Йозеф гайдн

Первые успехи

На маленьком Йозефе ярче всех остальных детей сказались музыкальные способности отца. Уже в пять лет он выделялся среди сверстников красивым, звонким голоском и отличным чувством ритма. С такими музыкальными данными ему просто на роду было написано не расти в родной семье.

В то время церковные хоры остро нуждались в высоких голосах — женских голосах: сопрано, альтах. Женщины, согласно устройству патриархального общества, в хоре не пели, поэтому их голоса, так нужные для полного и гармоничного звучания, заменялись на голоса совсем еще юных мальчиков. До начала мутации (то есть перестройки голоса, являющейся частью изменений организма во время переходного возраста) мальчики с хорошими музыкальными данными вполне могли заменить женщин в хоре.

Вот и совсем маленького Йозефа забрали в хор церкви Хайнбурга — небольшого городка на берегу Дуная. Для его родителей это наверняка стало громадным облегчением — в таком раннем возрасте (Йозефу было примерно семь) никто из их семьи еще не перешел на самообеспечение.

Музыкант или слуга?

Длительный период службы в имении Эстерхази стал временем рождения множества новых произведений Гайдна. По заказу своего хозяина он пишет крупные произведения в разных жанрах. Из-под его пера выходят и оперы, и квартеты, и сонаты, и другие сочинения. Но особенно любит Йозеф Гайдн симфонию. Это крупное, обычно четырехчастное произведение для симфонического оркестра.

Именно под пером Гайдна появляется классическая симфония, то есть такой образец этого жанра, на который впоследствии будут опираться другие композиторы. За свою жизнь Гайдн написал около ста четырех симфоний (точная цифра неизвестна). И, разумеется, их большая часть была создана именно капельмейстером князя Эстерхази.

Со временем положение Гайдна достигло парадокса (к сожалению, то же самое впоследствии случится и с Моцартом): его знают, его музыку слушают, о нем говорят в разных европейских странах, а сам он не может даже поехать куда-нибудь без разрешения своего хозяина. Унижение, которое испытывает Гайдн от подобного отношения к нему князя, порой проскальзывает в письмах к друзьям: «Капельмейстер я или капельдинер?» (капельдинер — слуга).

Краткая биография

  1. Первые свои крупные произведения молодой композитор сочинил ещё во времена работы в капелле Собора Святого Стефана. Это были 2 мессы, написанные в 1749 г.
  2. В 1752 г. в Вене и других австрийских городах был поставлен зингшпиль (пьеса с музыкальными номерами) Гайдна под названием «Хромой бес». Это произведение не сохранилось до нашего времени. Также в начале 50-х гг. Йозеф сочинил целый ряд произведений (серенады, квартеты и пр.), благодаря которым он стал известен в Вене.
  3. В 1754-1756 гг. композитор работал при дворе как свободный художник.
  4. В 1757 г. австрийский аристократ граф Фюрнберг пригласил Йозефа на лето в своё поместье Вейнцирль. Там композитор создал 12 струнных квартетов.
  5. В 1759 г. Гайдну предложили должность капельмейстера в чешском замке графа Фердинанда Максимилиана Морцина. Для небольшого оркестра, которым он руководил в замке, Йозеф написал свою Первую симфонию ре мажор, а также несколько дивертисментов для духовых.
  6. В 1761 г. у графа Морцина начались финансовые трудности, и он распустил свой оркестр. Гайдн перешёл на службу к одному из самых влиятельных и богатых венгерских князей – Паулю Антону Эстерхази. Сначала композитор занимал должность вице-капельмейстера.
  7. В 1762 г. умер Пауль Антон, его преемником стал брат Миклош Иосиф, прозванный «Великолепным» за покровительство искусствам и художникам.
  8. В 1766 г. скончался старый капельмейстер семейства Эстерхази, Грегор Вернер, и освободившуюся должность занял Гайдн. Миклош выстроил новую роскошную резиденцию (Эстерхазу) с настоящим оперным театром и театром марионеток. Гайдн при дворе князя сочинял музыку, руководил оркестром, ставил оперы. Каждый вечер в резиденции в присутствии Миклоша давалось музыкальное или театральное представление.
  9. В 1772 г. композитор сочинил знаменитую Прощальную симфонию (симфония №45), в финале которой музыканты, заканчивая свои партии, гасили свечи перед собой и покидали сцену. В конце оставались лишь 2 ведущие скрипки.
  10. В 1779 г. контракт Гайдна с Эстерхази был пересмотрен. Мастер получил право сочинять музыку для других и продавать свои композиции издателям.
  11. Зимой 1781 г. в Вене Йозеф Гайдн познакомился с Моцартом. Между двумя композиторами завязалась крепкая дружба и плодотворное творческое сотрудничество.
  12. В этом же году 2 гайдновские симфонии были исполнены в Нью-Йорке, что принесло ему известность в Америке.
  13. Также зимой 1781 г. композитор написал 6 квартетов для гостившего в Вене будущего российского императора Павла I. Они получили название «русских квартетов».
  14. В феврале 1785 г. Гайдна посвятили в масонскую ложу.
  15. В 1790 г. умирает Миклош Иосиф. Вскоре его сын, Антал Эстерхази, будучи равнодушным к музыке, распускает оркестр. Гайдн к этому времени становится одним из самых популярных композиторов в Европе.
  16. В 1790 г. импресарио Иоганн Петер Саломон, занимающийся организацией концертов в Англии, заключил с Йозефом Гайдном контракт. Для цикла английских концертов композитор подготовил несколько новых композиций. В Англии Гайдн провёл 2 триумфальных концертных сезона 1791 и 1792 гг.
  17. В 1792 г. в Бонне Гайдн познакомился с Бетховеном и взял одарённого молодого человека в ученики.
  18. Летом 1795 г. композитор вновь отправился в Англию. В это время он создал свои лучшие 6 симфоний и 6 квартетов.
  19. Вернувшись в Австрию, композитор вновь занял своё прежнее место в семье Эстерхази, где правил уже Миклош II. Там мастер сочинил свои последние мессы.
  20. В 1798 г. он пишет ораторию «Сотворение мира», а в 1801 г. – «Времена года». Работа над этими эпическими произведениями серьёзно подорвала силы мастера.
  21. С 1802 г. Гайдн уже физически ничего не мог писать, чувствовал себя плохо и тихо жил в своём доме в Гумпендорфе, на окраине Вены.
  22. 31 мая 1809 г. в возрасте 77 лет Йозеф Гайдн умер.

Франц Йозеф Гайдн дирижирует

Краткая биография Йозефа Гайдна

Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.

Родился, вероятно, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).

В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.

С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.

Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791—1792 и 1794—1795 гг.

Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.

В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII—XIX вв.

В 1792 г. его учеником был Л. ван Бетховен. Последние годы жизни Гайдн провёл в Вене. Здесь он написал оратории «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.).

Талант Гайдна был высоко оценён его современниками. В 1791 г. он стал почётным доктором Оксфордского университета, в 1798 г. — членом Шведской королевской академии музыки. В 1804 г. композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 г. — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.

http://obrazovaka.ru/gaydn-yozef.htmlhttp://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/franc-jozef-gajdnhttp://citaty.su/kratkaya-biografiya-jozefa-gajdna

голоса

Рейтинг статьи

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31.03.1732 в простой крестьянской семье. Местом его рождения стала небольшая австрийская деревня Рорау, расположенная недалеко от венгерской границы.

Йозеф стал вторым ребёнком и первым сыном Матиаса Гайдна и Марии Коллер. Отец мальчика был каретным мастером, а мать работала кухаркой в имении графа Гарраха.

Матиас очень любил музыку, играл на арфе, пел. Именно он заметил музыкальные способности сына. У мальчика был прекрасный слух и чувство ритма. В 1737 г. отец отправил Йозефа в Хайнбург-на-Дунае к дяде, который работал там ректором школы. Мальчик начал изучать основы музыки и хорового пения.

В возрасте 7-ми лет на Йозефа обратил внимание заехавший в Хайнбург капельмейстер фон Ройтер, он забрал талантливого мальчика в капеллу венского Собора Святого Стефана, где тот до 1749 г. пел в хоре, а также обучался игре на музыкальных инструментах

В детстве

Потом у Гайдна пропал голос. Для юноши наступили трудные времена. Он брался за любую работу, а по ночам сочинял музыку. Молодой человек устроился слугой к известному венскому композитору и преподавателю Николе Порпора. Так как у Йозефа не было денег на занятия, но было огромное желание учиться, Порпора разрешил ему слушать за занавеской свои уроки с другими учениками. Начинающий композитор многое почерпнул из этих уроков и восполнил пробелы в своём музыкальном образовании.

Начинающий композитор

“Папаша Гайдн” – чей папаша?

Самым старшим из трех композиторов, а значит, основоположником стиля их музыки, является Франц Йозеф Гайдн, биографию которого вы и прочтете в этой статье (1732-1809) – “папаша Гайдн” (говорят, так назвал Йозефа сам великий Моцарт, который, кстати, был младше Гайдна на несколько десятков лет).

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и — работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост, и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много — семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал бы каретных дел мастером.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.

Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

«Папаша Гайдн» — чей папаша?

Самым старшим из трех композиторов, а значит, основоположником стиля их музыки, является Франц Йозеф Гайдн, биографию которого вы и прочтете в этой статье (1732-1809) — «папаша Гайдн» (говорят, так назвал Йозефа сам великий Моцарт, который, кстати, был младше Гайдна на несколько десятков лет).

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и — работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост, и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много — семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал бы каретных дел мастером.

Последние годы жизни. Лондон

Жизнь композитора Йозефа Гайдна развивалась подобно тропке в горах. Подниматься тяжело, но зато в конце — вершина! Кульминация и его творчества, и его славы пришлась на самый конец жизни. Произведения Гайдна достигли окончательной зрелости в 80-х гг. XVIII века. К образцам стиля 80-х относят шесть так называемых парижских симфоний.

Непростая жизнь композитора ознаменовалась триумфальным завершением. В 1791 году умирает князь Эстерхази, а его наследник распускает капеллу. Гайдн — уже известный по всей Европе композитор — становится почетным гражданином Вены. Он получает в этом городе домик и пожизненную пенсию. Последние годы жизни Гайдна проходят весьма лучезарно.

Он дважды посещает Лондон — в результате этих поездок появились двенадцать лондонских симфоний — последних его произведений в этом жанре. В Лондоне он знакомится с творчеством Генделя и под впечатлением от этого знакомства впервые пробует себя в жанре оратории — любимом жанре Генделя. На склоне лет Гайдн создает две оратории, известные до сих пор: «Времена года» и «Сотворение мира». Музыку Йозеф Гайдн пишет до самой смерти.

Минорное начало самостоятельной жизни

Такая же участь постигла и Гайдна. Ему уже было 18 лет. Несколько дней побродив по улицам Вены, он встретил старого школьного товарища, и тот помог ему найти квартиру, точнее – маленькую комнатку под самым чердаком. Вену недаром называют музыкальной столицей мира. Даже тогда, не прославленная еще именами венских классиков, она была музыкальнейшим городом Европы: по улицам плавали мелодии песен и танцев, а в комнатушке под самый крышей, в которой поселился Гайдн, оказалось настоящее сокровище – старый, разбитый клавикорд (музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано). Много играть на нем, однако, не приходилось. Большую часть времени отнимали поиски работы. В Вене удается раздобыть лишь несколько частных уроков, доходы от которых едва-едва позволяют удовлетворить необходимые потребности. Отчаявшись найти работу в Вене, Гайдн пускается в странствия по близлежащим городам и селам.

Другие биографии:

  • Князь Святослав Игоревич

    Великий полководец и человек с неимоверной силой характера князь Святослав Игоревич. Святослав Храбрый. Всего 30 лет, если верить древним летописям, с 942 года по 972

  • Борис Николаевич Ельцин

    Борис Ельцин – первый президент Российской Федерации, который руководил страной с 1991 по 1999 гг. Борис Николаевич Ельцин появился на свет 1 февраля 1931 года в селе Бутка

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Брюсов Валерий Яковлевич

    Брюсов считается, если не создателем русского символизма, то одним из наиболее заметных деятелей этого направления. На стыке веков, когда пришелся период творческого акме поэта многие люди создавали невероятные произведения

  • Франц Йозеф Гайдн

    Йозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии

50-е годы

Этот период очень значим для творчества композитора. В это время он пишет свои первые сочинения, которые принесли ему известность. Одним из таких является опера «Асмодей». Она была популярна и ставилась во многих европейских городах. К сожалению, ноты этого сочинения не сохранились.

Кроме оперы, в этот период композитор сочиняет квартеты, серенады и самое главное, свою первую симфонию Ре мажор. Кроме этого, Йозеф продолжал заниматься саморазвитием, работать органистом и давать уроки.

Вскоре ему удалось получить должность капельмейстера у графа Карла фон Морцина. У него был маленький оркестр, для которого Гайдн писал сочинения, а те их исполняли.

Биография[править]

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в австрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией в Австрийской империи.

Родители, восхищавшиеся пением и любительской игрой, заметили у мальчика музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу и тот в течение девяти лет пел в хоре.

В 1749 году Йозеф ушел из хора и стал свободным музыкантом. Следующий десятилетний период был для него очень тяжелым. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никколо Порпора. Параллельно он пытался заполнять пробелы в своем музыкальном образовании. К этому периоду относится и написание первой оперы Гайдна.

В 1759 году композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под руководством Гайдна возникает небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. В 1760 году Гайдн женится на Марии-Анне Келлер.

Рукопись Гайдна

В 1761 году Гайдна берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрийской империи. После смерти в 1766 году первого капельмейстера, Грегора Вернера, его должность получает Гайдн. В обязанности капельмейстера входит написание музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

Князья Эстерхази (сначала Пал Антал, потом Николай, или Миклош) — настоящие ценители музыки и почитатели таланта Гайдна. За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его популярность растет. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. В последние годы жил в Вене. В 1792 году он знакомится с Бетховеном и берет его в ученики.

Йозеф Гайдн умер 31 мая 1809 года в Вене.

Международная известность

Гайдн был связан договором с Эстерхази. Все его произведения были собственностью этой семьи, несмотря на известность, полученную в Европе. Одиночество тяготило композитора.

В 1779 году были пересмотрены условия договора. Гайдн получает свободу, после чего начинает писать на заказ, заключает договоры с австрийскими и зарубежными издателями. Наступает новый этап в жизни композитора, принёсший ему всемирную известность. Его знают в Англии, Франции и России:

  • французы рукоплещут шести симфониям, которые композитор назвал «Парижскими»;
  • англичане знакомятся с двенадцатью симфониями, названными «Лондонскими»;
  • великие русские композиторы и писатели с восторгом отзываются о музыкальных произведениях Гайдна.

В 1781 году в Вене Гайдн познакомился с Моцартом. Они стали верными друзьями. Моцарт уважал друга и всегда прислушивался к его советам.

В 1790 году наследник князя П. Эстергази распустил капеллу, но за композитором сохранилась пожизненная пенсия. В 1792 г. в Бонне Гайдну представляют юного талантливого Людвига ван Бетховена, который становится учеником маэстро. В 1785 году композитор вступает в общество масонов, куда входит и Моцарт.

Музыка

Обучаясь у Порпора, молодой человек получил немало нужных и ценных знаний, и начал писать первые сонаты. В те годы он сумел создать произведения, которые в дальнейшем стали популярными в широких кругах, а некоторые даже поставили на сцене. В 1759 году Йозеф написал симфонию №1, а вскоре устроился к графу Морицину на должность капельмейстера, став руководителем маленького оркестра.

После сотрудничества с Морициным, Гайдну предложили похожую работу, но на этот раз у Павла Эстерхази, чья семья была одной из самых богатых и влиятельных в Австрии. Композитор и князь заключили контракт, согласно которому Йозеф обязывался писать симфонии для его высочества. Спустя почти двадцать лет композитору стало позволено продавать свои работы и обучать других людей, и он воспользовался шансом, расширив род своей деятельности.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.

Композитор Йозеф Гайдн

Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60—70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) — «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.

Нотный стан Йозефа Гайдна

В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.

Йозеф Гайдн за сочинением симфонии

После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Последние годы

Пиком величия Гайдна стали два оратория – «Сотворение мира» в 1798 и «Времена года» в 1801 годах. Они стали образцом музыкального классицизма. В конце жизни здоровье знаменитого композитора резко пошатнулось. Его последние работы остались неоконченными. Смерть нашла его в Вене, через несколько дней после того, как ее заняла армия Наполеона. Предсмертные слова композитора были обращены к его слугам, которых он хотел успокоить. Люди тревожились за то, что солдат могли разорить и присвоить их имущество. Во время похорон Йозефа Гайдна играл «Реквием» его друга Моцарта.

Проверьте, насколько хорошо запомнили краткую биографию Гайдна.

Детские годы

Характер композитора формировался в трудовой атмосфере крестьянского быта: он родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С детских лет Гайдн мог слышать музыку разных национальностей, поскольку среди местного населения Рорау были и венгры, и хорваты, и чехи. Семья была музыкальной: отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе.

Обратив внимание на редкие музыкальные способности своего сына, отец Гайдна отправляет его в соседний городок Хайнбург к своему родственнику (Франку), служившему там ректором школы и регентом хора. Позднее будущий композитор вспоминал, что получал у Франка «больше тумаков, чем еды»; тем не менее, с 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене
. Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Уже тогда это был город, буквально наполненный музыкой. Здесь издавна процветала итальянская опера, проводились концерты-академии знаменитых виртуозов, при императорском дворе и домах крупных вельмож существовали большие инструментальные и хоровые капеллы. Но главное музыкальное богатство Вены — разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).

Постоянное участие в исполнении музыки — не только церковной, но и оперной — более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку. К сожалению, в капелле ценили только голос мальчика, поручая ему исполнение сольных партий; композиторские же наклонности, пробудившиесяуже в детские годы, остались незамеченными. Когда голос начал ломаться, Гайдна уволили из капеллы .

«Прощальная» симфония Йозефа Гайдна

Редко удается композитору вырваться из круга служебных обязанностей, побывать в Вене, повидать друзей. Кстати, на некоторое время судьба сводит его с Моцартом. Гайдн был одним из тех, кто безоговорочно признал не только феноменальную виртуозность Моцарта, но именно его глубокий талант, позволявший Вольфгангу заглядывать в будущее.

Однако эти отлучки были редкими. Куда чаще Гайдну и музыкантам капеллы приходилось задерживаться в Эстерхазе. Князь порой и в начале осени не хотел отпускать капеллу в город. В биографии Йозефа Гайдна к интересным фактам, бесспорно, относится история создания его 45-й, так называемой Прощальной симфонии. Князь в очередной раз надолго задержал музыкантов в летней резиденции.

Давно уже наступили холода, музыканты долго не видели членов своих семей, а болота, окружавшие Эстерхаз, не способствовали крепкому здоровью. Музыканты обратились к своему капельмейстеру с просьбой попросить о них князя. Вряд ли бы помогла прямая просьба, поэтому Гайдн пишет симфонию, которую исполняет при свечах.

Симфония состоит не из четырех, а из пяти частей, и во время последней музыканты поочередно встают, кладут инструменты и выходят из зала. Таким образом Гайдн напомнил князю, что пора увозить капеллу в город. Предание гласит, что князь понял намек, и летний отдых наконец-то закончился.

Период творческой зрелости

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала — вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Однако возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все его произведения, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайднапринять предложение Эстергази.

Живя в имениях Эстергази (Эйзенштадте и Эстергазе), и лишь временами наезжая в Вену, мало соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время этой службы величайшим мастером европейского масштаба. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер .

Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах. Так, в середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).

Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Последний при жизни Гайдна владелец Эстергази князь Миклош II оказался страстным любителем искусства. Композитора вновь призвали на службу, правда его деятельность теперь была скромной. Живя в своем собственном доме в предместье Вены, он сочинял для Эстергаза преимущественно мессы («Нельсон», «Терезия» и т.д.).

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого».

Они были знакомы.

В хоре уже пел его младший брат Михаэль (впоследствии тоже ставший известным композитором, работавшим в Зальцбурге), который обладал таким же прекрасным дискантом.

всего 24 оперы в разных жанрах, среди которых наиболее органичным для Гайдна был жанр buffa. Большим успехом у публики пользовалась, к примеру, опера «Вознагражденная верность».

Минорное начало самостоятельной жизни

Такая же участь постигла и Гайдна. Ему уже было 18 лет. Несколько дней побродив по улицам Вены, он встретил старого школьного товарища, и тот помог ему найти квартиру, точнее — маленькую комнатку под самым чердаком. Вену недаром называют музыкальной столицей мира. Даже тогда, не прославленная еще именами венских классиков, она была музыкальнейшим городом Европы: по улицам плавали мелодии песен и танцев, а в комнатушке под самый крышей, в которой поселился Гайдн, оказалось настоящее сокровище — старый, разбитый клавикорд (музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано). Много играть на нем, однако, не приходилось. Большую часть времени отнимали поиски работы. В Вене удается раздобыть лишь несколько частных уроков, доходы от которых едва-едва позволяют удовлетворить необходимые потребности. Отчаявшись найти работу в Вене, Гайдн пускается в странствия по близлежащим городам и селам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: