Фалес милетский интересные факты геометрия. краткая биография

Мастер нестандартных решений

Большинство же фактов о жизни Фалеса Милетского не подкреплены документальными свидетельствами и воспринимаются скорее как легенды, часто вторгающиеся в жизнеописания выдающихся людей прошлого. К ним можно отнести, в частности, рассказ о том, как, находясь на службе у лидийского царя Креза (того самого, который в мировой истории стал символом богатства), ученый сумел обеспечить переправу его войск через реку Галис.

Решение, принятое им, было воистину неординарным. Вопреки традиции, Фалес не стал искать брод или наводить мосты, а изменил русло самой реки, пустив ее течь в удобном для него направлении. С этой целью вблизи города Мител он спроектировал и осуществил постройку плотины и водоотводного канала. В результате уровень воды в прежнем русле понизился настолько, что войска преодолели его практически посуху.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Основатель научной философии Фалес Милетский зарекомендовал себя и как незаурядный предприниматель. Благодаря расположению со стороны все того же царя Креза ему удалось установить собственную монополию на торговлю оливковым маслом и извлекать из этого огромные доходы. Были у него и другие блестящие коммерческие предприятия.

Литература[ | ]

  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 10—13.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; пер. М. Л. Гаспаров; ред. тома А. Ф. Лосев — М.: Мысль, 1986. — С. 61—68.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Ладомир, 1994. — С. 312—317.
  • Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан (Древнейшая фиксация космологии Фалеса) // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. — М., 1981.
  • Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и культура / ответственный редактор Т. В. Цивьян. — М.: Наука, 1983. — С. 51—66.
  • Махлак К. А. Лекция I. Фалес Милетский // Махлак К. А. История античной философии. Введение в христианскую мысль. — СПб.: Издательство Института философии и богословия, 2009. — 312 с. — ISBN 978-5-902461-07-4.
  • Панченко Д. В. Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки : Сборник научных трудов / Отв. ред. А. И. Зайцев, Б. И. Козлов. — Л.: Главная астрономическая обсерватория, 1989. — С. 16—36.
  • Панченко Д. В. Фалес, солнечные затмения и возникновение науки в Ионии в начале VI в. до н. э // Hyperboreus. — 1996. — Т. 2, № 1. — С. 47—124. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  • Петрова Г. И. Были ли досократики натурфилософами («Вода» Фалеса как «трансцендентальная» проблема) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2008. — № 1. — С. 29—33.
  • Радлов Э. Л., Бобынин В. В. Фалес Милетский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, изд. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 1989. — с. 110—115.
  • Чайковский Ю. В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопросы философии. — 1997. — № 8. — С. 151—165.
  • Чайковский Ю. В. Что же умел Фалес как астроном? // Древняя астрономия: Небо и человек. Труды конференции.. — М.: ГАИШ, 1998. — С. 259—265.
  • Чайковский Ю. В. Два Фалеса — поэт и математик. // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2007. — М.: ИДЭЛ, 2008. — С. 314—315.
  • Щетников А. И. Измерение астрономических расстояний в Древней Греции // Схолэ. — 2010. — Т. 4. — С. 325—340.
  • Dicks D. R. Thales. Classical Quarterly, NS, V. 9, 1959. — p. 294—309.
  • White S. A. Milesian Measures: Time, Space, and Matter // In: P. Curd and D. Graham (Eds.), Oxford Handbook to Presocratic Philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — P. 89—133.
  • Alexander Herda. Burying A Sage: The Heroon Of Thales In The Agora Of Miletos : With remarks on some other excavated Heroa and on cults and graves of the mythical founders of the city // Le Mort dans la ville : Pratiques, contextes et impacts des inhumations intra-muros en Anatolie, du début de l’Age du Bronze à l’époque romaine / Olivier Henry. — İstanbul: Institut français d’études anatoliennes, 2018-07-31. — С. 67—122. — ISBN 978-2-36245-055-6.

