».
Значительным вкладом для литературоведческой науки оказались исследовательские работы Белого « Мастерство Гоголя», «Ритм как диалектика и «Медный всадник».
Литература и творчество
Первое произведение было опубликовано в 1901 году. «Северная симфония» и остальные части работы были названы ритмической прозой. Благодаря этому Андрей белый познакомился со многими писателями того времени. В частности, в 1903 году это был Саша Блок, известный поэт. Они долгое время не виделись и поддерживали общение только посредством письменных сообщений друг другу.
В 1905 году поэт приехал в Петербург, где в то время происходили революционные события и, прожив там всего один год, переехал в Мюнхен, после в Париж. Там он и оставался вплоть до 1907 года, когда вернулся в Москву. В конце первой декады 1900-х вышли такие сборники стихотворений и романов:
- Урна;
- Пепел;
- Петербург;
- Серебряный голубь.
После этого писатель выпустил ещё массу произведений, которые были весьма популярны в то время.
https://youtube.com/watch?v=tutsKFmeKEc