Душа и природа живых существ
Подобно другим ранним античным теориям о живых существах, Демокрит, по-видимому, использует термин ψυχή (душа: LSJ) по отношению к той отличительной черте живых существ, которая объясняет их способность выполнять жизненные функции. Согласно Аристотелю, Демокрит считал, что душа состоит из одного вида атомов, в частности — из огненных атомов (О душе. I. 2). Вероятно, такая мысль возникла из-за ассоциации жизни с теплом и из-за того, что круглые атомы огня готовы быть движимы, а душа, как считается, заставляет двигаться`11`. Демокрит, предположительно, полагал, что мышление также является последствием физического движения атомов. Этим иногда доказывают, что Демокрит отрицал посмертную жизнь души, хотя свидетельства по этому поводу неоднозначны.
Проблема, с которой сталкиваются материалистические теории живых существ, состоит в объяснении существования и регулярного воспроизводства функционально адаптировавшихся форм в природном мире. Хотя атомисты значительно преуспели в доказательстве того, что простая онтология атомов и пустоты (учитывая минимальные свойства первых) может объяснить огромное разнообразие объектов воспринимаемого мира, а некоторые кажущиеся упорядоченными эффекты могут быть побочным продуктом беспорядочных столкновений атомов, им гораздо труднее объяснить ту или иную функциональную организацию организмов.
Демокрит, похоже, разработал концепцию воспроизводства, согласно которой все части тела составляют семя, из которого вырастает новое животное. Семя происходит от обоих родителей (DK 68А141; 143). Эта теория, по-видимому, предполагает, что наличие материала от каждого органа в семени объясняет развитие аналогичного органа в новом организме. Родительские качества наследуются, когда материал одного или другого родителя «снабжает» соответствующую часть нового организма в наибольшей степени. Отпрыск имеет женский или мужской пол благодаря тому, какое из двух семян дает наибольший материал из гениталий. В атомистическом космосе существование определенных видов не считается вечным. Как и в некоторых других ранних материалистических теориях, в теории Демокрита предполагается, что люди возникли из земли (DK 68А139), хотя свидетельства почти не проливают света на этот счет.
биография
Имя Демокрит означает «избранный народ». Этот философ был известен не только по имени, но и по прозвищам. Его звали Абдерит, Милезий или «философ, который смеется».
Демокрит жил между 460 г. до н.э. и 370 г. до н. э. был родом из города Абдера, ныне известного как Фракия, на Балканском полуострове, расположенном в северной части Эгейского моря. В то время Абдера была столицей великого полиса Греции.
Когда его отец умер, Демокрит получил наследство, которое он оставил ему. Используя эти деньги, он отправился в Персию, где он был учеником ученых и магов короля Ксеркса I.
исследования
Его исследования проводились в то время, когда Иерджес I проводил военную кампанию против греков, во время события, известного как «Медицинские войны», которое закончится завоеванием империи Ахеменидов Алехандо Маньо..
Говорят, что Демокрит жил экстравагантно, поэтому ему приписывают многочисленные истории, происходящие в разных местах, которые он посетил, включая Египет, Персию и Месопотамию..
Одна из его самых известных легенд гласит, что Демокрит разорвал ему глаза, потому что они избегали его концентрации во время его философских размышлений. Также сказано, что он смог почувствовать, что произойдет в будущем.
Есть также истории, рассказывающие, что Демокрит иронично смеялся над тем, как люди развивались перед лицом мировых достижений. Он часто смеялся, утверждая, что смех делает мудрецов.
смерть
Считается, что Демокрит умер в 370 г. до н. в возрасте 90 лет. Однако многие авторы того времени соглашаются, что он прожил более ста лет, чтобы добровольно покончить с собой..
Жизненный путь философа
Демокрит родился около 460-го года до нашей эры во Фракии в городе Абдеры, в семье богатого и уважаемого гражданина города. Уже в детстве Демокрит познакомился с философией и мудростью востока. Согласно легенде его отец принял в своем доме отступающего персидского царя Ксеркса, который в благодарность оставил ему трех своих мудрецов для обучения его сыновей. В юношеском возрасте Демокрит знакомится с Левкиппом и становится его учеником, изучает основные положения атомистической теории и материалистического мировоззрения.
Отец Демокрита после своей смерти разделил наследство между будущим философом и его двумя братьями – Геродотом и Дамасом. В отличии от братьев Демокрит не имел страсти к преумножению богатства, напротив, взяв изрядную сумму из наследства он отправился путешествовать в поисках мудрости. Демокрит обучался в Греции где слушал лекции Сократа и Анаксагора, Египте, Персии. Растратив все средства за несколько лет путешествий Демокрит был вынужден вернуться в родные Абдеры, где был подвергнут суду за растрату отцовского наследства.
Вместо оправданий на суде Демокрит зачитал согражданам отдельные идеи из своего произведения «Великий мирострой», которые впечатлили присутствующих. По результатам философ был оправдан и даже получил денежное вознаграждение.
Вместе с тем социальная жизнь философа была непростой. Современники с одной стороны восхищались его умом, а с другой не могли принять образа жизни и мировоззрения Демокрита. Мыслитель крайне критически отзывался о любви, как духовной, так и плотской, о женщинах, а также о детях и процессе их воспитания. Вполне естественно, что Демокрит не был женат и потомства после себя не оставил.
В противовес любви Демокрит высоко ценил дружбу. Его любым времяпрепровождением были прогулки по кладбищу и размышления о сущности мироздания. К числу «странностей» философа современники относили еще две вещи – вскрытие мертвых животных и изучение их внутренних органов, а также привычку разражаться во время беседы громким и неуместным смехом. Как объяснял сам Демокрит, его смешила вся мелочность человеческих проблем и жизненных перипетий перед величием и грандиозностью проблем и процессов мироздания. За эту привычку Демокрит получил прозвище «Смеющийся философ».
В определенный момент друзья Демокрита оказались настолько обеспокоены его состоянием, что даже вызвали Гиппократа, дабы тот осмотрел философа. После беседы Гиппократ сказал о том, что мудрец совершенно здоров как духом, так и телом, а также является одним из умнейших людей с которыми ему приходилось беседовать.
Демокрит почил в весьма почтенном возрасте, по разным источникам ему было от девяноста до ста шести лет. Незадолго до смерти философ ослеп, и вокруг данного факта также родилась легенда, согласно которой он сознательно ослепил себя, дабы мирское не отвлекало его от размышлений о сущности мира. Умер Демокрит будучи весьма почитаемым согражданами – расходы на его погребение взяла городская казна, а на похороны пришли все жители Абдер.
Вклад в другие науки
Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.
Основываясь на своей атомарной концепции, Демокрит определил длину отрезка как количество атомов в нём, площадь фигуры — как сумму длин всех содержащихся в ней отрезков (то есть, в конечном счёте, также как количество атомов), аналогично он рассматривал объём тела как сумму площадей его сечений. Это представление оказалось плодотворным — Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра с той же высотой и с той же площадью основания. Подход Демокрита позднее лёг в основу средневекового «метода неделимых», который, в свою очередь, стал прообразом интегрального исчисления.
Этика
Свидетельства об этических воззрениях Демокрита ставят целый ряд проблем толкования, включая трудности с установлением того, действительно ли Демокрит являлся автором определенных фрагментов (см. выше: раздел 1). В сравнении с доказательствами его физических теорий, многие этические фрагменты представляют собой сборники изречений, цитируемых без контекста, а не критические философские рассуждения с позиции атомизма. Многое из этого кажется банальностью, заимствованной из других философских воззрений. Так, несмотря на огромное количество этических изречений, сложно составить полное описание его этических взглядов. Аннас отмечает сократический характер некоторых высказываний и считает, что их связывает повторяющаяся идея о роли разума в достижении счастья (Annas, 2002). Изречения содержат элементы, которые, можно считать, предвосхитили более разработанную этическую систему Эпикура (Warren 2002).
Мнения расходятся также по поводу того, существует ли концептуальная связь между физикой атомистов и этическими воззрениями, приписываемыми Демокриту. Властос утверждал, что некоторые черты натуралистической этики Демокрита можно проследить в его материалистическом толковании души и его отрицании «сверхприродного» обоснования этики (Vlastos 1975). Тэйлор более скептичен относительно связи этических взглядов Демокрита с его атомистической физикой (Taylor 1999а: 232-234).
Судя по свидетельствам, Демокрит был приверженцем своего рода просвещенного гедонизма, согласно которому счастье является внутренним состоянием ума, а не чем-то ему внешним. Демокрит обозначает счастье несколькими словами, например, εὐθυμία, или радость (LSJ), а также привативными терминами, например, отсутствие страха. В некоторых фрагментах говорится, что умеренность и самоограничение играют положительную роль в поисках удовольствия. В других указывается на необходимость освободиться от зависимости от фортуны посредством усмирения желаний. Некоторые отрывки посвящены способности человека воздействовать на природу посредством учения и искусства и понятиям равновесия и умеренности, что позволяет предположить, что этика понимается им как искусство заботы о душе аналогично медицинской заботе о теле (Vlastos 1975: 386-94). В других фрагментах Демокрит рассуждает о политическом обществе и предполагает, что образование обществ является естественным стремлением людей.
Неделимость и математика
Основания для предположения о существовании неделимых величин, очевидно, исходят из вопросов, сформулированных Зеноном Элейским. Некоторые из апорий Зенона касаются сложности пересечения конечной величины, если та считается бесконечно делимой, то есть состоящей из бесконечного множества отрезков. Атомисты, возможно, пытались обойти эти апории, предполагая, что у делимости есть предел.
В то же время не ясно, в каком смысле атомы неделимы и как необходимость в мельчайших величинах соотносится с утверждением о неделимости атомов. Ферли предполагает, что атомисты могли не разделять физическую и теоретическую неделимость (Furley 1967: 94). Физическая неделимость атомов, вероятно, не связана с доводами в пользу неделимых величин, так как плотность атомов — отсутствие в них пустоты— считается причиной неделимости. Существование пустого пространства между атомами приводится в качестве причины их делимости: один поздний источник, Филопон, даже предполагает, что на самом деле атомы не могут соприкоснуться, в противном случае они бы слились (DK 67А7). Делал ли сам Демокрит такой вывод или нет, в его теории атомы считаются неделимыми независимо от размера. Хотя, предположительно, существует мельчайший размер атома, и этого достаточно, чтобы обойти парадоксы бесконечной делимости.
Согласно аргументу reductio ad absurdum , приводимого Аристотелем (Первая аналитика. 62b), можно предположить, что атомисты исходили из убеждения, что если величина бесконечно делима, то ничто не мешает разделить ее в любой точке. Затем атомисты спрашивали, что в таком случае останется: если остаются протяженные частицы, например, пыль, тогда гипотетическое деление еще не завершено. Если же остается ничто или точки, тогда вопрос состоит в том, как протяженная величина может состоять из чего-то непротяженного (DK 68А48b, 123).
Считается также, что Демокрит внес вклад в математику и поставил вопрос о природе конуса `12`]. Он утверждает, что, если конус разрезать в каком-либо месте параллельно основанию, две получившиеся при этом поверхности должны быть или одинакового размера, или разного. Однако если они одного размера, то конус становится цилиндром, но если они разные, тогда конус должен иметь ступенчатые, а не цельные стороны. Хотя из сообщения Плутарха неясно, как Демокрит решил (и решил ли) эту проблему, вероятно, он понимал, что существуют вопросы по поводу отношений между атомизмом как физической теорией и природой математических объектов.
Геометрия
Хотя Демокрит наиболее известен благодаря своей теории атомизма и философским исследованиям, он также был известным геометристом.
Фактически, эта наука была одной из тех, которым он больше всего обучал своих последователей, и многие из его публикаций, которые, к сожалению, не сохранились в наше время, были связаны с областью геометрии и астрономии.
Его интерес к геометрии можно понять, взглянув на контекст того времени, поскольку многие философы считали, что подавляющее большинство событий и ситуаций, происходящих в мире, можно объяснить с помощью геометрии и арифметики.
Об этом свидетельствует тот факт, что Демокрит даже придавал характеристики геометрических фигур абстрактным элементам, таким как запах или вкус. В этом смысле он ассоциировал некоторые формы с определенными элементами, что означало, что они имели тот или иной вкус.
Например, для Демокрита округлые и гладкие элементы характеризовались горьким вкусом; Точно так же вещества, которые были довольно круглыми, имели более сладкий вкус, а все эти кислые и кислые элементы имели острую и угловатую структуру.
Эти интерпретации, которые также применялись в других областях, таких как осязание, свидетельствуют об элементарной природе, которую этот философ считал геометрическими формами.
Личная жизнь
Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.
Статуи Демокрита
Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.
Принцип отсутствия достаточного основания – изономия
Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах — эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:
- Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
- Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
- Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.
Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.
Научные открытия и теории
Самым известным открытием или теорией Демокрита считается теория атомов. Философ говорил, что все вокруг нас, и мы сами состоим из мельчайших частиц, которые не может увидеть человеческий глаз – это атомы. Он так же считал, что эти частицы всегда находились в движении и между ними есть пространство. Демокрит говорил, что невозможно разделить атом.
Известной теорией так же является и теория о сотворении мира. В своих трудах Демокрит излагал мысль о самозарождении по случайности.
Философ имеет немало достижение в других областях. Так он занимался астрологий, этикой и элементами психологии.
Демокрита без всяких сомнений можно назвать великим человеком. Как мы уже знаем, его теория на самом деле нашла подтверждение в современном мире. Это был человек высоких взглядов, высоких целей и высоких достижений.
Thank you for helping!
Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.
Thanks for reporting this video!
`result`.`lang` `result`.`T`
No matching articles found
Search for articles containing: `search`.`query`
Принцип изономии
Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями
Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения
Описывая взгляды атомистов, их оппонент Аристотель в «Физике» пишет:
… никто не сможет сказать, почему , приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное.
По существу, это четкая констатация принципа инерции — основы всей современной физики. Галилей, которому часто приписывают открытие инерции, достаточно ясно осознавал, что корни этого принципа уходят в античный атомизм.
Философские идеи и взгляды
1. Теория Атомов
Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.
Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.
Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.
Атомы не содержат пустоты, поэтому неделимы. Для лучшего понимания своей идеи он приводил пример с яблоком:
Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.
Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:
- Фигура (По фигуре атомы различаются как, например, Д и Т)
- Величина (Ш и ш)
- Поворот (Имеется в виду такой же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, примерно как буквы Р и Ь)
Кроме этих трёх, есть и четвёртая характеристика, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, образующийся, когда атомы сцепляются друг с другом
Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.
Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.
2. Теория возникновения жизни
В «Малом мирострое» Демокрит предполагал, что жизнь возникла благодаря самозарождению. Он аргументировал это тем, что «мухи заводятся в гнилом мясе, а черви в иле». По такой же аналогии, он предположил, что первая жизнь зародилась в некой первобытной слизи.
Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.
В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.
3. Мышление и восприятие
Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.
Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие – вполне материальные физические процессы.
Восприятие бывает двух видов:
- Рассудочное – восприятие такого типа зависит только от самих вещей и, по сути, является характеристиками, которые реально присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры как: тяжесть, плотность, твёрдость, ширина, объём и.т.д.
- С помощью чувственного восприятия мы даём характеристики объектам, руководствуясь нашими органами чувств, которыми мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, теплота, запах. Эти качества реально не присущи объектам, а всего лишь наше представление о них.
Этика
Демокрит развивает общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера — это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.
Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».
Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.
Возможно всё!
Это второй важный принцип философии Демокрита. По сути, если атомы такие разные и они, сцепляясь по-разному, могут образовывать самые разные комбинации, то в этом мире теоретически возможно всё! Любое, что мы можем помыслить, могло уже иметь место в этом мире или случится когда-нибудь.
По-научному это называется принцип изономии. Кстати, этот принцип лежит в основе материалистической трактовки происхождения Вселенной, который исповедует современная наука. Каждое мгновение возникает множество новых Вселенных с уникальным набором физических параметров. Большинство из них непригодны для жизни – там не будет ни больших звезд, ни твердых планет. То есть никаких тяжелых элементов и условий для возникновения жизни. В какой-то момент «повезло» — родилась наша Вселенной с уникальным набором физических параметров. Они совпали так, что появился углерод и другие тяжелые элементы. А в дальнейшем – также случайным образом – органические молекулы соединились в жизнеспособную структуру. И так появилась жизнь.
Сочинения и доксография
В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.
Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.
Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита — своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.
-
Назад
-
Вперёд
Добавить комментарий
А как быть человеку?
Демокрит принадлежал к тем философам, которым мироздание и физическое устройство мира куда интереснее, чем этика.
С человеком, считал он, все просто. Главная задача – понимать свою природу и соответствовать ей. Страсти и пороки противоречат природе, приводят лишь к неврозам и сокращают жизнь.
В целом, по природе человек добр и разумен, считал Демокрит. А все проблемы человека – от незнания. Соответственно, развиваться, расширять кругозор и много читать – это главный путь решения проблем. Чем, собственно, Демокрит всю жизнь и занимался.
Другие материалы рубрики «Философия за 5 минут»:
Литература
Исследования
- Асмус В. Ф. Античная философия
- Асмус В. Ф. Демокрит. — М.: МГУ, 1960.
- Абакумов Ю. Г. Демокрит. Попытка создания «альтернативной» геометрии // Вестник Забайкальского государственного университета.2011. № 8. С.22-25.
- Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. — СПб., 1997. — С. 100—127.
- Виц Б. Б. Демокрит. — М.: Мысль, 1979.
- Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238.
- Дитмар А. Б. К вопросу о космогонических и географических взглядах Демокрита (около 460—359 гг. до н. э.) // Учёные записки ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. — 1959. — Т. XXXII (XLII) «Естествознание». — С. 349—367.
- Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. — 1951. — № 4. — С. 204—208.
- Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965.
- Лебедев А. В. Избавляясь от „досократиков“ // Философия в диалоге культур. Всемирный день философии (Москва – Санкт Петербург, 16 – 19 ноября 2009 года), Материалы. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 177–183.
- Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской академии наук. — 1918. — С. 2285—2306.
- Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. — 1935. — С. 129—180.
- Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935.
- Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М.-Л., 1947.
- Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. — 1961. — № 4. — С. 58—67.
- Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. — М., 1982. — С. 187—201.
- Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. — 1975. — С. 299—302.
- Тимошенко В.Е. Материализм Демокрита.М., 1959.-96 с.
- Пикель Р.В.. Великий материалист древности (Демокрит). Под редакцией и с предисловием Л.И. Аксельрод (Ортодокс). Москва. `Новая Москва`. 1924. 113с.,
- Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2011.
- Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V — начале IV века до н. э. // Историко-математические исследования. — 2006. — № 11 (46). — С. 174—196.
- Bailey, C. The Greek Atomists and Epicurus. Oxford,1928.
- Vlastos, Gregory. «Ethics and Physics in Democritus» // Philosophical Review. 1945/1946. 54/55: 578—592, 53-64.
- Жан Салем. Демокрит. Пылинки в луче солнца. Париж, 1996.