Краткая биография фридриха энгельса

Личные признания

Фридрих Энгельс бывал часто в гостях у семьи Карла Маркса и однажды он заполнил анкету в дневнике Дженни Каролины Маркс, дочери Карла Маркса. Перевод с английского языка:

Вопрос Ответ
Ваша любимая добродетель? Весёлый характер.
Какие качества Вам нравятся в мужчинах? То что они сами заботятся о своих делах.
Какие качества Вам нравятся в женщинах? То что они не разбрасывают вещи.
Ваше главное качество? Все полузнать.
Как Вы представляете счастье? Château Margaux 1848 года розлива.
Как Вы представляете несчастье? Это когда нужно идти к зубному врачу.
Порок, который Вы легко прощаете? Неумеренность всех видов.
Порок, который Вы ненавидите? Лицемерие.
К кому Вы испытываете антипатию? К жеманным, надменным дамам.
Человек, который Вам нравится меньше всего? Сперджен.
Ваше любимое занятие? Дразниться и быть дразнимым.
Ваш любимый герой? Нет такого.
Ваша любимая героиня? Их слишком много, чтобы всех перечислить.
Ваш любимый поэт? Рейнеке-Лис, Шекспир, Ариосто и т. д.
Ваш любимый писатель? Гёте, Лессинг, доктор Самельсон.
Ваши любимые цветы? Синие колокольчики.
Ваш любимый цвет? Все цвета, вплоть до анилиновых красителей.
Ваше любимое холодное блюдо? Салат.
Ваше любимое горячее блюдо? Ирландское рагу.
Ваш любимый основной принцип? Такового не иметь.
Ваш любимый девиз? Спокойствие! Только спокойствие!

Источники[править]

  1. «Фридрих Энгельс — большой друг музыки». К 200-летию со дня рождения

  2. К 200-летию Фридриха Энгельса

  3. К 200-летию Фридриха Энгельса

  4. Иван Никитчук: «Уроки классиков марксизма-ленинизма надо знать каждому, кто устремлен в социалистическое будущее»

  5. https://republic.ru/posts/98741
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-plyusy-i-minusy-rannego-rasprostraneniya-idey-marksizma-vshir
  7. https://economytimes.ru/starshiy-ekonomist/engels-za-predelami-marksizma
  8. Иван Никитчук: «Уроки классиков марксизма-ленинизма надо знать каждому, кто устремлен в социалистическое будущее»

  9. «Фридрих Энгельс — большой друг музыки». К 200-летию со дня рождения

  10. http://rksm-b.narod.ru/news291110.html
  11. http://slovar1953.ru/?content=pview&p=1081
  12. Иван Никитчук: «Уроки классиков марксизма-ленинизма надо знать каждому, кто устремлен в социалистическое будущее»

  13. https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-plyusy-i-minusy-rannego-rasprostraneniya-idey-marksizma-vshir
  14. К 200-летию Фридриха Энгельса

  15. ФРИДРИХУ ЭНГЕЛЬСУ — 200 ЛЕТ

  16. https://sl-lopatnikov.livejournal.com/2575170.html
  17. https://www.svoboda.org/a/1811095.html
  18. http://leninvi.com/t33/p070
  19. http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/RUSFUT.HTM
  20. http://www.agitclub.ru/gorby/ussr/blackbook2.htm
  21. https://kprfrzn.ru/analitika/ruso-k-200-letiju-f-jengelsa-velikij-borec-i-myslitel
  22. К 200-летию Фридриха Энгельса

  23. http://adygkprf.ru/news_page/fridrih-engels-i-russkie-kosmisty-vtoroj-poloviny-
  24. https://knijky.ru/books/sobranie-sochineniy-tom-22?page=261

Образование и карьера

Дедушка Герхард познакомил внука с древней историей. С юных лет мальчик завораживался храбростью воинов Трои, взапой читал «Илиаду» Гомера. В гимназии Бремена преуспел в познании языков, ему легко давались физика и химия. Тяга к получению образования обрывалась желанием его отца сделать из него бизнесмена и продолжателя семейного дела. В 1838-м году юноша пишет балладу «Бедуины».