Затмение Фалеса:

  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.:Наука, 1991. — С. 135—137.
  • Чайковский Ю. В. Лекции о доплатоновом знании. — М., КМК, 2012. — с. 84—87.
  • Couprie D. L. How Thales was able to ‘predict’ a solar eclipse without the Help of alleged Mesopotamian wisdom.Early Science and Medicine , V. 9, 2004, p. 321—337.
  • Hartner W. (1969), Eclipse Periods and Thales’Prediction of a Solar Eclipse Historic Truth and Modern Myth. Centaurus, 14: 60—71. doi:10.1111/j.1600-0498.1969.tb00136.x.
  • Mosshammer A. A. Thales’ eclipse.Transactions of the American Philological Association , V. 111, 1974, p. 145.
  • Panchenko D. Thales’s prediction of a solar eclipse.Journal for the History of Astronomy , V. 25, 1994, p. 275.
  • Querejeta M. On the Eclipse of Thales, Cycles and Probabilities, Culture And Cosmos, Vol. 15, no. 1, Spring/Summer 2011, p. 5—16.
  • Stephenson F. R., Fatoohi L. J. Thales’ prediction of a solar eclipse.Journal for the History of Astronomy , V. 28, 1997, p. 279.

Мнения

Как отмечает философ И. Д. Рожанский, «по сути дела, традиционному греческому политеизму был нанесён смертельный удар в тот самый день, когда Фалес Милетский провозгласил воду источником и первоначалом всего сущего

Геометрия

Последующие греческие учёные, которым не раз приходилось встречаться с противоречащими фактами, из-за характерного национального тщеславия греков оставляли их в стороне. Естественными последствиями этого «замалчивания истины» со стороны греческих учёных были нередко наблюдаемые противоречия и анахронизмы. Так, приписываемое Фалесу Памфилием и Диогеном Лаерцием «открытие» свойства угла, вписанного в полуокружность, Аполлодор-логистик считает принадлежащим Пифагору.

Стремление греческих писателей и учёных к возвеличению славы своих деятелей науки ясно проявляется в традиции о способах определения высоты пирамиды по длине её тени. По словам Иеронима Родосского, сохранившимся в ссылке на них Диогена Лаэрция, Фалес для решения этой задачи измерял длину тени пирамиды в тот момент, когда длина тени самого наблюдателя делалась равной его росту.

В другом свете представляет дело Плутарх Херонейский. По его рассказу, Фалес определял высоту пирамиды, помещая в конечной точке отбрасываемой ей тени вертикальный шест и показывая с помощью образующихся при этом двух треугольников, что тень пирамиды относится к тени шеста, как сама пирамида к шесту. Решение задачи оказывается, таким образом, основанным на учении о подобии треугольников.

С другой стороны свидетельствами греческих писателей несомненно установлено, что учение о пропорциях в Греции известно не было до Пифагора, который первый вынес его из Вавилона. Таким образом, только версия Иеронима Родосского может считаться соответствующим истине в виду простоты и элементарности указываемого в нём способа решения задачи.

Космология

Как считается, Фалес заложил теоретические основы учения, имеющего название «гилозоизм». Утверждение основано главным образом на комментариях Аристотеля, который однозначно указывает, что именно ионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом. («По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душу способной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу, так как движет железо… Некоторые также утверждают, что душа разлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что всё полно богов».)

Помимо положения одушевленности материи, в представлении о замкнутости мироздания (все возникает из воды и в неё превращается ) Фалес придерживался воззрений, которые встречаются в ионийской мысли его периода вообще. Именно — мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически.

Но конкретных указаний самого Фалеса относительно способов, которыми, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем.

Ценность философии Фалеса заключается в том, что она фиксирует начала философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения — в том, что из-за отсутствия достоверных источников Фалесу легко приписать мысли, свойственные раннему периоду греческой философии вообще. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по косвенным сведениям.

Физика

Возникает вопрос: откуда Фалес мог иметь такое ясное представление о физике небесных тел (и вообще обо всем остальном, что формулируется в его положениях). Конечно, знания Фалеса по космогонии, космологии, теологии и физике восходят к мифологии и традиции, ещё к таким древнейшим временам, которые зафиксировать невозможно. Как известно, объехав половину доступного на своё время мира, Фалес имел возможность познакомиться с различными интерпретациями такого возможного древнейшего знания.

Но Фалес перевел это знание в «плоскость научного интереса», то есть из комплекса свойств, распространенных по мифам и подобным источникам, вывел группу научных для своего времени образов. Можно сказать, что заслуга Фалеса (и созданной им первой натурфилософской школы) состоит в том, что он «опубликовал» результат, пригодный для научного употребления; выделил некий рациональный, потребный для логических положений комплекс понятий. Это доказывается развитием всей последующей античной философии.

Краткая биография

Фалес

— древнегреческий философ, открывавший список семи мудрецов. Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Еще в V веке до н. э. имя Фалеса было тождественно слову «мудрец», причем его мудрость трактовали и как абстрагированную созерцательность, и как практическую сметку. Именно с Фалеса, как считал Аристотель, началась история метафизики, а Евдем открывал его достижениями историю геометрии и астрономии.

Биографии Фалеса как таковой не существует — есть единичные сведения, зачастую противоречащие друг другу и носящие характер преданий. Историки могут назвать лишь единственную точную дату, имеющую отношение к его жизни: в 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом. Что касается времени жизни, то за основу принята точка зрения, согласно которой он родился в 640-624 гг. до н. э., а промежуток, в который он мог умереть, — 548-545 гг. до н. э.

Известно, что Фалес был продолжателем знатного рода, обладателем хорошего образования, полученного у себя на родине. Впрочем, происхождение философа из Милета довольно сомнительно. Есть сведения, что он жил там не как коренной житель, а имел финикийские корни. Легенда гласит, что мудрец, будучи торговцем, предпринял за свою жизнь большое количество путешествий. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, он тесно общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпаны геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников.

По возвращении на родину у него появились собственные ученики, и для них он создал прославившуюся школу, названную Милетской. Самыми известными учениками считаются Анаксимен и Анаксимандр. Легенды описывают Фалеса личностью разносторонней. Так, он был не только философом, но и служил у Креза, царя Лидии, военным инженером. Им были созданы водоотводный канал, плотина, благодаря которым река Галес потекла в другом направлении. Сохранились сведения, что Фалесу принадлежала монополия на продажу оливкового масла. Проявил он себя и как дипломат, выступавший сторонником сплочения ионийских полисов перед лицом опасности со стороны сначала Лидии, затем Персии. С другой стороны, он был против того, чтобы жители Милета стали союзниками Креза, и это спасло город.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского. Впрочем, есть источники, которые говорят, что Фалес, любивший уединение, не стремился участвовать в государственных делах. О личной жизни сведения так же противоречивы: вместе с утверждениями о том, что мудрец был женат и имел сына, встречается информация, что он так и не обзавелся семьей, а усыновил племянника.

Ни одно из сочинений не дошло до нашего времени. Считается, что их было два — «О равноденствиях» и «О солнцеворотах», содержание которых нам известно лишь благодаря пересказу авторов, живших позднее. Есть информация, что после него осталось 200 стихотворений. Не исключено, что в письменном виде труды Фалеса вообще не существуют, и лишь из других источников складывается представление о его учении.

Как бы там ни было, именно Фалесу принадлежит заслуга формулировки двух главных проблем натурфилософии – начала и всеобщего. Философ считал, что все существующие в мире вещи и явления имеют единую основу – воду, без деления на живое и неживое, физическое и психическое и др. Как человек науки, Фалес установил продолжительность года, определил время равноденствий и солнцестояний, объяснил, что Солнце движется по отношению к звездам. Как утверждает Прокл, именно Фалесу принадлежит заслуга первооткрывателя в доказывании геометрических теорем.

Отец античной философии скончался, будучи зрителем на соревнованиях гимнастов: сказалась жара и, вероятней всего, возникшая давка.

Думал

Фалес Милетский считается одним из семи мудрецов древней Греции, группы с 7-го и начала 6-го веков до нашей эры. К. состоит из философов, государственных деятелей и законодателей, прославившихся в последующие века своей мудростью.

В процветающем греческом портовом городе Милете, его родном городе, было распространено убеждение, что события природы и человека планируются и контролируются богами Олимпа, великой семьей богов и богинь.

Кроме того, эти всемогущие сверхъестественные существа управляли судьбой человека, и хотя граждане могли умолять их и приносить жертвы, боги были сверхчеловеческими и часто мстительными.

Тем не менее, казалось, что мир следует определенному порядку, и все работало согласно воле этих божеств. Затем Фалес начинает размышлять о природе вещей в мире, их работе и причинах, и подвергать сомнению истинную силу этих богов управлять вселенной.

Однако эти вопросы и размышления созданы не из мистицизма или эксцентричности, а из разума человека, который ищет практических ответов.

Итак, согласно широкому понятию термина философия, это: любовь, изучение или поиск мудрости, или знание вещей и их причин, теоретических или практических.

По этой причине многие исторически считают Фалеса Милетского у истоков этой дисциплины.

Мнения

Геометрия

В настоящее время в истории математики не существует сомнений, что геометрические открытия, которые приписывались Фалесу его соотечественниками, в действительности были просто заимствованы из египетской науки. Для непосредственных учеников Фалеса (не только не знакомых с египетской наукой, но вообще обладающих крайне скудными сведениями) каждое сообщение их учителя казалось совершенной новостью, никому ранее неизвестной и потому вполне ему принадлежащей.

Последующие греческие учёные, которым не раз приходилось встречаться с противоречащими фактами, из-за характерного национального тщеславия греков оставляли их в стороне. Естественными последствиями этого «замалчивания истины» со стороны греческих учёных были нередко наблюдаемые противоречия и анахронизмы . Так, приписываемое Фалесу Памфилием и Диогеном Лаерцием «открытие» свойства угла, вписанного в полуокружность, Аполлодор-логистик считает принадлежащим Пифагору .

Стремление греческих писателей и учёных к возвеличению славы своих деятелей науки ясно проявляется в традиции о способах определения высоты пирамиды по длине её тени. По словам Иеронима Родосского, сохранившимся в ссылке на них Диогена Лаэрция , Фалес для решения этой задачи измерял длину тени пирамиды в тот момент, когда длина тени самого наблюдателя делалась равной его росту.

В другом свете представляет дело Плутарх Херонейский. По его рассказу, Фалес определял высоту пирамиды, помещая в конечной точке отбрасываемой ей тени вертикальный шест и показывая с помощью образующихся при этом двух треугольников, что тень пирамиды относится к тени шеста, как сама пирамида к шесту. Решение задачи оказывается, таким образом, основанным на учении о подобии треугольников .

С другой стороны свидетельствами греческих писателей несомненно установлено, что учение о пропорциях в Греции известно не было до Пифагора , который первый вынес его из Вавилона . Таким образом, только версия Иеронима Родосского может считаться соответствующим истине в виду простоты и элементарности указываемого в нём способа решения задачи.

Космология

Как считается, Фалес заложил теоретические основы учения, имеющее название «гилозоизм ». Утверждение основано главным образом на комментариях Аристотеля , который однозначно указывает, что именно ионийские «физиологи» первые отождествили материю с движущим началом. («По-видимому, и Фалес, по тому, что о нём рассказывают, считал душу способной приводить в движение, ибо утверждал, что магнит имеет душу, так как движет железо… Некоторые также утверждают, что душа разлита во всем; быть может, исходя из этого и Фалес думал, что все полно богов» .)

Помимо положения одушевленности материи, в представлении о замкнутости мироздания (все возникает из воды и в неё превращается ) Фалес придерживался воззрений, которые встречаются в ионийской мысли его периода вообще. Именно — мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически.
Но конкретных указаний самого Фалеса относительно способов, которыми, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем.

Ценность философии Фалеса заключается в том, что она фиксирует начала философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения — в том, что из-за отсутствия достоверных источников Фалесу легко приписать мысли, свойственные раннему периоду греческой философии вообще. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по косвенным сведениям.

Физика

Возникает вопрос: откуда Фалес мог иметь такое ясное представление о физике небесных тел (и вообще обо всем остальном, что формулируется в его положениях). Конечно, знания Фалеса по космогонии, космологии, теологии и физике восходят к мифологии и традиции, ещё к таким древнейшим временам, которые зафиксировать невозможно. Как известно, объехав половину доступного на свое время мира, Фалес имел возможность познакомиться с различными интерпретациями такого возможного древнейшего знания.

Но Фалес перевел это знание в «плоскость научного интереса», то есть из комплекса свойств, распространенных по мифам и подобным источникам, вывел группу научных для своего времени образов. Можно сказать, что заслуга Фалеса (и созданной им первой натурфилософской школы) состоит в том, что он «опубликовал» результат, пригодный для научного употребления; выделил некий рациональный, потребный для логических положений комплекс понятий. Это доказывается развитием всей последующей античной философии.

Политическая деятельность молодого ученого

Важной стороной жизни Фалеса Милетского являлась его общественно-политическая деятельность. Обладая незаурядным ораторским талантом, он выступал перед соотечественниками с призывами объединить усилия для совместной борьбы с лидийскими, а затем персидскими завоевателями, вторгшимися тогда в их Грецию и всеми силами пытавшимися установить свое господство. Проявив политическую дальновидность, он стремился создать из разрозненных военных подразделений, формировавшихся во всех городах страны, совместное войско, подчиняющееся руководству единого оборонительного союза

Такими действиями молодой человек подвергал свою жизнь серьезной опасности, поскольку во все века оккупанты имели обыкновение жестоко расправляться с непокорными

Проявив политическую дальновидность, он стремился создать из разрозненных военных подразделений, формировавшихся во всех городах страны, совместное войско, подчиняющееся руководству единого оборонительного союза. Такими действиями молодой человек подвергал свою жизнь серьезной опасности, поскольку во все века оккупанты имели обыкновение жестоко расправляться с непокорными.

Краткая биография Фалеса Милетского самое главное

  • Биографии
  • Милетский Фолес

Фалес Милетский — философ древней Греции, великий математик, его по праву можно назвать прародителем философии.

Точных данных биографии не сохранилось, однако, учитывая некоторые факты, можно предположить, что философ был рожден в 640 – 624 г. до нашей эры, в Турции, некоторые утверждают, что Фалес имел финикийское происхождение. Семья будущего философа была богатой, мальчик получил достойное образование.

Также известно, что Фалес занимался торговлей, увлекался путешествиями. Когда он был в Египте, встречался с волхвами, принимал их учение, черпал полезные знания из их опыта и житейской мудрости. Современники полагают, что геометрическую науку, Фалес познал именно в Стране пирамид, откуда и привез эти знания и обучил жителей Греции.

Когда философ приехал домой, то обзавелся учениками, основал первую древнегреческую школу науки и философии, находившуюся в городе Милет. Из ее врат вышли такие знаменитые ученые — философы такие как, Анаксимандр, Анаксимен, впоследствии преподававшие в этой же школе. Фалес не только занимался научной деятельностью, но и проходил военную службу у правителя Лидии Крёза, на должности инженера военного дела. Он создал проект водоотвода реки Галис и воплотил его в жизнь, что в огромной степени помогло войскам беспрепятственно попасть на другой берег.

Свои конструктивные и дипломатические навыки, Фалес применил при взятии монополии по торговле маслом оливы. Фалес был приверженцем объединения городов Ионии, при надвигающейся опасности с земель Лидии, а потом и Персидского государства. Он отказался от сплочения жителей Милета с Крёзом, что в результате сохранило город, после победного триумфа Персидского царя.

О личной жизни великого ученого мало что известно, по некоторой информации, Фалес вел затворнический образ жизни. Согласно одному преданию, философ был женат и имел сына, согласно другому, холост, но взял на воспитание племянника.

Труды великого философа, к сожалению, были утрачены. Его сочинения «О солнцеворотах» и «О равноденствиях», переписаны более поздними авторами.

Предположительная дата смерти 548 – 545 г. до нашей эры. Есть данные, что ученый погиб в результате давки на гимнастических состязаниях, где он был зрителем.

Фалес Милетский прожил достаточно долгую жизнь. Он внес неоценимый вклад в науку. Современные ученые активно используют учения великого философа в своих работах.

Интересные факты и даты из жизни

Фалес Милетский интересные факты геометрия. Краткая биография

Исторических данных о жизни Фалеса практически не сохранилось. Имеется лишь ряд разрозненных и, порой, противоречивых упоминаний в трудах более поздних античных авторов. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, это дата затмения, которое он предсказал — 585 г. до н. э. Все остальное, в том числе и даты рождения и смерти, весьма приблизительно. Известно, что Фалес происходил из знатного рода, имел хорошее образование. Жил в Милете*. По некоторым источникам являлся финикийцем либо имел финикийские корни. Будучи торговцем, много путешествовал. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, много общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпнуты геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников. По возвращении на родину создал философскую Милетскую школу, самыми известными последователями которой называются Анаксимен и Анаксимандр.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

* Милет — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Вот некоторые факты из жизни Фалеса:

Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем — Персии. Но советам милетского философа не вняли.

Во время борьбе Лидии с Персией Фалес понимал, что Персия для греков опасные лидийцев и поэтому содействовал последним. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск. Этот эпизод имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского.

Показательные истории, связанные с именем Фалеса:

Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружённый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее

Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно

Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда оказалось что маслин уродилось очень много, спрос на маслодавильни тутже возрос и Фалес начал сдавать их по высоким ценам. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель, из записей которого до нас и дошел этот факт, подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

Основные идеи философии Фалеса Милетского

Самые ранние сведения о философии Фалеса Милетского мы получаем от Аристотеля. В аристотелевской «Метафизике» говорится: «Из тех, кто впервые занялся философией, большинство считало началом всех вещей только начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего они сначала возникают, и в чем окончательно уходят, и главное пребывает, и на что изменяются свойства, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они считают, что ничто не возникает и не исчезает, поскольку такая основная природа всегда сохраняется…… Количество и форму для такого начала не все дают одинаковые, но Фалес, родоначальник этой философии, считает его водой».

Вода Фалеса — это философское переосмысление гомеровского океана, шумерского аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его работы «О началах» признает, что Фалес возвысился до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, считая воду началом, наивно заставляет землю плавать на ней — в таком виде он представляет субстанциональность воды, она буквально остается под всем, все плавает на ней.

С другой стороны, это не только вода, но вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также являются душами как источниками самодвижения тел. Например, согласно философии Фалеса, у магнита есть душа, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела приводятся в движение парами воды. Это можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Он считает, что все берет начало в воде и что мир одушевлен и полон божеств» .

Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность более позднего раскола. Божеством космоса был разум. Здесь мы имеем не только антимифологический характер Фалеса, который заменил Дух, Логос, сына Зевса, на Зевса, отрицавшего своего отца, но и возможность идеализма, присущего протофилософскому учению.

Онтологический монизм философии Фалеса связан с его эпистемологическим монизмом: все знания должны быть сведены к единой основе. Фалес сказал: «Множественность ни в коем случае не является признаком разумного мнения». Здесь Фалес выступил против мифологического и эпического многословия. «Ищите дела мудрого, избирайте дело доброе, и вы уймете пустые разговоры болтунов». Таков был девиз первого западного философа, его философское завещание.

Ионийский философ Анаксимандр был учеником и последователем Фалеса Милетского. Мы почти ничего не знаем о его жизни. Анаксимандр написал первое философское произведение в прозе, положившее начало многим одноименным произведениям первых древнегреческих философов. Работа Анаксимандра называлась «Peri Phusaeos», или «О природе». Такие названия произведений свидетельствуют о том, что первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и древнеиндийских, были прежде всего натурфилософами, физиками (античные авторы называли их физиологами). Анаксимандр написал свое произведение в середине VI века до н.э. От него сохранилось несколько частей и целый фрагмент — связное произведение. Известны названия других научных трудов философа из Милета: Карта Земли и глобус.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Почвенничество
  2. Основные проблемы патристики
  3. Иоанн Дамаскин
  4. Давид Фридрих Штраус, немецкий теолог и философ-младогегельянец
  5. Ученые-универсалы эпохи Возрождения
  6. Поиск пути развития в философии зарубежного востока XX века
  7. Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках
  8. Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства — Сущность и характеристика государства в марксистской теории
  9. Эстетические категории
  10. Гилозоизм в философии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: