Поэт Шарль Бодлер: краткая биография
Родился в Париже 9-04-1821. В семье сенатора Жозефа Франсуа Бодлера. Когда Шарлю еще не было шести лет, его отец, который, кстати, был на тридцать четыре года старше своей жены, умер. Вскоре мать будущего поэта вышла замуж за командира батальона Жана Опека.В 1833 семья переехала в Лион, и Шарля определили в интернат Королевского колледжа. Этой «ссылки» своим близким он не простил. Через три года семья возвратилась в Париж, там Шарль учился дальше в коллеже Людовика Великого.В 1839 Бодлер стал бакалавром. Продолжать образование Шарль отказался, заявив, что хочет стать писателем. В 1841 по решению семейного совета Шарль отправляется в Калькутту. Проведя в странствиях около полугода, не добравшись до Индии, он в 1842 возвращается в Париж.Через год Бодлер дебютировал в коллективном сборнике «Стихи». В 1844, по инициативе матери, поэт был лишен права самостоятельно распоряжаться отцовским наследством. Вскоре издаются сборники его критических статей:
- «Салон 1845»;
- «Салон 1846».
В 1848 поэт участвует в восстании Парижской коммуны, становится соредактором демократической газеты «Салю Публик». В том же году был обнародован его перевод рассказа Э. По («Месмерическое откровение»). В дальнейшем Ш Бодлер продолжает активно переводить Аллана По, а также издаёт две книги, посвященные творчеству американского художника:
- «Эдгар Аллан По, его жизнь и творения» (1852).
- «Новые заметки об Эдгаре По» (1857).
В 1857 вышла главная книга стихов в биографии Бодлера — «Цветы зла». В том же году состоялся судебный процесс, в результате которого на автора и издателей был наложен штраф в триста франков, а «Цветы зла» Бодлер вынужден редактировать. Изъято шесть стихов. В последующие годы Бодлер активно публикуется:
- сборник критических статей «Салон 1859»;
- книга «Искусственный рай» (1860);
- второе издание «Цветов зла», дополненное тридцатью двумя стихами (1861).
Кроме этого, Бодлер опубликовал около пятидесяти стихотворений в прозе (1857-1867), которые после смерти поэта были напечатаны отдельной книгой (Парижский сплин). В 1864 Ш. Бодлер приехал в Бельгию, чтобы прочитать курс лекций и заодно договориться об издании произведений. Впрочем, поездка оказалась неудачной, что и отразилось в созданном в Брюсселе цикле язвительных стихов «Чудо Бельгии».В 1866 поэт выпустил сборник «Обломки», преимущественно состоявший из изъятых из «Цветов зла» стихов, а также напечатал книгу новые цветы зла, Бодлер в том же году тяжело заболел. Лирик ушел из жизни 31-08-1867. Напоследок смотрите видео: Шарль Бодлер Альбатрос на русском языке.Тематические публикации. Анакреонт биография. Бертран де Борн биография.
https://vk.com/video_ext.php
Литература
Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.
Поэт Шарль Бодлер
В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.
Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».
Портрет Шарля Бодлера
Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.
«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.
Шарль Бодлер
В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.
Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».
Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.
«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.
Автопортреты Шарля Бодлера
Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты
Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.
Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.
АЛЬБАТРОС
Когда в морском пути тоска грызет матросов, Они, досужий час желая скоротать, Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов, Которые суда так любят провожать. И вот, когда царя любимого лазури На палубе кладут, он снежных два крыла, Умевших так легко парить навстречу бури, Застенчиво влачит, как два больших весла. Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон! Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает, Тот веселит толпу, хромая, как и он. Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья Летаешь в облаках, средь молний и громов, Но исполинские тебе мешают крылья Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.
Творчество Бодлера
Замечание 1
Неоспорим тот факт, что Шарль Бодлер является ярчайшей фигурой французской литературы. Его поэзия представляет собой сочетание традиций романтизма и символизма, по отношению к последнему Бодлер является родоначальником.
Иногда Шарля Бодлера причисляют к поэтам «Парнаса», куда так же входили Теофиль Готье, Сюлли-Прюдом, Леконт де Лиль и др. С одной стороны, действительно творчество Бодлера имеет сходство с творчеством этих литературных деятелей, однако, творчество Бодлера нельзя полностью уложить в эти рамки.
Свои первые стихи Шарль Бодлер начинает публиковать с 1843 года в журнале «Артист».
Период с конца 1840-ого по 1850-е является временем, когда происходит становление мировоззренческих и литературных предпочтений поэта.
В 1852 году Бодлер публикует стихотворение диптихе «Два сумеречных часа». В стихотворение в центре внимания представлен Париж, который поэт описывает с разных ракурсов. В этом стихотворении автор описывает городской пейзаж, без приукрашиваний, в будничной обстановке. Грубые детали, приставленные в описании, превращаются в символ. Этот диптих имеет достаточно сложную лирику. Поэт сочетает мрачное, грязное, отвратительное с ощущение полноты жизни, ее могучих начал. Композиция произведения также необычна, поэт вопрошает в этом стихотворении, хотя явных вопрос и явных ответов не преподносит. Главным предметом этого стихотворения является бездуховная повседневность.
Изначально Бодлера интересовали бунтарские и анархические мотивы, после событий революции, Бодлер в своих прежних идеалах крайне разочаровался и постепенно старается отходить от политики. Несмотря на это отголоски бунтарства будут проходить через творчество Бодлера всю его жизнь.
Одним из самых известных стихотворных сборников Бодлера является сборник под названием «Цветы зла». Специфичность творческой манеры Бодлера в полной мере проявила себя в этом сборнике.
«Цветы Зла» считаются началом нового этапа в истории поэзии XIX века. За первую публикацию этого сборника Бодлер был оштрафован, так как в сборнике были произведения, которые нарушали общепринятые нормы морали, шесть наиболее непристойных произведений Бодлеру пришлось исключить из этого сборника.
Книга является четко структурированной. Она поделена на шесть основных разделов:
- «Сплин и идеал»
- «Парижские картины»
- «Вино»
- «Бунт»
- «Цветы зла»
- «Смерть»
Основными темами стихотворений являются скука, уныние, меланхолия, много стихотворения посвящены Жанне Дюваль.
Один из разделов этой поэтической книги называется «Бунт». В этом разделе представлены такие стихотворения как «Отречения святого Петра», «Авель и Каин» и «Литании Сатане». Сатана и Каин в этих работах представлены в первую очередь как бунтари.
В конце 1852 года было впервые опубликовано стихотворение «Отречение святого Петра». В этой работе поэт делает акцент не на самого Петра, а на Иисуса и Бога-Отца. Несмотря на смиренность Христа, Бодлер все же хочет показать его своеобразный бунт. Бунт Христа – это возмущение духа. Бодлер подражает суждениям тех, кто порицает Христа за то, что он не взял в руки меч чтоб отстоять свою правду. Бодлер приводит читателя к выводу, что раз уж сам сын Божий не видит отрады в этом мире, то видимо мир действительно далек от совершенства. Отец- Бог представлен в стихотворении как «пресытившийся тиран». А поступок Петра Бодлер преподносит не как предательство, а как жест протеста против жертвенности.
В стихотворении «Литании Сатане», поэт обращает свои надежды на Сатану, а не на Бога. Для Бодлера потерянный рай – это символ идеального мира, к которому можно прийти только по дороге искусства.
В других стихотворениях он, допуская возможность опоры как на Сатану, так и на Бога, заявляет «Ад или Рай – едино!».
Стихотворение «Каин и Авель» было написано сразу после событий 1848 года и в нем явно есть антибуржуазные тенденции. Поэт делит людей на богатых и нищих, бездельников и тружеников, тех, кто наслаждается и тех, кто страдает. Бодлер вопреки христианской философии сочувствует вовсе не потомкам Авеля, а отвергнутым и страдающим потомкам Каина.
Другими известными книгами поэта стали «Искусственный рай» и «Парижский сплин».
В книге «Искусственный рай», опубликованной в 1860 году, рассказывается о состоянии нахождения под влиянием опия и гашиша.
Книга «Парижский сплин» вышедшая в 1869 году уже после смерти поэта, представляет собой сборник стихотворений в прозе. Основными темами этого сборника являются удовольствие, трезвость, пьянство, поэт, женщины смерть, время, религия, добро против зла.
Литературные успехи
В тот же период Бодлер знакомится с творчеством американского писателя Эдагара Аллана По. В нем, по мнению литературоведов, он почувствовал родственную душу. Поэтому в ближайшие полтора десятилетия стал уделять много времени рассказам американца, делая их перевод. Шарль Бодлер переложил на французский язык большинство его основных произведений.
Писатель не остался в стороне от французской революции 1848 года. Он выступал на баррикадах и даже недолгое время редактировал радикальную газету. Вскоре увлечения политикой прошло, Шарль сконцентрировался на творчестве.
В 50-х годах он пишет свои лучшие стихи.
История любви
Многих современников стихи Бодлера нередко повергали в шок, его лирику порой считали непристойной и грязной. Всё изменила встреча Шарля с молодой артисткой-мулаткой, в его сочинениях вдруг появились нежные нотки. Романтические строки французский поэт посвящал Жанне Дюваль, которая на долгие годы стала его мучительницей и музой.
До встречи с ней Шарль слыл женоненавистником, всех представительниц прекрасного пола он называл не иначе как «божественная грязь» и «омерзительные существа». Он презирал всех женщин, пока не встретил ту единственную, с которой познал искреннюю любовь. Жанна была не самой красивой и умной, далеко не благочестивой. Он называл её своей Венерой, дарил бесчисленные подарки и посвящал стихи. Почти за 20-летнюю историю их отношений женщина так и не ответила ему полной взаимностью, при этом всегда пользовалась случаем, чтобы изменить Бодлеру.
Мулатка с Гаити, актриса и балерина Жанна Дюваль, вела себя с Шарлем дерзко. Она никогда не дарила ему своих искренних чувств, крутила бесчисленные романы и потом рассказывала Бодлеру о страстных похождениях. Но вот именно этой своей порочностью, разгульным образом жизни, пренебрежительным отношением и грубостью она сводила с ума молодого поэта. Жанна манила его своей опасностью и креольской экзотической красотой.
К его творчеству она испытывала отвращение, при этом постоянно требовала денег и подарков. Шарль отдавал ей последнее, а Жанна нахально тратила деньги на развлечения и угощения других мужчин. По словам матери поэта: «Дюваль мучила его, как могла, вытряхивала всё до последней монеты».
Семья вообще не приняла эту любовь Шарля Бодлера, Жанна постоянно становилась причиной скандалов, один раз поэт даже хотел покончить жизнь самоубийством.
Несмотря на протесты семьи, отношения между поэтом и балериной не прекращались. Они не были женаты, жили раздельно, Дюваль относилась к нему всё с тем же презрением, но Бодлер по-прежнему любил эту женщину. В 1861 году Жанну парализовало, Шарль поместил любимую в самое лучшее медицинское учреждение, каждый день к ней приходил. Когда ей стало немного лучше, она сама приняла решение переехать в дом к Бодлеру. Его счастье было не долгим, вскоре Дюваль начала поправляться и вернулась к прежнему образу жизни.
На свои гуляния Жанна требовала немалых денежных средств, и Шарль, чтобы заработать, отправился в Бельгию, где занялся издательством своих книг и чтением лекций в университетах. Те, кто пригласил его, оказались не совсем порядочными людьми и платить стали гораздо меньше обещанной суммы. Часть денег он оставлял себе на проживание, остальное делил пополам и отправлял во Францию матери, которую он с возрастом стал жалеть за свою детскую ненависть, и Жанне Дюваль.
Биография Бодлера
Известный французский поэт, критик, эссеист и переводчик Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец имел крестьянское происхождение, но во время правления Наполеона он стал сенатором. На момент рождения сына Бодлеру старшему уже было 62 года, его жена была моложе его на 35 лет. Отец очень любил искусство и приучал к нему своего сына.
В 1827 году, когда Шарлю было всего шесть лет, его отец скоропостижно скончался. Мать вышла замуж второй раз, но отношения с отчимом у мальчика не сложились.
В 1832 году семья переехала в Лион, где Шарль Бодлер был оформлен в пансион, после которого он стал обучаться в Лионском королевском колледже. В юном возрасте у Бодлера началась проявляться страсть к литературе.
В 1836 году Бодлер вместе со своей матерью и отчимом возвращается в Париж, где поступает в коллеж Людовика Святого на правовые курсы. В период обучения в этом колледже он начинает вести достаточно бурную увеселительную жизнь, забыв при этом об учебе. Результатом этого стало его отчисление из колледжа за год до окончания курса обучения.
В 1841 году ему все-таки удалось с большим трудом получить степень бакалавра по праву.
В 1842 году Бодлер вступает в права владения наследством, которое ему оставил родной отец после своей смерти. Бодлер начинает вести расточительный образ жизни, деньги быстро начинают заканчиваться. Примерно в этот же период своей жизни Шарль Бодлер знакомится с Жанной Дюваль – актрисой и балериной. Дюваль стала его музой на долгие годы, именно эту женщину Бодлер любил всю свою жизнь.
Матери Бодлера крайне не нравилось повеление сына. В 1844 году она подала в суд иск об установлении опекунства над ее сыном. Суд вынес решение о том, что наследством могла распоряжаться мать, а Бодлер мог получать лишь некоторую ежемесячную выплату с этого наследства. В этот период жизни Бодлер часто вкладывал деньги в некие не очень перспективы проекты, поэтому часто находился на грани нищеты, кроме того всю свою оставшуюся жизнь Бодлер страдал от сифилиса.
Начиная с 1846 года Бодлер начинает увлекаться творчеством американского писателя Эдгара По. Работы этого писателя настолько сильно повлияли на мировоззрение Бодлера, что он практически в течении 17 лет занимался переводами произведений По на французский язык.
В 1848 году Бодлер принял участие в революции, но вскоре в революционерах он разочаровался и стал осуждать их деятельность.
Бодлер продолжает заниматься литературным творчеством. 1850-е годы считаются творческим пиком писателя.
В 1865 году Шарль Бодлер переехал в Бельгию, где прожил два года. Сифилис, которым был болен писатель, продолжал прогрессировать, и состояние здоровья Бодлера постепенно становилось все хуже и хуже.
В 1866 году по причине ухудшения здоровья Бодлер попал в брюссельскую больницу, вскоре к нему приехала мать. Разум писателя постепенно начинал терять ясность, потому было принято решение перевести писателя в Париж и поместить в клинику для умалишенных. В этой клинике известный писатель, основоположник эстетики декаданса и символизма скончался 31 августа 1867 года.
Учёба
Когда мальчику было 11 лет, семья уехала в Лион, где Шарль начал обучение в пансионе. Вскоре отсюда он был переведён в среднее общеобразовательное заведение – Лионский Королевский коллеж. У ребёнка постоянно наблюдались тяжёлые меланхолические припадки, вследствие чего учился он неровно. Сами учителя порой бывали в шоке: мальчик то прилежный и сообразительный, то полностью рассеянный и ленивый. Единственное, что страстно влекло его, ‒ это литература, особенно поэзия.
Парню было 15 лет, когда семья вернулась в Париж. Здесь он продолжил обучение в колледже Святого Людовика, где поступил на правовой курс.
В это же время он пустился в разгульную жизнь, посещал увеселительные заведения, постоянно брал в долг и тратил деньги, занимался любовью с женщинами лёгкого поведения и даже успел переболеть венерическим заболеванием. В результате такой бурной жизни Шарля выгнали из колледжа за год до его окончания.
В 1841 году с горем пополам он сдал экзамен на бакалавра и окончил учебное заведение. Отчим предложил ему построить юридическую или дипломатическую карьеру, но Шарль тогда заявил, что его ни к чему не тянет. Ну, разве что литература по-прежнему манила.
Личная жизнь
В биографии Шарля Бодлера неизменно упоминается имя Жанны Дюваль. Актриса стала музой французского поэта. Он посвятил ей множество произведений: «Шевелюра», «Балкон», «Танцующая змея». Обворожительная креолка вдохновила его и на создание стихотворения «Падаль» из сборника «Цветы зла». Они познакомились в начале 40-х, но семья Бодлера не приняла Жанну. Мать сделала всё, дабы разлучить их. Однажды поэт-декадент даже предпринял попытку суицида.
Шарль Бодлер и Жанна Дюваль
Бодлер не расставался с Дюваль до конца жизни. Он человеком был расточительным, ввязывался в сомнительные проекты. Родственники выплачивали ему ежемесячно сумму, которая быстро иссякала. Большую часть жизни Бодлер провел в нищете. К тому же, как и Жанна, страдал сифилисом.
Юность поэта
Великой французской революции.
Через год отчимом будущего поэта стал полковник Жак Опик, ставший в скором времени дипломатом.
В 11-летнем возрасте Бодлер переезжает вместе с семьей в Лион, начинает учиться в королевском колледже. Уже в то время он постоянно страдал от меланхолии и резких перепадов настроения. Аккуратность и прилежность резко сменялись рассеянностью и ленью. Хотя в этом возрасте впервые проявилось его увлечение литературой.
Во французскую столицу семья вернулась в 1836 году, когда Шарлю исполнилось 15. Он обучается праву в колледже святого Людовига и погружается в ночную жизнь Парижа. По его собственному признанию, встречается с женщинами легкого поведения, заражается от них венерическими заболеваниями, тратит деньги, взятые в долг. Бурная жизнь накладывает отпечаток на его учебу, колледж окончить ему не удается.
Получив все-таки всеми правдами и неправдами диплом, Шарль решает попробовать себя в литературе, несмотря на то что его отчим настаивает на карьере юриста. Чтобы спасти сына от влияния развратного Парижа, мать отправляет его в путешествие в Индию. В 1841 году отплывает из Франции Шарль Бодлер. Биография поэта пополнилась новыми и свежими впечатлениями от этой поездки, несмотря на то, что до Индии он так и не добрался.
Вернувшись из почти годового путешествия, Бодлер получает наследство, весьма приличное по тем временам. Незамедлительно он начинает его тратить и очень скоро получает в столичном обществе репутацию богатого денди.
Детство и юность
Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции, ставший в эпоху Наполеона сенатором. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства — водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.
В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились. Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».
Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион, и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж. Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.
В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег. Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.
В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала», убедили Шарля отплыть в путешествие — в Индию, в Калькутту.
Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. В 1842 году совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана. В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль, креолкой с Гаити, — со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.
В 1844 году семья подала в суд иск на установление над сыном опеки. Постановлением суда управление наследством было передано матери, а сам Шарль с того момента должен был получать ежемесячно лишь небольшую сумму «на карманные расходы». С этих пор Бодлер, часто увлекавшийся «прибыльными проектами», испытывал постоянную нужду, проваливаясь временами в настоящую нищету. Вдобавок, его и его возлюбленную Дюваль до конца дней мучила «Болезнь Купидона».
Пасынок генерала
В многословной эпитафии, выбитой над могилой на кладбище Монпарнас, где он упокоился вместе с матерью и отчимом, сказано так: «Пасынок генерала Жака Опика и сын Каролины Аршанбо-Дефаи. Умер в Париже 31 августа 1867 в возрасте 46 лет». Современники еще не могли признать, что этот больной «неприличной» болезнью нищий бунтарь, закончивший свои дни в лечебнице для умалишенных, был, прежде всего и превыше всего, именно поэтом. Поэтом, навсегда изменившим сами правила поэзии — не только в родной Франции, но и во всем мире.
Он родился 9 апреля 1821 года в семье пожилого (в год рождения сына Жозефу-Франсуа Бодлеру было уже 62) ветерана революции, выходца из крестьян, дослужившегося при Наполеоне до сенаторского кресла, и 27-летней Каролины, в девичестве Дефаи. Старший Бодлер был, несмотря на чиновную карьеру, натурой артистической и считался талантливым художником-любителем. Он брал маленького Шарля с собой на выставки и в мастерские знакомых художников, стремясь с младых лет приобщить ребенка к прекрасному. Увы, Жозеф-Франсуа умер в 1827 году, и для Шарля наступили черные времена.
Мрачный садовник
Портрет Бодлера работы Эмиля Деруа, 1844 год
Фото: commons.wikimedia.org
Мать, всё еще молодая женщина, вскоре вышла замуж за полковника Жака Опика, впоследствии — генерала и посланника Франции при нескольких европейских дворах. Отчима мальчик почти открыто ненавидел, ревнуя к матери. Страдавшего припадками «черной меланхолии» Шарля отдали учиться в пансион, а в 14 лет он перешел в Лионский Королевский колледж. Учился он довольно плохо, хотя один из одноклассников потом описывал его как «наиболее изысканного и утонченного из всех соучеников».
В 1836 году Бодлер поступил в парижский Лицей Людовика Великого, но вскоре был отчислен. Латинский квартал и богемная жизнь увлекали рано созревшего подростка куда больше унылых аудиторий. Именно тогда Бодлер, видимо, и заразился сифилисом, в конце концов сведшим поэта в могилу. Отчим прочил его по юридической или дипломатической части, но Шарль твердо решил посвятить себя литературе — к ужасу родителей. Стремясь оградить сына от дурного влияния, они послали Шарля в путешествие на Восток, в Индию — модное в те годы развлечение. До Индии поэт, впрочем, не добрался, повернув назад с Реюньона, но вынес из поездки немало впечатлений, отголоски которых слышны и в его более поздних стихах.
В 1841 году совершеннолетний Шарль Бодлер вступает в права наследства, оставленного ему родным отцом. В Париже он быстро становится своим в богемных кругах; его считают едва ли не главным столичным денди. Довольно приличные деньги позволяют ему жить на широкую ногу — впрочем, недолго. В 1844 году родители, недовольные и образом жизни Шарля, и его избранницей — темнокожей балериной-гаитянкой Жанной Дюваль, добиваются установления над ним опеки. Всеми средствами отныне распоряжалась мать, выдававшая Шарлю лишь мелкие суммы «на карманные расходы».
Мрачный садовник
Портрет Жанны Дюваль кисти Эдуарда Мане
Фото: commons.wikimedia.org
«Цветы зла», Предисловие (пер. Эллиса)
Сам же Бодлер лихорадочно пытался заработать на самых смелых (и всегда кончавшихся крахом) финансовых проектах. Писал он спорадически, в 1848 году принял участие в революции, но к политике быстро охладел. Большую часть времени теперь у него занимали попытки укрыться от бесчисленных кредиторов. Несмотря на определенную известность как критика, которую ему принесли сборники «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года», литература не давала надежды разбогатеть. Стихи, которые он писал в 1840-е и 1850-е, впоследствии вошли в сборник, принесший ему при жизни славу, скандал — и очередные финансовые затруднения.
Бодлер критик
Первая критическая работа Бодлера представляла собой небольшую брошюру объемом около 50 страниц, подписанную «Бодлер-Дюфаи» и отпечатанную в типографии Лабита. Текст был достаточно традиционен, во многом, по признанию автора, следовавший примеру «Салонов» Дидро. Основная позиция критика, с точки зрения Ш. Бодлера, должна базироваться на независимости суждений и быть свободна от всякого рода рамок. При этом она должна учитывать интересы читателя, которым является буржуа и который искренне желает разобраться в том, что ему предлагает современное искусство. Ш. Бодлер предлагал исключить из лексикона обидное слово «буржуа», отмечая, что «следует хотя бы уважать тех, за чей счет собираешься жить». Очень важный аспект, отмеченный Бодлером, заключался в том, что обыватель — это не враг искусства, а «безобидное существо, готовое всей душой полюбить хорошую живопись, лишь бы только критики растолковали ему ее смысл, а художники почаще бы ее выставляли». Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет «Соответствия»). Как и Делакруа, Бодлер никогда не упрекал живописца в отсутствии мастерства, но яростно нападал на тех, кто был не в состоянии проявить на холсте свою оригинальность, индивидуальность, так же как он упрекал писателя, выпустившего книгу и не сказавшего в ней ничего нового. После публикации «Салона 1846 года» Ш. Бодлер несколько отошел от работы художественного критика в чистом виде, отдавшись поэзии, рутинной журналистской работе и работе переводчика. Но полностью не порвал со своим увлечением, публикуя разрозненные статьи об изящных искусствах, в основном в газете «Le Pays» и в журнале «Le Portefeuille». В целом, если говорить о творческой манере Бодлера как художественного критика, то стоит прислушаться к мнению Поля Валери о том, что «суждения Бодлера, всегда обоснованные и обставленные тончайшими и прочнейшими размышлениями о живописи, остаются высшими образцами ужасающе легкого и, следовательно, ужасающе трудного жанра художественной критики».
Болезнь
В 1865 году Шарль Бодлер, биография которого была представлена в этой статье, уехал в Бельгию. Жизнь там казалась скучной. Тем не менее поэт провёл в этой стране почти два с половиной года. Здоровье Шарля постоянно ухудшалось. Однажды он потерял сознание прямо в церкви и упал на каменные ступени.
В 1866 году поэт тяжело заболел. Свой недуг Шарль описывал врачу так: наступило удушье, путались мысли, возникало ощущение падения, кружилась и болела голова, проступал холодный пот, появилась апатия. О сифилисе по понятным причинам он не упоминал. Шли дни, и здоровье Шарля постепенно ухудшалось. В начале апреля его доставили в Брюссельскую больницу в тяжёлом состоянии. Но после приезда матери Бодлера перевезли в гостиницу. Поэт выглядел ужасно: отсутствующий взгляд, перекошенный рот, невозможность произносить слова. Болезнь быстро прогрессировала и доктора говорили, что должно произойти какое-то чудо, чтобы выздоровел Шарль Бодлер. Смерть поэта наступила в конце августа 1867 года.
- В течение 17 лет Бодлер переводил на французский произведения Эдгара По. Шарль считал его своим духовным братом.
- Поэт застал грандиозный период перестройки столицы Франции, инициатором которой был барон Осман.
- В Париже поэт проживал примерно по 40 адресам.
Творчество
Литературная деятельность поэта началась с написания критических статей о французских живописцах (Делакруа и Давиде). Первое опубликованное сочинение Шарля называлось «Салон 1845 года». Огромное влияние на молодого поэта оказали произведения Эдгара По. Шарль Бодлер, книги которого ещё не издавались, писал о нём критические статьи. Также он переводил сочинения По. Причём интерес к творчеству этого автора Бодлер сохранил до конца жизни. С 1857 по 1867 год в периодической печати вышло довольно много стихотворений в прозе, написанных Шарлем. Уже после его смерти их собрали в единый цикл «Парижский сплин» и опубликовали в 1869 году.