Из увлечений юноши выделялись плавание и верховая езда, тяга к сочинительству, зачитывание классической литературой, музицирование и написание разного рода эссе. Придерживался Энгельс учений проповедника и теолога Шлейермахера, который отрицал метафизику в религии. После знакомства с бытом рабочего класса Англии, входит в ряды лондонских революционеров. В 1845-м году Маркс и Энгельс переезжают в Бельгию, дабы избежать давления полиции на их коммунистические пристрастия. В 1850-м году он получает долю отца на фабрике, старший Фридрих умирает в 1860-м году. Сын свою долю продает в 1870-м году Эрмену, у которого он работал в торговой фирме до этого. Деньги, как обычно, идут на поддержку соратника Маркса.

Биография[править | править код]

Родился в семье фабриканта Фридриха (!) Энгельса.

15 сентября 1837 года по настоянию отца оставил гимназию, не окончив последнего класса, и отказался от дальнейшей учёбы. Сначала в течение года работал в конторе отца, а затем был им отправлен на службу в крупную торговую фирму в Бремен, где занимался и поэтическим творчеством.

Весной 1841 года вернулся в долину Вупперталь, чтобы вскоре после этого отправиться на военную службу. Осенью 1841 года приехал в Берлин и поступил вольноопределяющимся в артиллерийскую бригаду

В свободное от военной службы время посещал в качестве вольнослушателя Берлинский университет, уделяя особое внимание лекциям по философии

Вернувшись с военной службы в Бармен осенью 1842 года, по предложению отца отправился для коммерческой практики в Англию, на бумагопрядильню «Эрмен и Энгельс» в Манчестере. По дороге в Манчестер в ноябре 1842 года посетил в Кёльне редакцию «Рейнской газеты», где произошла его первая краткая встреча с К. Марксом.

В конце августа 1844 года покинул Манчестер, по пути на родину заехав в Париж и посетив жившего там в то время Маркса, с которым провёл десять дней.

Весной 1845 года покинул Бармен и уехал в Брюссель, куда к тому времени переехал и Маркс.

К середине ноября 1849 года перебрался в Лондон.

В ноябре 1850 года переехал в Манчестер, где приступил к работе в качестве конторщика фирмы «Эрмен и Энгельс». С 1860 года работал в качестве её доверенного, а с 1864 года — в качестве пайщика.

В 1852 году начал изучать русский язык.

В сентябре 1870 года переехал из Манчестера в Лондон и поселился недалеко от Маркса.

После переезда в Лондон был по предложению Маркса введён в состав Генерального совета Интернационала., куда был избран 20 сентября 1870 года единогласно.

В 1873 году встретился в Лондоне с Г. А. Лопатиным, бежавшим из Иркутского острога.

17 марта 1883 года присутствовал на похоронах Маркса.

В феврале 1885 года закончил расшифровку рукописи второго тома марксового «Капитала» и отослал её в типографию. Тотчас после этого приступил к диктовке третьего тома.

Осенью 1894 года отредактировал и издал третий том «Капитала».

В конце жизни болел раком пищевода. Умер 5 августа 1895 года в половине одиннадцатого вечера. 10 августа после гражданской панихиды его тело было кремировано в городке Уокинг в 30 милях от Лондона, а 27 августа согласно его завещанию урна с его прахом была опущена в море около скалы в Истборне.

Британский период

После возвращения в Англию начался наиболее плодотворный в литературном плане период жизни Энгельса. В созданных в этот период работах Фридрих Энгельс предстаёт перед читателем как зрелый философ, знаток естественных наук, политики, социологии, экономики и первобытной истории. Он пишет множество статей для газеты New York Daily Tribune. Они посвящены методикам революционной борьбы, анализу немецкой революции, важнейшим мировым событиям той эпохи и др. В это же время из-под пера Энгельса вышли такие значимые работы как:

  • «Крестьянская война в Германии» (1850), в которых были сопоставлены события середины XVI века, когда немецкие крестьяне боролись с феодальным гнётом, и революция 1848-1849 годов;
  • «Диалектика природы» (1873) – незаконченный труд, в котором был диалектический взгляд на естественное развитие живого мира;
  • «Переворот в науке, произведённый Дж. Дюрингом» (1878) – объединённые под общей обложкой статьи, в которых критиковался идеализм;
  • «Развитие социализма от утопии к науке» (1880), в которой обоснована необходимость перехода от утопического социализма к социализму научному;
  • «О происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884), в которой Энгельс отразил свою знаменитую трудовую теорию антропосоциогенеза в народе известную в виде формулы «труд сделал из обезьяны человека»;
  • «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886), работа, в которой Энгельс объявил об окончании эпохи идеализма, предварявшей переход к материалистической философии.

После смерти Маркса Энгельс продолжал плодотворную работу не только над собственными книгами, но и над неоконченными рукописями друга. Философ умер 5 августа 1895 года от онкологии. По его завещанию, тело было кремировано, а урна с прахом опущена в море.

Философия Энгельса

Фридрих получил торговое образование, но промышленником он так и не стал, при этом успешный экономист из него получился. Умение считать и просчитывать превратило его в прагматика, который полностью отрицал явление высших сил в жизни человека, хотя по юности имел иное мнение на этот счет. В итоге ссоры с отцом на религиозной почве и принятие теории Дарвина. Энгельс проводил исследовательскую деятельность, направленную на укрепление доказательной базы эволюции обезьян в человека. При этом важную составляющую в данном процессе сыграл труд, возможно из обезьян сразу появлялся пролетариат, который объединялся на пути к светлому будущему.

Признание силы единства целей, появления энергии взаимодействия между противоположностями, гипотеза своевременных критических замечаний по любому вопросу, требующего преобразования – делают работы Фридриха максимально привлекательными.

Отношение к России[править]

Энгельс высказался про русский язык, что он «всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы». В письме к Вере Засулич Энгельс отмечал: «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости». В 1882 году Маркс и Энгельс писали о том, что Россия является передовым отрядом революционного движения в Европе.

В одном из своих последних писем к Лаврову Энгельс писал:
«Мне жаловаться не приходится, но я начинаю замечать, что 74 года это не 47. Однако события должны помочь нам сохранить жизненные силы; вся Европа кипит, повсюду назревают кризисы, особенно в России. Долго там не может так продолжаться. Тем лучше».

Как отмечает канд. филос. наук Е. И. Салов, хрестоматийной остается оценка Фридрихом Энгельсом объективно прогрессивной роли России и русских по отношению к народам Востока и Юга Евразии: «Господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии».

Энгельс считал, что без победы «современного промышленного пролетариата» на Западе (написано им в 1894 году): «Россия ни на основе общины, ни на основе капитализма не может достичь социалистического переустройства общества».

Цитаты[править | править код]

Молодой (?) Энгельсправить | править код

  • «Со времён ужасной французской революции совершенно новый, дьявольский дух вселился в значительную часть человечества, и безбожие столь бесстыдно и надменно поднимает свою наглую голову, что приходится думать об исполнении в настоящее время пророчеств Писания»
  • «…вместо всяких сект и партий мы имеем теперь только две: христиан и противников Христа»

Поздний (?) Энгельсправить | править код

  • «Дворянско-буржуазная революция в Петербурге с последующей гражданской войной внутри страны вполне возможна» ()
  • «Прусская конституция, какой бы она ни была куцей и урезанной, всё же оставалась более либеральной, чем конституция империи»
  • «До тех пор пока традиционная политика сохранения любой ценой status quo… будет руководящим принципом западной дипломатии, девять десятых населения Европейской Турции будет видеть в России свою единственную опору, свою освободительницу, своего мессию»
  • «История и современные факты в одинаковой мере указывают на необходимость основания в Европе на развалинах мусульманской империи свободного, независимого христианского государства»
  • «Христианское население Европейской Турции как греческое, так и славянское более, чем когда-либо, стремится сбросить с себя турецкое иго и более, чем когда-либо, видит в России своего единственного защитника» ()
  • «Русская история идёт очень хорошо. Теперь там и на юге бунтуют» (21 октября )
  • «В каждом крупном революционном движении вопрос о „свободной любви“ выступает на передний план»
  • «Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части… И если победившая партия не хочет потерять плоды своих усилий, она должна удерживать своё господство посредством того страха, который внушает реакционерам её оружие»
  • «Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна»
  • «Террор — это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые ради собственного успокоения: людьми, которые сами испытывают страх. Я убеждён, что вина за господство террора в  г. падает почти исключительно на перепуганных, выставлявших себя патриотами буржуа, на мелких мещан, напускавших в штаны от страха, и на шайку прохвостов, обделывавших свои делишки при терроре» ()
  • «…прусское государство и прусская армия потерпят крах, и это произойдёт, вероятно, в войне с Россией — в войне, которая может длиться четыре года и доставит Пруссии только недуги и простреленные кости» ()
  • «Истинной представительницей милитаризма является не Франция, а германская империя прусской нации» (апрель )
  • «Налицо все элементы русского 1789 года, за которым неизбежно последует 1793 год… А раз уж дело дойдёт до революции в России — изменится лицо всей Европы» ()
  • «Масса французских социалистов приходит в ужас при мысли, что нация, осчастливившая мир французскими идеями, взявшая монополию на идеи, что Париж, этот светоч всего мира, должен теперь вдруг получать социалистические идеи в готовом виде от немца Маркса. Однако это всё-таки так и есть, и к тому же Маркс настолько превосходит всех нас своей гениальностью, своей чуть ли не чрезмерной научной добросовестностью и своей баснословной учёностью, что если бы кто-либо рискнул критиковать его открытия, то он только обжёгся бы на этом. Это возможно будет только для людей более прогрессивной эпохи… Я вообще не понимаю, как можно завидовать гению. Это настолько своеобразное явление, что мы, не обладающие этим даром, заранее знаем, что для нас это недостижимо; но чтобы завидовать этому, надо уж быть полным ничтожеством» (25 октября )
  • «Для Пруссии — Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы» (15 декабря )
  • «От 8 до 10 миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда ещё не объедали тучи саранчи»
  • «Консерваторы лишь тогда чего-нибудь стоят, когда их возглавляет человек вроде Дизраели» (конец XIX века)
  • «Соединённые Штаты современны, буржуазны уже с самого их зарождения»
  • «Разве феодализм когда-либо соответствовал своему понятию? Возникший в Западнофранкском королевстве, развитый дальше в Нормандии норвежскими завоевателями, усовершенствованный французскими норманнами в Англии и Южной Италии, он больше всего приблизился к своему понятию в эфемерном Иерусалимском королевстве, которое оставило после себя в „Иерусалимских ассизах“ наиболее классическое выражение феодального порядка»
  • «Уж если дьявол революции схватил кого-либо за шиворот, так это Николая II» (?)

биография

От трудолюбивой ситуации к положению рабочего класса

Маркс и Энгельс. Памятник в Берлине .

Он происходит из семьи протестантских промышленников , его отец разбогател на текстильной промышленности. Он бросил среднюю школу Эльберфельда по семейным обстоятельствам в 1838 году . Работая клерком в торговой компании в Бремене , он начал углубленно изучать философию . Это особенно близко к философии Гегеля , которая тогда преобладала в немецкой философии того времени в ущерб философии Шопенгауэра .

В 1842 году он переехал в Англию , в Манчестер , и работал в промышленной компании, которой интересовался его отец. Именно там он написал и в 1845 году опубликовал «Положение рабочего класса в Англии» .

Встреча и революция

В том же году Энгельс сотрудничал с журналом Annales franco-Allemandes , редактором и издаваемым Карлом Марксом в Париже . После своей первой встречи в 1844 году они обнаруживают, что разделяют те же взгляды, и решают более тесно сотрудничать. После изгнания Маркса из Франции они поселились в Бельгии , где свобода слова больше, чем в других странах Европы .

В Июль 1845 г.Энгельс предлагает Марксу поездку в Англию. Там он встретил Мэри Бернс, ирландскую рабочую, с которой он жил, до ее смерти в 1863. Затем он переехал к своей сестре Лиззи Бернс, до ее смерти в 1878. Ее заменила хозяйкой в ​​Энгельсе Мэри Эллен. Вероятно, именно Мэри Бернс познакомила его с чартистским движением , в котором он познакомился с некоторыми лидерами, такими как Джордж Джулиан Харни . Маркс и Энгельс возвращаются в Брюссель вЯнварь 1846 г., где они основали Коммунистический комитет по переписке. Цель — объединить социалистов из разных частей Европы. Под влиянием концепций Маркса Союз справедливых , социалистическая организация, превращается в Союз коммунистов , которого придерживаются Маркс и Энгельс.

По просьбе Союза коммунистов Маркс в 1847 году начал писать брошюру, основанную, среди прочего, на принципах коммунизма Энгельса. Эта работа, выполненная за шесть недель, написана таким образом, чтобы сделать коммунистические принципы доступными для всех. Он озаглавлен « Манифест Коммунистической партии» и анонимно опубликован вФевраль 1848 г..

В связи с революцией 1848 года Энгельс и Маркс были изгнаны в марте из Бельгии. Они поселились в Кельне, где основали новую газету Neue Rheinische Zeitung (New Rhine Gazette).

Энгельс активно участвовал в революции 1848 г. , участвовал в восстании Эльберфельда  (де) (ныне Вупперталь ). После подавления восстания он присоединился к революции в Бадене и Пфальце . Принимал участие в боях против прусской армии (июнь-Июль 1849 г.) в качестве адъютанта Августа Виллиха  (де) , лидера повстанческого корпуса.

Покровитель и ученый

В 1849 году Энгельс и Маркс были вынуждены покинуть страну и уехать в Лондон. Прусские власти призывают британское правительство выслать двух мужчин, но премьер-министр Джон Рассел отказывается.

Чтобы финансово помочь Марксу, Энгельс вернулся к работе со своим отцом в Манчестер, прежде чем вернуться в Лондон в 1870 году. Он особенно интересовался феминизмом . Например, он считает концепцию моногамного брака результатом доминирования мужчин над женщинами.

С года он выступал в составе Международной ассоциации рабочих (Première Internationale) до ее роспуска в 1876 ​​году . В 1878 году он опубликовал книгу « Месье Э. Дюринга, огорчившая науку» (три главы из которой извлечены и составляют работу под названием « Утопический социализм и научный социализм в 1880 году» ).

После смерти Маркса в 1883 году он собрал свои черновики, чтобы обеспечить посмертное издание книг II и III произведения « Капитал» . Он также предполагает редактирование и перевод других произведений Маркса. Он отвечает за «разоблачение результатов исследования Льюиса Х. Моргана в связи с материалистическим изучением истории». Это будет «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , опубликованное в 1884 году. Он работает над объединением различных марксистских рабочих партий в рамках Второго Интернационала .

Он умер в Лондоне в 1895 году бездетным. Он оставляет Лауре Маркс-Лафарг , жене Поля Лафарга , часть его состояния.

Роль Энгельса в создании марксизма

Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Этим Энгельс в огромной мере способствовал победе марксизма в международном рабочем движении в 90-е гг. XIX века. Разрабатывая совместно с Марксом учение об общественно-экономических формациях, Энгельс раскрыл ряд специфических закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феодального обществ, возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства

В последние годы жизни Энгельс уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии

Велико его участие в разработке марксистского учения о литературе и искусстве. Ряд областей марксистской науки является в значительной мере результатом самостоятельного вклада Энгельса. К их числу относятся: учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании, диалектико-материалистическое учение об армии и военном деле и др.

Маркс и Энгельс настаивали на единстве революционной теории и практики международного рабочего движения. Они совместно разработали научную программу, стратегию и тактику пролетариата, обосновали его всемирно-историческую роль как творца нового общества, необходимость создания его революционной партии, осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс явились пропагандистами пролетарского интернационализма и организаторами первых международных объединений рабочего класса — Союза коммунистов и 1-го Интернационала. Приверженность принципам интернационализма они рассматривали как неотъемлемую черту подлинно пролетарской партии. Маркс и Энгельс постоянно указывали на творческий характер революционной теории.

Особенно велики заслуги Энгельса в последние годы жизни. Он развил марксистскую науку, обогатил марксистскую стратегию и тактику новыми теоретическими обобщениями, развернул борьбу против оппортунизма и левого сектантства, против догматизма в социалистических партиях. Работая над завершением 3-го тома «Капитала», Энгельс в своих дополнениях к нему подметил некоторые черты, свойственные новому периоду развития капитализма — империализму.

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс рассматривали насильственную антикапиталистическую революцию как завершающую стадию классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Но после поражения революций 1848-49 годов они преодолели свои иллюзии относительно близости антикапиталистической революции, что позволило им более трезво оценить повседневную борьбу пролетариата за свои права в рамках буржуазного общества. Они стали говорить о возможности мирных социалистических преобразований, учитывая расширение избирательного права в европейских странах во второй половине XIX века. Так, во введении к переизданию работы Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» Энгельс писал, что «рабочие стали оспаривать у буржуазии каждую выборную должность, если при замещении ее в голосовании участвовало достаточное количество рабочих голосов. И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, — чем успехов восстания».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: